Если проследить историю двух итальянских городов, Венеции и Генуи, то в их прошлом много найти много общего. Каждый из этих городов рос на морской торговле, каждый в своё время добился могущества, сравнимого с крупнейшими государствами своего времени, каждый жил самостоятельно, не признавая власти феодалов, каждый выбирал себе правителей из числа своих жителей, и даже правители эти назывались одинаково.
А вот затем их судьбы начинают различаться. Если Венеция к XXI веку становится туристическим аттракционом с отсутствием промышленности и уехавшим в пригороды большинством жителей, то Генуя - один из самых больших городов страны и самых мощных индустриальных центров, крупнейший порт Средиземноморья. Про Венецию знают все, и все (ок, большинство) мечтают там побывать, а Генуя, как правило, даже не входит в обзорные туры по Италии.
Мы решили эту вопиющую несправедливость исправить, благо сам город того заслуживает. В первой части рассказа мы погуляем по городу; во второй - зайдём в собор и его сокровищницу; в третьей - посетим океанариум.
Лет двадцать назад жизнь города полностью вращалась вокруг порта, говорят, что немногие туристы, как и в большинстве сугубо портовых городов, имели здесь хорошие шансы быть ограбленными, а то и похуже. Власти проблему знали, но на решение её денег, как водится, не было. Пока не настала дата, под которую удалось деньги получить - в 1992-м году всё прогрессивное человечество отмечало официально утверждённое пятисотлетие открытия Америки. Америку, как известно, открыл Колумб, происхождение Колумба однозначно не установлено, но одна из версий утверждает, что он родился именно здесь, в Генуе. Естественно, сами генуэзцы и являются в первую очередь сторонниками этой версии, и имеют, с их точки зрения, убедительные её доказательства.
В 1992м, сумев убедить в этой версии большую часть мировой общественности, в т.ч. общественности американской, которая на празднование собственного юбилея выделила значительные средства, генуэзцам удалось использовать часть этих средств на приведение города в доступный для посещения вид.
В первую очередь в цивильный вид привели часть порта, наиболее близкую к старому городу. На старых пирсах построили аквариум-морской музей, стоянки для автомобилей и яхт, жилые дома, отели. В одном из таких отелей мы и остановились по приезду из Милана.
Вот такой вид из окошка.
А вот что мы увидели, проснувшись утром. Слева - комплекс зданий аквариума, справа - набережная, далеко спереди - грузовой порт и за ним - древний маяк. Неоднократно перестраиваясь, маяк стоит тут с середины XII века. За восемь с половиной столетий много раз реконструировался, что было вызвано как необходимостью модернизации (от освещения с помощью куч хвороста через оливковое масло к электрическим фонарям), так и постоянными разрушениям во время войн (начиная с гвельфов и гибеллинов, мавров и заканчивая Наполеоном и Королевскими ВВС).
Если присмотреться, на маяке виден белый с красным крестом герб города, нанесенный ещё в XVII веке во избежание friendly fire.
Одна из легенд гласит, что в 1449-м году смотрителем маяка был назначен некто Антонио Коломбо, утверждается, что он был дядей Христофора Колумба.
Другую городскую легенду можно увидеть, если повернуться от набережной в сторону города. Здесь стоит здание банка Сан-Джорджо, как утверждают генуэзцы, это был первый банк в мире, он основан в 1407-м году. Основным видом деятельности банка было кредитование многочисленных генуэзских колоний, со временем, когда многие колонии не смогли расплатиться по кредитам, они переходили под прямое управление банка. Утверждается, что клиентами банка были такие персоны, как их Католические Величества Фердинанд и Изабелла, император Карл V, ну и конечно, куда без него, Христофор Колумб. Злые языки, правда, говорят, что Колумбу на его бизнес-проект с открытием западного пути в Индию денег тут не дали. Здание банка отреставрировано в любимом
lord_k и
marinni стиле trompe-l'œil.
Специально для них несколько фотографий банка:
Покидаем порт и идём в старую часть города.
Практически все улицы старого города выглядят, за некоторыми исключениями, именно так. Даже дворцы, которые строили себе уважаемые люди в этом муравейнике, также воткнуты на пятачке, никаких тебе тенистых площадей с фонтанами. Вот (внизу) пример:
Палаццо не влезает в объектив, несмотря на то, что я стою, прижавшись спиной к стене здания напротив. Вся площадь (именно площадь, пьяцца) перед дворцом - 5 на 15 метров.
Самые-самые уважаемые люди долго думали, как решить проблему с нехваткой площади под строительство дворцов. И придумали. В наше время другие уважаемые люди называют это "проектами комплексной реконструкции микрорайонов".
Несколько влиятельных и уважаемых семей (ну например, широко известны фамилии Дориа и Гримальди) постепенно, в течение нескольких лет, выкупали у жителей не самого благополучного района города землю, и затем, после выкупа, снесли всё на ней всё находившееся и организовали новую улицу, которую так и назвали Страда Нуова, и построили на ней сорок два палаццо-дворца.
Бывшая Страда Нуова, ныне улица Гарибальди - единственная центральная улица Генуи, по которой могут разъехаться, при необходимости, два автомобиля.
Городской совет, давший добро на такое строительство, как водится, наложил и обременение - владельцы дворцов были обязаны расселять у себя официальных гостей города, послов, делегации etc.
Утверждается, что некоторые из расселённых гостей так впечатлялись увиденным, что хотели нечто подобное устроить и у себя. По крайней мере, в Генуе верят, что идея единой застройки парижской площади Вогезов возникла у Генриха IV после посещения Генуи. Рost hoc ergo propter hoc, как известно.
Пройдя виа Гарибальди, выходим на площадь. Напротив видим вот такое здание:
Состоятельные генуэзцы в старые времена были похожи на состоятельных россиян нашего времени - им мало было иметь денег, им нужно было, чтоб эти деньги видели все. Но, в отличие от современного российского правительства, тогдашнее генуэзское старалось это их желание использовать на благо города. К примеру, хочешь, чтоб твой новый дворец выглядел престижно и элитно, как нынче, в XIII веке, отделывают, в полосочку - ряд отделки из белого каррарского мрамора, ряд из чёрного местного сланца. Нет ничего проще - нужно внести в городскую казну за разрешение на подобную отделку некую сумму. И вносят, как известно, понты дороже денег. За деньги, оплаченные за право на полосатую отделку этого дома, например, город смог купить землю напротив него и разбить большую по тем временам площадь.
Поворачиваем направо и выходим уже к более новым районам. Площадь перед оперным театром со стандартным для итальянских городов памятником Гарибальди. Пройдя чуть дальше, выходим на главную местную площадь - площадь Феррари. Она для Генуи выполняет роль и Красной, и Пушкинской, и Маяковской-Триумфальной.
Название не имеет никакого отношения к известной марке автомобилей. Рафаэлле ди Феррари был известным генуэзским филантропом, который более двадцати миллионов тогдашних лир потратил на улучшение жизни земляков, прежде всего, портовых рабочих и их семей.
Сама же площадь первоначально возникла в 1815-м, когда Генуя была присоединена к Сардинскому королевству. На этом месте находился монастырь Сан Доменико, где традиционно в течение нескольких столетий хоронили правителей Генуэзской Республики, дожей. Новая власть решила снести символ независимости, во избежание.
Здание за фонтаном - генуэзская фондовая биржа, одна из первых в Европе.
А вот такой вид на главную площадь города понравится любителям современной высотной архитектуры ;-)
Боковым фасадом на площадь Феррари (кто же знал в те времена, что там будет площадь), выходит дворец дожей. Выглядит, конечно, поскромней венецианского. Сейчас, так же как и большинство дворцов на Страда Нуова, он используется как выставочный зал.
Выходим из старого города через сохранившиеся средневековые ворота, для того чтоб засвидетельствовать почтение месту, где родился и жил самый знаменитый местный уроженец, благодаря которому через пятьсот лет после его смерти Геную немного привели в порядок и даже провели здесь (во дворце дожей) встречу глав Большой Восьмёрки.
Домик Колумба. Почему именно этот дом выбран в качестве места поклонения, не могу сказать, источники не дают внятного ответа, но свою небольшую денежку, работая в качестве магазинчика для иностранных (прежде всего, естественно, американских) туристов, он зарабатывает.
Пройдя весь город, мы не столько устали, сколько замёрзли - узкие улицы не прогреваются солнцем, а ветер с моря устраивает на них жуткие сквозняки. Поэтому мы решили экскурсию по городу закончить и пойти куда потеплее - в городской собор Св.Лаврентия и его сокровищницу.