Карнавал карнавалу - рознь. Есть карнавалы всемирно известные, практически градообразующие, такие как венецианский или бразильский. Есть широко известные, типа карнавала в Ницце. А есть карнавалы известные, но только в рамках города или страны.
После того, как мы прокатились по
железной дороге Юнгфрау, нужен был промежуточный пункт, чтобы не сразу ехать четыреста километров до Милана. Люцерн, до которого от Юнгфрау было чуть больше сотни километров, для этого подходил, мы включили его в маршрут, забронировали отель. И уже в режиме "почитать, что посмотреть" обнаружилось, что и здесь есть свой карнавал, более того, совершенно случайным и удачным образом один из кусков этого карнавала совпадает с тем днём, когда мы будем в городе.
Люцернский карнавал, или, как его здесь называют, Фаснахт, проходит в течение нескольких дней. Начинается он в четверг за десять дней до начала Великого Поста, когда из окон ратуши в пять утра раздаётся выстрел и к расположенному рядом Люцернскому озеру шествует символ карнавала - существо по имени Фритци со своими чадами и домочадцами - женой, детьми и свитой. На начало карнавала мы не попали.
Не попали мы и на его окончание/финал/апофеоз - шествие духовых оркестров, которые маршируют в карнавальных костюмах по улицам города ровно через неделю после начала карнавала.
Зато мы попали на так наз. Fasnacht Määrt.
Это вот что такое:
Дело в том, что, строго говоря, в момент финального торжественного марша духовые оркестры таковыми не являются. Конечно, маршировать и дуть в трубы можно и одновременно. Но. Каждый музыкант частью своего костюма имеет здоровенную, закрывающую всю голову, в том числе и лицо, маску-шлем. И вот как раз играть на духовых инструментах в масках, полностью закрывающих лицо, у местных музыкантов не выходит. Поэтому показать своё мастерство в изготовлении карнавальных костюмов на таком параде можно, а вот мастерство в сыгранности и исполнении музыки - нельзя.
Поэтому во вторник, за два дня до парада, проходит своеобразный сэйшн - вечер, где шагистика отменяется по большей части, зато музыка лидирует.
Девушка в отеле при нашем заселении долго пыталась понять, когда мы на неё фыркали этим фаснахтом. Потом, взяв с полки книжку и сверяясь с календарём, с кислым лицом сказала, что мы опоздали и что на сегодня всё кончилось. "Ну не очень-то и хотелось", - подумали мы, после утреннего лазания на Юнгфрау можно и просто погулять по городу. Но не тут то было. Кинув вещи в номере и чуть придя в себя, мы вышли из отеля и первое что мы услышали были грохот барабанов и рёв духовых.
Увидели же мы вот такое:
Click to view
На лестнице, которая ведёт от пешеходного моста через реку Ройс к ратушной площади, размещается толпа одинаково одетого народа с духовыми и ударными инструментами, которая под управлением дирижёра играет разные мелодии, при этом время от времени раскачиваясь, поворачиваясь и чуть ли не подпрыгивая. Другая толпа - зрители, они слушают, подпевают, пьют пиво и едят сосиски с картошкой.
Снимать видео и фотографии при таком освещении и в такой толпе хоть какого-го качества и информативности практически очень сложно.
Я обошёл всю эту толпу от ратушной площади, зашёл сверху от лестницы и снял оттуда.
Дирижёр надел маску на голову, сейчас оркестр, сыграв положенное количество мелодий, освободит сцену для следующих выступающих - уйдёт вниз к реке, где присоединится к зрителям.
Тем временем из-за реки раздаётся барабанный бой и через мост шествует очередная группа музыкантов. Этот проход по мосту - репетиция будущего шествия группы во время парада. Сейчас я покажу проход одной из групп.
Впереди - хоругвь оркестра, она во время выступления находится на самом верху лестницы.
Сразу за ней - символ группы, главная фигура. Как правило, под этой маской скрывается дирижёр.
За дирижёром - барабанщики, задающие ритм шествия. Ударная установка - двухколёсная, закреплена у одного из барабанщиков на поясе, он должен одновременно идти, играть, и при этом управлять движением установки с помощью своего тела.
За этими действующими лицами идут собственно оркестранты.
Пройдя мост, оркестр располагается на лестнице и зажигает. И так несколько групп подряд. Вот сверху единственный кадр, когда я смог хоть как-то подобраться к выступающим. Затем меня запинали, затоптали, да и громкость звука прямо перед оркестром долго выдержать нельзя, уж очень они стараются играть погромче.
Поэтому я плюнул, вылез из толпы и стал снимать оркестрантов после их выступления, которые вам сейчас и покажу. Опять же - народ, выступив, под пиво расслабляется, сбрасывает маски и их можно попросить попозировать немного. На официальном карнавальном параде такого не увидишь.
Группа, условно именуемая "медведями" спустилась со сцены и обсуждает своё выступление. Возраст, как видите, самый разный. От мужиков хорошо в возрасте...
... до вот таких вот медвежат :)
Всё оборудование валяется здесь же. Вот маски тех же "медведей".
Маски группы "львов".
Группа "дьяволов",...
и их реквизит. Можно посмотреть как устроены маски внутри.
На самом деле тяжеленькая штука, я думаю, что часть из них делают из мотоциклетных шлемов. Красавец ведь?
Очень хотелось нацепить такое страшилище на голову. Выловил симпатишную дьяволицу и сфотографировался с ней.
Кстати, надо сказать, что несмотря на здоровенную толпу, мероприятие в значительнейшей степени камерное, для внутреннего употребления, я не сильно совру, если скажу, что с фотоаппаратом был я один. Народ и этому был здорово удивлён.
Поэтому фотографировал по большей части сзади и сбоку, чтоб не смущать. Реинкарнации Чебурашки и робота Вертера.
Варвары с пивом и звездочёт с чёрной кошкой на плече.
Зрители, по ощущениям относятся ко всем выступающим группам одинаково хорошо, нет такого, что за кого то болеют.
А уже когда совсем стемнело и все потихонечку стали расходиться, один из оркестров решил, что они ещё не наигрались. Видимо, слишком мало стараний они вложили в изготовление карнавальной амуниции - оркестр изображал собой группу муниципальных служащих в соответствующем обмундировании. Спрятавшись под аркой одного из домов, они ещё долго-долго развлекали народ.
Click to view
Для вас, друзья мои, оркестр Люцернских муниципальных служащих в снег и слякоть на набережной реки Ройс исполняет Hit the road, Jack.