О стилистических поисках современных иконописцев

Dec 28, 2011 03:21

От редакции. См. по данной теме статью «ОБ ИКОНАХ, «КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ» И О СУМЯТИЦЕ В ГОЛОВАХ НЕКОТОРЫХ «ТЕОРЕТИКОВ»: http://rublev-museum.livejournal.com/15030.html

А также публикацию «Современная православная фреска в Северной Африке»: http://rublev-museum.livejournal.com/231503.html

И статью «Дьявол на небесах у Джотто и в православном храме»: http://expertmus.livejournal.com/85462.html

Так, в своём сообщении об иконописцах Ирина Языкова в пух и прах раскритиковала … мастеров монументальной живописи, особенно современные росписи Храма Христа Спасителя, о которых уже шла речь в нашем музейном блоге: http://expertmus.livejournal.com/87344.html

По её словам, «для храмовых росписей также весьма характерно соединение разностилевых элементов, отчего убранство храма производит впечатление лоскутного одеяла. Такое впечатление производит недавно выполненная роспись нижней Преображенской церкви храма Христа Спасителя в Москве, где в одном пространстве представлен широкий диапазон вариантов древнерусского стиля от XIV до XVII в.: три придела, нартекс и галереи расписывали четыре бригады, и каждая работала в своей стилистике. Хотя здесь работали бригады по руководством ведущих мастеров: Е. Максимова, Н. Нужного, В. Ананьева, В. Демидова».
Касаясь «питерской школы», для которой «характерно гладкое письмо, в котором ощущается академическая выучка», Языкова называет такие имена, как «Александр Стальнов, Христина Прохова, Георгий Гашев, Валентина Жданова, занимающиеся иконописанием уже более двадцати лет. У каждый из них есть свое собственное лицо, но авторское начало порой приносится ими в жертву стремлению в точности повторить исходный образец» (сохранена авторская орфография)..
Из всех современных иконописцев Ирина Языкова выделяет ярого приверженца т.н. «византийского стиля» архим. Зинона, который долгое время находился под прещением правящего архиерея, причем, по мнению арт-критика, «создаваемый им образ целен и строг, даже аскетичен, но при этом отвечает духовным задачам сегодняшнего дня»?! Интересно было бы услышать от Языковой, что это за «духовные задачи», но она, к сожалению, об этом умалчивает …

Тем не менее, в своём сообщении она отдаёт явное предпочтение «византийскому направлению», в котором «работают не только ученики и последователи о. Зинона, например, Александр Чашкин и Евгений, Малягин (Москва), Тамара Яковлева (Владимир), но и иконописцы, никак с ним не связанные: Александр Лавданский и Андрей Бубнов-Петросян (Москва), Николай и Наталья Богдановы (Санкт-Петербург), сестры Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург). Название этого направления весьма условно, в нем также существует множество стилистических модуляций, его отличает большое разнообразие индивидуальностей, на мой взгляд, большее, чем в древнерусском направлении, в котором чаще встречается установка на унификацию».

Как утверждает Языкова, «немало иконописцев, ищущих новые пути в иконописании, пренебрегают каноном или не понимаю его, и нередко отрываются от традиции и теряют смысл иконного образа. И одни уходят в живописные фантазии (яркий пример - иконы Юрия Кузнецова из Коврова), а другие - в богословские, иначе говоря, в ереси (школа Просопон, руководитель Владислав Андреев). Среди икон мастерской Просопон много спорны и даже прямо еретических образов. Например, образ св. Исихии. Святой с таким именем нет в православных святцах. Исихия - это вообще не лицо, а понятие, но, согласно, канонам на иконе изображается личность, лицо - Иисус Христос, Богородица, святые, а не абстрактное понятие, пусть даже столь богословски значимое, как исихия».

Справедливости ради, стоит заметить, что в православной иконографии хорошо известен образ «Ангела Благого молчания». По мнению профессора Н.В. Покровского, иконография «Благого молчания» представляет собой аллегорию христианских добродетелей: покорности, смирения, молчания  и связана с движением исихазма: «Исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания» (Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1909. С. 97-98)

Широко известно также и чудное стихотворение Валерия Брюсова, посвященное данному образу.

Молитва

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Валерий БРЮСОВ

Однако ссылки на канон у Языковой выглядят просто декларативно, ведь на самом деле она выступает против преемственности иконописных традиций, критикуя «большинство иконописцев, которое живет с оглядкой назад, пытаясь в своих работах возродить былую славу иконописного искусства прошлых веков или повторить опыт старых мастеров. Но это путь тупиковый ... Например, при написании образов новых святых уже невозможно повторять формы прошлого, в них не умещается тот опыт святости, который был явлен в ХХ веке. А значит, ничего не остается иного, как искать адекватный этому опыту иконописный язык. Современная иконописная традиция находится в периоде становления и, хочется верить, что в нашем искусстве еще будут свои Андреи Рублевы». Как могут появиться «собственные Платоны и быстрые разумом Невтоны» в отрыве от древнерусской традиции Ирина Языкова не поясняет, а ведь их должна «Российская земля рождать» (Михайло Васильевич Ломоносов).
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html



#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #rublevmuseum

#МузейРублева, #andreyrublevmuseum, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, фрески, лженаука, #музей_имени_Рублева, #rublevmuseum, #Музей

Previous post Next post
Up