27 ноября 2011 г., в неделю 24-ю по Пятидесятнице и день памяти апостола Филиппа, Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил Божественную Литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря г. Москвы.
Патриарх Кирилл совершил Литургию в
новом облачении, изготовленном по образцу богослужебных одежд облачения святителя Алексия, митрополита Московского, основателя Зачатьевской обители:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1784621.html От редакции. Проповедь
Патриарха Кирилла в очередной раз грешит фактическими ошибками, потому что Пояс Богородицы вовсе не в первый раз покинул Ватопед, а выносился с Афона неоднократно:
http://expertmus.livejournal.com/84029.html К тому же
Патриарх Кирилл выбрал весьма странный критерий для оценки того, «чем сегодня является Святая Русь», исходя из продолжительности пребывания афонской святыни в России …
По окончании богослужения в Зачатьевском монастыре Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы! Всечестная матушка игумения Иулиания! Ваше Высокопреподобие отец Ефрем, игумен Ватопедской Афонской обители! Дорогие братья и сестры!
Сегодня с особым чувством совершил я Божественную литургию в этом храме, посвященном Рождеству Пресвятой Богородицы, в сослужении братьев-архипастырей, еще и потому, что впервые в этой древней обители за Литургией было совершено рукоположение во епископа.
Действительно, сегодня замечательное совпадение - мы вспоминаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который принял постриг в Ватопедской обители, и радуемся тому, что среди нас отец Ефрем вместе с ватопедской братией, которые принесли в Россию великую святыню православного мира - Пояс Пресвятой Богородицы.
Этот Пояс дает нам возможность молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной. Он был на Ее чреслах, он касался Ее пречистого тела, на нем особая благодать, и мы, лобызая этот Пояс, горячо молимся, чтобы Господь даровал нам силы душевные и телесные. Мы молимся также о том, чтобы этот Пояс, впервые вынесенный за пределы обители и посетивший Россию в судьбоносный момент ее истории, привлек Покров Пречистой Царицы Небесной над всей Святой Русью, над Русью православной, над странами, которые составляют Святую Русь. Поелику же Пояс привезен в Российскую Федерацию, то особо возносим сегодня молитвы о России.
То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной.
Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порожденного страшными трагедиями XX века. Однако принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, - эту сильную, горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас ...
Нам было жизненно важно увидеть то, что мы увидели. А ведь сколько миллионов людей еще не приложились к Поясу Пресвятой Богородицы! Мы могли бы составить хоть какое-то представление о том, чем сегодня является Святая Русь, если бы Пояс пробыл здесь год или два…
Выражая сердечную благодарность Вам, дорогой отец Ефрем, братии святой Ватопедской обители, в память о Вашем пребывании в России в связи с принесением великой святыни прошу принять этот крест Господень как выражение моей любви к Вам и к святой Ватопедской обители»…
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.