Увидела сегодня и запостила на фб слова одного нашего известного психотерапевта, из первого поколения терапевтов в России.
"Для близости адекватная дистанция - наипервейшее условие. Если вы хотите близости, то выясните, на какой дистанции вы готовы ее осуществлять. И здесь само слово "близость" по конструкции может ввести в заблуждение, т.е. если вы к человеку приблизились на минимально возможное расстояние - чаще всего, это гарантия, что он от вас сбежит, и будет совершенно прав. Абсолютная близость бывает только у асфальтового катка с котом, попавшим под его переднее колесо".
Евгений Медреш
Однажды на супервизии я обсуждала свой профессиональный кейс про супружескую пару, паттерн которой не поддавался ни каким моим попыткам им помочь. Расставив ситуацию экспериментально, мы с моим супервизором обнаружили, что когда эта пара держится на физической дистанции друг от друга - они вполне способны слышать друг друга, уважать и понимать. А как только сближаются - доходит до драк. При этом, оба - интеллигентные, хорошо воспитанные люди интеллектуально-коммуникативных профессий.
Когда я говорю об управлении энергией (аффектами как процессами: агрессией, голодом, сексуальной энергией, страхом, любого рода возбуждением-торможением), я имею ввиду несколько вещей:
- обнаружить и признать свои аффекты без осуждения;
- изучить их динамику;
- понять, что является триггерами (пусковыми крючками) запуска неконтролируемого аффекта;
- научиться осознавать их возникновение и развитие по синусоиде;
- научиться регулировать направление и форму проявления энергии;
- научиться останавливаться в любой точке процесса разворачивания энергии и выбирать, куда и как она дальше пойдет, какую примет форму выражения.
- научиться выбирать и создавать максимально творческую, созидательную форму для своей энергии.
И тут наступает счастье.
Школа этих уроков - пожалуй, самая сложная из всех школ, и даже упорный ученик учится этому много лет. Что говорить о тех, кто даже не задумывается, надо ли это и зачем, а живет под управлением своих аффектов.
Все психотерапевтические школы, духовные практики, искусства и религии занимаются, в конечном итоге, именно этим обучением. Каждая по-своему.
Каждая школа представляет собой культурно-этнографическую конструкцию, адекватную именно тому контексту, в котором она создана.
Я нахожу много пользы в том, чтобы изучать практику управления энергией вместе с ее контекстом. Благодаря этому, удается выделить черты, направления, понятия, свойственные всем практикам, и выстроить свою общую систему, которая может учитывать так много контекстов, как много способов смотреть на энергию и практиковать ее осознавание и управление ею, вы сможете изучить.
Многие пытаются учиться всему сразу. Это бессмысленно. Выбрав одно, наиболее близкое вам направление, вы можете изучить его до основания и выстроить первую конструкцию. Затем вы берете второй метод, так же изучаете его и выстраиваете вторую конструкцию. После этого у вас есть возможность их сравнить и увидеть, в чем отличие, в чем сходство. После этого вы берете третью…. и так далее.