19 августа/ 1 сентября - празднование Донской иконы Божией Матери

Sep 01, 2014 16:55

Оригинал взят у expertmus в 19 августа/ 1 сентября - празднование Донской иконы Божией Матери



Тропарь, глас 4:

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва:

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Величание:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ имже дивную победу на агаряны/ православным даровала еси.

Богоматерь Донская. Двусторонняя икона.
Оборот иконы - Успение Богоматери.
Ок. 1405 г.
Игнатий Грек.
86 × 67 см.
Происходит из Успенского собора Симонова монастыря.
ГТГ инв. 14244.

На Богоматери коричнево-вишневый мафорий с двойной золотой каймой и золотой бахромой на левом плече, в орнаментальный узор которой вплетена криптографическая надпись. По мнению Н.Б. Салько, криптограмма содержит имя художника и дату написания иконы (Салько Н.Б. Новое про Феофана Грека // Образотворче мистецтво. 1971. № 2. С. 18). На нижнем поле лицевой стороны - углубление для хранения мощей (при реставрации 1919 г. закрыто воскомастичной вставкой).

По преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Торжественная встреча победоносного войска вел. кн. Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликова поля, была устроена митрополитом Киприаном в Спасо-Андрониковом монастыре, где была отслужена литургия. В праздничном архиерейском богослужении, возглавленном митрополитом Киприаном, принял участие вел. кн. Дмитрий Донской, с которым, вероятнее всего, находилась Донская икона Богоматери, посетившая Спасо-Андроников монастырь: "митрополит же повеле в походе (от Андроникова) пети стихи Богородичны и мученичны" (Синопсис. 1810. С. 184).

Наиболее раннее документальное известие о Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, взявшего икону в военный поход на Казань и молившегося перед нею 3 июля 1552 года: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Согласно новейшим исследованиям, «по всей видимости, авторству симоновского иконописца Игнатия Грека должно атрибутировать также чудотворную икону «Донской Богоматери», которую большинство исследователей вслед за И. Э. Грабарем правомерно сопоставляет с нынешним Деисусом Благовещенского храма. С данным мнением согласуется изображение «Успения» на оборотной стороне иконы «Донской Богоматери», что обусловлено происхождением иконы из Успенского собора Симонова монастыря» (Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля).

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы (Памятник, овеянный славой Куликовской битвы / Текст Н. Б. Салько. Л., 1978. Илл. VI-X). Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый началом XV в., в серебряном золоченом окладе был вложен Василием Обедовым в Троице-Сергиев монастырь (ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151). Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. (ГТГ инв. № 22958; Byzantium: Faith and Power. 1261-1557 / Ed.: H. C. Evans. N.-Y., 2004. Cat. 88. P. 166).

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2008-2014.

Русская Православная Церковь, иконопись, древнерусское искусство, святыня, Музей имени Андрея Рублева, лекторий, чудотворная икона

Previous post Next post
Up