В субботу перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.) в Церкви совершается поминовение усопших, хотя в богослужебном Уставе этот день не отмечается как заупокойный. Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. (Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 7. № 10), но сама традиция поминовения в этот день восходит ко времени прп. Сергия Радонежского.
Согласно Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, св. блгв.великий князь Дмитрий Донской обратился к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71).
Св. блгв. Царь Иван IV Васильевич повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1901. С. 450). В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех» (ДРВ. Т. 10. С. 68). В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (БАН. Дружин. № 457, 50-70-е гг. XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол. XVIII в. СПб., 2001. С. 286).
В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения всей усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троице-Сергиевой Лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин), архим. Приложения // Горский А. В., прот. Историческое описание Св.-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1890. Гл. 5), в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ. Вол. № 681. Л. 16 об.):
http://rublev-museum.livejournal.com/223457.html Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г. (ДАИ. Т. 1. С. 222. № 135), в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (РГБ. Троиц. № 249) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 534; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 380). Правда, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., на Л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской родительской субботой.
Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 1. № 156), названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу».
Свт. Филарет Московский в письме к А.Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г. высказал такое мнение: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). 22 августа 1903 г. был издан Императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (ЦВед. 1904. № 6).
Напомним, что определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 29 ноября-4 декабря 1994 г. было установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в День Победы - 9 мая (26 апреля). В прошлом году впервые циркуляром нового Патриарха Кирилла от 7 мая 2010 г. было установлено новое
литургическое поминовение с особыми прошениями «о вождех и воинах, за Веру и Отечество жизнь свою положивших». А куда же делось упоминание о нашем народе? Почему постоянный спутник Патриарха Кирилла
вл. Иларион (Алфеев) не откажется от постыдной медали за поддержку фашиствующих сил Литвы, где недавно свастика была признана в судебном порядке «историческим достоянием литовского народа»?! Вопросам несть числа:
http://expertmus.livejournal.com/55210.html Нужно также отметить, что, согласно современной богослужебной практике, заупокойная Божественная Литургия с литией совершается именно в субботу. Исключение составляют праздники, в которые бывает бдение или полиелей. На Литургии по входе с Евангелием, помимо прочих тропарей и кондаков, поется «Помяни, Господи, яко благ…» и «Со святыми упокой…» на 2-й глас. Последним, если нет предпразднства или попразднства, поется кондак «Яко начатки естества…». Апостол и Евангелие - заупокойные (или дня и заупокойные). Если по причине праздника Типикон отменяет заупокойные молитвословия, то заупокойные Апостол и Евангелие также не читаются. Причастен, если нет попразднства, «Блажени, яже избрал…» или «Радуйтесь, праведнии, О Господе…».
После заамвонной молитвы и возгласа «Яко Твое есть царство…» священник, исходя из алтаря, начинает петь «Со духи праведных скончавшихся…».
Священник по синодику поминает имена ктиторов, усопших братий и отцев и благотворителей:
http://expertmus.livejournal.com/48573.html?thread=255677#t255677 "Вечная память" Мужской хор "Православные певчие" (Басы Святой Руси. Шедевры духовной классики). Регент - Георгий Смирнов. Солист: Протодиакон Андрей Папков (США).
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Метки:
#Музей,
#МузейАндреяРублева,
#МузейРублева,
#МузейноеЕдинство,
#Православие,
#Рублев,
#Рублева,
#монастырь,
#музей_имени_Рублева,
#протест,
andrei rublev,
Андрей Рублев,
Андроников монастырь,
Музей имени Андрея Рублева,
СМИ о ЦМиАР,
досье,
иконопись,
лекторий,
прп. Андрей Рублев († 1428),
расследование