Железная дорога на Юнгфрау/Jungfraubahn. Часть 2я. Путь наверх.

Mar 17, 2010 14:57

Сегодня - собственно о железной дороге, как она работала и работает, и о том, что видит проезжающий по ней человек.

На станцию Юнгфрауйох, конечную станцию самой высокогорной в Европе железной дороги Юнгфраубан, можно добираться из разных мест. Например, можно в Берне сесть рано утром, часов в шесть, на поезд, и доехать на нём до Интерлакена часам к восьми, откуда минут через десять пойдёт поезд на Гриндельвальд (будет там около 9-ти); там ещё через десять, не больше, минут ещё один поезд повезёт вас до КляйнеШайдегг, и там уже пересесть непосредственно на поезд Юнгфраубан, который и доставит вас примерно к 11-ти утра на самый верх. Понятно, что билет у вас будет один на все эти кусочки; также понятно, что жить можно в любой из точек маршрута.

Мы решили стартовать на гору из Гриндельвальда.



На этой открытке виден маршрут, по которому мы проехали. Первая часть дороги идёт от Гриндельвальда через Грюнд (он лежит чуть ниже в долине, на открытке в правом углу, возле речки); затем дорога поднимается вверх и через несколько остановок, на которых выходит часть пассажиров (в нашем случае - горнолыжники) приходит, поднявшись на километр, на станцию Кляйне Шайдегг (маленькая будочка у правого края открытки). Здесь дорога идёт вначале по поверхности до станции Эйгерглетчер (высота 2300м), где выходят последние лыжники, и сразу за ней уходит внутрь горы. Поднявшись внутри Эйгера до 2800м, за станцией Эйгерванд (Стена Эйгера) дорога поворачивает на 90 градусов, проходит Эйгер насквозь, и, после ещё одной остановки и еще одного поворота на 90 градусов, приходит к конечной станции.

Мы приехали в Гриндельвальд вечером предыдущего дня.



Снимок в направлении дороги сразу после подъёма с балкона отеля.
Горы уже освещены солнышком, но в долине ещё темно. Эйгер - прямо посередине фотографии, и если очень здорово приглядеться, то прямо на стене можно увидеть крохотный огонёк. Это светятся обзорные окна станции Эйгерванд. Я хотел проснуться пораньше, чтоб было темнее и огонёк было видно сильней, но проспал :) Мёлх и Юнгфрау не видны, они скрыты за Эйгером.



Поехали. Это вокзал Гриндельвальда, тут нужно купить билеты. Линия, которая была построена для богатых курортников, дешёвой за 100 лет не стала, билет стоит 180 франков (около 120-ти евро).



Вокзал с другой стороны и платформа с которой поезда идут на Юнгфрау. Слева - платформа, на которую приходят поезда из долины, из Интерлакена. Там - нормальный двухрельсовый путь, здесь - уже три рельса, центральный - зубчатый.



Наш поезд подходит. Очень хорошо видна недостижимая для обычной железной дороги крутизна движения состава.



Едем. Сижу у окна и пытаюсь снять так, чтоб и подъём был показательно крутым, и поворот порезче, чтоб поезд было видно.



Поднялись на километр, приближаемся к пересадке, станции Кляйне Шайдегг. Перед нами идёт пара похожих поездов, скорее даже трамваев, собирающих по окрестностям горнолыжников и поднимающих их сюда, где большая зона катания.



Станция. Из неё и пары отелей и состоит вся деревня.



Она же 100 лет назад.



Переходим на другую сторону вокзала, откуда через несколько минут пойдёт наверх поезд. Не тот, который на снимке; этот вагон 1954го хоть и используется, но в качестве грузового, пассажиров он не возит. Выше-левее вагона видна Юнгфрау. Погода пока хорошая, но это ненадолго, увы.



Вид чуть левее, на Юнгфрауйох. Слева Мёнх, справа Юнгфрау, прямо на седле видна в 2.5км по горизонтали и в 1.5 километрах по вертикали от нас обсерватория Сфинкс, построенная в 1937м году возле конечной станции дороги.



Также с этой стороны вокзала находится депо, где обслуживаются поезда Юнгфраубана. Зубчатая стрелка на мой вкус - инженерный шедевр.



На фоне стены Эйгера сверху прибывает наш поезд. Садимся.




Первая часть дороги проходит по открытой местности, именно её любят фотографировать на открытки.



На станции Эйгерсглетчер остановка на несколько минут, но никто не выходит, значение станции практически нулевое.



В своё время, в 1898 году, станция была введена в строй как первая действующая станция Юнгфраубана, туристов привлекали сюда возможностью погулять по леднику...



... и покататься на собачьих упряжках.



Начинается дорога внутри туннеля, теперь около 7ми километров поезд пойдёт внутри горы.

Пока мы едем к первой внутригорной станции, я расскажу страшную историю. Сам эту историю узнал, прочитав замечательную статью sevich, здесь же приведу её укороченный вариант.

Северная стена Эйгера, как вы могли уже убедиться по фотографиям, не обычный горный склон. Начинаясь на высоте около 2200м, до самой вершины горы (3950м) идёт каменно-ледяная скала, часто вертикальная, часто имеющая обратный наклон (т.е. скалы нависают над головой). В литературе начала XX века эта Стена называлась "Стена смерти", "Белая кобра", "Маршрут Идиотов", "Окончательный Экзамен" ... все сходились во мнении что это - самое сложное из того, что существует в Альпах для альпинистов. К 1935-му году в Альпах не осталось ни одного маршрута, который не был бы пройден альпинистами, но никто из людей ещё всерьёз не пытался подняться по Стене, настолько она виделась неприступной. Именно в этом году два мюнхенца, Седлмайер и Мехрингер, первыми пробуют это сделать. Поднявшись чуть больше чем наполовину, они гибнут на стене, замёрзнув и потеряв все силы на 5-й день своего восхождения практически на глазах у наблюдателей всех окрестных деревень.



Стена Эйгера из поезда, который проходит прямо под ней. Почти двухкилометровая вертикальная скала. Фотография не передаёт совершенно впечатления, простите.

БОльшая часть впечатления, которое люди испытывают от Стены, именно в том, что она рядом. Одно дело, когда альпинисты уходят/уезжают куда-то далеко, и потом через какое-то время из разговоров или газет можно узнать, что с ними случилось несчастье. Совсем другое дело, когда стена, восходители, всё что сними происходит, рядом, вот прямо тут, достаточно взять в аренду бинокль или подзорную трубу.
Фактор присутствия проявился ещё более значимо в другой катастрофе, которая произошла в следующем 1936м году.

В июле к Стене независимо друг от друга прибывают две пары альпинистов - австрийцы Вилли Ангерер и Эдди Райнер, и немцы Андреас Хинтерштоссер и Тони Курц. Проведя несколько разведывательных выходов, пары решают объединить усилия при восхождении.
Ночью 18 августа 1936го они выходят на Стену и за день проходят больше, чем австрийская пара в 35-м преодолела за пять дней. Однако - наблюдатели видят, что не всё хорошо, один из четвёрки не в порядке, Ангереру, судя по всему, камень попал в голову, он идёт, но слабее остальных.

На второй день группа продолжала подъём, но было видно, что травма Ангерера тормозит группу; на третье утро подъёма, попытавшись подниматься утром, к середине дня альпинисты останавливаются и затем пытаются начать спуск. Наблюдатели видели, что спуск проходит успешно, пока в конце дня туча не заволокла Стену и не пошёл дождь, который на Стене тут же привёл к обледенению. Там где четвёрка днём раньше шла по скалам, сейчас был непроходимый для них лёд.

Один из обходчиков туннеля Юнгфраубана, в свободное время следивший за восхождением, решил поинтересоваться им и в рабочее время, чуть отдохнуть и через одно из технологических отверстий в туннеле выйти на Стену. В дождливый и пасмурный вечер он не мог ничего увидеть и решил на всякий случай крикнуть. Неожиданно он услышал ответ, причём отвечавший был не больше, чем в ста метрах от него. Тони Курц кричал: "Помогите мне, я единственный остался жив." Обходчик вызвал по телефону помощь, три опытных гида на специальном поезде поднялись к нему, на Стену. Но они были гиды, а не самоубийцы, и не могли добраться к Курцу, им не хватало каких-то 50 метров по вертикали вверх. Они слышали его, слышали как он рассказывает, что его друг Хинтерштоссер не смог удержаться на стене и упал, что при этом он задушил веревкой уже умирающего Ангерера, что Райнер, прижатый той же веревкой к скале, не мог шевелиться и умер, замёрзнув. Что у него самого нет ничего - ни веревки, никаких альпинистских устройств, позволяющих хоть куда-то двигаться, левая рука отмёрзла и ничего не чувствует.

Гиды ничего не могли сделать и ушли. Вернувшись утром, они обнаружили, что Курц ещё жив. Они не могли подняться к нему, но предложили ему свой план - на самом деле у него есть верёвка, именно та веревка, которая убила его друзей; ещё одна верёвка есть у замерзнувшего Райнера. Если их связать между собой, то он сможет добросить её до спасателей, и они передадут всё необходимое для спасения.
Курц добрался до обеих веревок. Связал их. Спустил спасателям. Они передали ему всё нужное. Он сделал всё, что мог для своего спасения. Он начал спускаться. Спасатели уже видели его.

В этот момент узел двух связанных Курцем верёвок застрял в страховочном карабине.

Он ещё как-то пытался сдёрнуться, один из спасателей, встав на плечи других, даже дотянулся ледорубом до ноги Курца. Сделав всё что мог, Тони Курц в трёх метрах от людей сказал "Ich kann nicht mehr" ("Я больше не могу") и умер.


Непостановочный кадр.

Известно, что Гитлер обещал вручить первопроходцам Стены медали олимпиады 1936 года. Но "дорога ложка к обеду", в 1936-м взять Стену не удалось. В 1937-м тоже. Только в 1938-м году стихийно прямо во время восхождения образовавшаяся группа из двух немцев и двух австрийцев смогла покорить Эйгер с северной стороны. Для пропаганды это было всё равно неплохо - как же, 1938 год, Австрия и Германия уже несколько месяцев - единый Рейх, и эти замечательные парни, сыны Рейха, показали, что также едины они и в преодолении... ну дальше понятно.



Гитлер лично принял первовосходителей.

М-да. Теперь, когда вы знаете историю этого места, доедем до станции Эйгерванд, и увидим из её окон то, что видели покорители Стены.





Поезд останавливается, объявляют, что стоянка ровно пять минут, никого ждать не будут, можно посмотреть в окошки. Все бегут к окнам.



Тут важно занять позицию :)



Северная стена Эйгера, снято практически вертикально вниз.



Северная стена Эйгера, снято практически вертикально вверх.



Долина Гриндельвальда, откуда-то оттуда мы сегодня с утра рассматривали огонёк на этой станции.




Одинаковый, судя по характерной стене, ракурс. В ранние годы своего существования станция была открытой, железная дорога работала, судя по всему, не круглый год. Это было неудобно, прежде всего для работы на метеостанции. Затем построили роторный снегоочиститель, чтобы можно было и зимой использовать дорогу, а заодно, чтобы не гонять поезда только на метеостанцию, застеклили станционные обзорные окна и стали возить туристов и зимой и летом.
Но будь я на месте этих старинных тёток, я бы к такому низенькому ограждению не решился бы подойти.



Вид от окон к поезду. Поезд, как и по всему туннелю, стоит наклонно.



Тот же вид 100 лет назад. Справа - ресторан, которым туристов, помимо ауры самой Стены, заманивали сюда. Сейчас на его месте туалет.




Ещё ресторан и станция. На правом фото видны решётчатые двери, которыми закрывали выход к смотровому балкону.

Поехали дальше, на Айсмеер. Пока едем, я вам покажу, насколько наклонно идёт поезд. Ощущения интересные: вроде метро как метро, только вестибулрный аппарат немного в смущении, не нравится ему, как здесь вертикаль и горизонталь расположены.



Ну вот какой организм посмотрит на такое спокойно? Вот: я на самом деле ровно стою, вертикально, по ботинкам видно, это поезд такой кривой :)))



Подъезжаем к станции Айсмеер. Здесь те же предупреждения - стоянка пять минут, после этого специальные рабочие ходят и загоняют людей обратно в поезд.






Вид отсюда не настолько известен. Южные склоны Эйгера и Мёнха образуют котловину, из которой спускается ледник, который тянется вниз на 20км дальше. Настоящее ледяное море.




Здесь для туристов замануха была такая - до ввода в строй конечной станции здесь располагалось самое высокое почтовое отделение. Сейчас ящика и будки нет, открытки с подобным штампом теперь отправляют со станции Юнгфрауйох, к которой мы и подъезжаем.






В следующей, последней серии, вы увидите, что находилось и находится на самой верхней железнодорожной станции Европы.

старые фотки, швейцария, про меня

Previous post Next post
Up