Кому исповедовался руководитель КГБ

Mar 11, 2011 14:25

На снимке один из последних руководителей Ленинградского управления КГБ Александр Григорьев изображен вместе с Патриархом Всея Руси Алексием Вторым (См. о нём: http://expertmus.livejournal.com/26796.html). Оказывается, Григорьев был в дружеских отношениях с Патриархом и исповедовался только ему. «Есть сведения, которые, к сожалению, недоказуемы с документальной точки зрения, что именно Григорьев убедил Алексия Второго выступить на Западе с заверениями в том, что следующий Президент России после Б.Ельцина продолжит демократический путь развития страны», - говорит Людмила Михайлова, заведующая филиалом «Гороховая 2» Музея Политической истории, где на днях открылась выставка новых поступлений постоянной экспозиции «КГБ СССР. Люди, судьбы, операции».

На вопрос, почему этот музей располагается именно здесь, в Петербурге, существует весьма простое объяснение: именно в этом здании с 1876 г. располагалось первое в стране Санкт-Петербургское отделение по охранению общественного спокойствия и безопасности, прозванное в народе "охранкой", и губернское жандармское управление. Между прочим, в февральские дни 1917 г. в кабинете градоначальника А.П.Балка располагался штаб по борьбе с начавшейся в столице революцией. А с 20 декабря 1917 по 11 марта 1918 г. здесь же размещалась ВЧК, впоследствии - до ноября 1934 г., Петроградская ЧК, затем - представительства ОГПУ и НКВД СССР. По иронии судьбы, председатель грозной "чрезвычайки" Дзержинский расположился в бывшем кабинете градоначальника Ф.Ф. Трепова, и можно сказать, прямо здесь, в музейных залах, в январе 1878 г. прозвучал выстрел Веры Засулич в "царского сатрапа". Но здесь же с начала 1920-х гг. расположился и первый музей истории советских органов государственной безопасности.

Представление о назначении этого музея дает следующий ПРИКАЗ № 5 Президиума Всероссийской Чрезвычайной Комиссии всем губернским чрезвычайным комиссиям и уездным чрезвычайным комиссиям от 2 февраля 1920 г.:
«В минувшем году при ВЧК открылся музей, ставящий своей целью собирание разных документов и материалов, относящихся как к бывшей эпохе царской охранки в России (альбомы чиновников, царских слуг, материалы удущения социалистического движения), так и к настоящей войне и белогвардейщине (фотографии и документы участников и жертв гражданской войны, белого террора и белогвардейских зверств), специальной работе Чрезвычайных комиссий, характерные эпизоды их деятельности, фотографии и документы сотрудников, павших на революционном посту и другие.
Собирание названных предметов представляет громадное историческое, научное и практическое значение и на него сегодня должно быть обращено серьезное внимание.
Исходя из этого, ВЧК обязывает всех сотрудников Чрезвычайных комиссий, в первую голову их руководителей, принять все меры к собиранию вышеуказанных предметов.
Для этого тщательно должны быть рассмотрены архивы Комиссий для всего подходящего, а самое главное, к данной работе сознательно привлечь весь служебный аппарат Комиссий.
За/ Председателя ВЧК / Ксенофонтов /
Зав. секретным отделом ВЧК / Лацис /
Секретарь / Мещеряков /».

Выставка новых поступлений включает материалы, связанные с различными направлениями деятельности органов государственной безопасности СССР в период с 40-х по 90-е годы прошлого века. Начинается выставка с документов о деятельности доктора технических наук Мелентия Малышева. Мобилизованный в начале войны, он был ранен в боях на Невском пятачке. После выписки из госпиталя его вызвали в Особый отдел и отправили за линию фронта с заданием внедриться в Школу Абвера. Там он пробыл почти два года и выявил всю агентуру, которую немцы намеревались забросить в советский тыл.

Эта тематика продолжена рядом документальных артефактов, свидетельствующих об операциях НКВД в первые послевоенные годы. Например, часть стенда рассказывает о деятельности Михаила Котляра - журналиста, позже ставшего первым военным прокурором Берлина. Михаил Котляр собирал сведения о концлагерях и однажды нашел в канализационной трубе рукопись бывшего узника лагеря Заксенхаузен Эмиля Бюге, который написал работу «1470 секретов концлагеря» о замученных военнопленных - русских, англичанах, французах, евреях и немцах. Эту рукопись работники музея сейчас постепенно сканируют и предполагают выставить в электронном виде.

Особое внимание на выставке уделено созданию спецподразделений КГБ СССР - "Альфа", "Вымпел", "Град".  Годы подтвердили исторически правильное и обоснованное решение 14 июля 1974 г. об образовании подразделения антитеррора, известного ныне как "Группа "Альфа"". Экспонаты, рассказывавшее о становлении и операциях этого уникального подразделения предоставил один из его командиров, Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев. Еще одной из неизвестных страниц истории стали операции групп "Гром", "Каскад" и "Омега", руководителями одной из наиболее известных являлись полковники Ю.И.Дроздов (впоследствии генерал-майор) и Г.И.Бояринов. На выставке впервые представлен ряд рассекреченных документов: агентурные сообщения о положении в Америке в период Карибского кризиса, документы по обмену Р. Абеля на американского летчика Ф. Пауэрса, оперативные фотографии по задержанию вице-консула США Лон Дэвида Аугустенборга, фотодокументальные материалы чекистов, в т.ч. легендарного П.А. Судоплатова, разведчика-нелегала в Китае Б.Г.Колоколова, а также иностранных агентов и резидентов западных спецслужб.

Показаны также материалы нашумевшего в начале 70-х годов уголовного дела «Свадьба» о пресечении попытки угона самолета за рубеж группой советских граждан еврейской национальности. Их обвинили в измене Родине и членстве в сионистских организациях и осудили, правда, в 1996 г. дело было пересмотрено.

На одном из стендов фигурирует фотография завербованного советскими спецслужбами одного из руководителей британской разведки Кима Филби. Снимок был сделан во время посещения им ленинградского управления КГБ, известного, как «Большой дом». А рядом с фотографией книга с автографом Филби, адресованная советскому разведчику-нелегалу Борису Колоколову.

В 1977 г. по личной просьбе председателя КГБ Юрия Андропова (см. илл.), которую поддержал партийный идеолог Михаил Суслов состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором обсуждался только один вопрос: что делать с Ипатьевским домом? Андропов выдвинул такой аргумент - Запад вновь разыгрывает политическую карту убийства царской семьи. Решение 11 членов Политбюро было единогласным: стереть дом с лица земли. Первым секретарем обкома КПСС в Свердловске тогда был Борис Ельцин. Именно ему была адресована секретная депеша из Москвы с приказом снести «в порядке плановой реконструкции города» Ипатьевский дом, где произошло ритуальное убийство Царя-Мученика.




Особый интерес вызывают документы, которые относятся к концу 80-х годов. Подготовка к подписанию договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности шла под кодовым названием «Сочи» и проходила в Алтайском крае. Два экземпляра текста договора на русском и английском языках лежат тут же, причем на англоязычном варианте документа есть автограф одного из членов делегации США, начинающийся словами благодарности. Кому конкретно принадлежит этот автограф, сотрудникам музея установить пока не удалось, и они надеются на помощь американской стороны.

О деятельности российских спецслужб в период радикальных политических преобразований начала 1990-х гг. рассказывает интереснейший экспонат - рукопись воспоминаний последнего начальника КГБ СССР по Ленинградской области А.А. Куркова «О причинах ухода». В контекст выставки введен фильм, основанный на документальных материалах из архива ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

«Виктор Черкесов - человек грамотный, эрудированный, очень работоспособный и с его способностями он должен быть востребован сегодня и должен оказать огромную пользу для нашего государства. А с Путиным я иногда пересекался, даже в спортзале, где мы играли в волейбол, а он занимался самбо» - так отозвался о представителях российской властной элиты, выходцах из рядов спецслужб их бывший сослуживец полковник, ветеран КГБ Владимир Егерев.

«У нас был другой подбор кадров. Люди приходили от станка, с опытом комсомольской, партийной работы. Их очень длительное время проверяли. А сейчас - что? Люди приходят в ФСБ по знакомству или благодаря родственным отношениям», - отмечает он.

Поводом для этого горестного замечания стала свежая информация о том, что бывший заместитель директора ФСБ Вячеслав Ушаков, отправленный в отставку президентом Медведевым, недавно потратил на празднование своего 60-летия один миллион долларов. При том, что официальная зарплата Ушакова за год составляла немногим более десяти процентов этой суммы (От редакции - см. иную точку зрения: http://community.livejournal.com/rublev_museum/52313.html).

Во времена существования КГБ, убежден полковник в отставке Егерев, такого быть не могло. Вот только то, что «демократизация - это основа основ» тогда не провозглашалось вслух, а за восхваления демократии западного образца во время кухонных разговоров вполне могла быть предъявлена пресловутая 70-я статья УК РСФСР. Если среди участников разговора был добровольный осведомитель КГБ…

Использованы материалы статьи:

http://www.voanews.com/russian/news/russia/Russia-KGB-sotry-2011-02-25-116949318.html


расследование, анонсы

Previous post Next post
Up