Александр Брод: кто скрывается за маской правозащитника?

Sep 12, 2011 18:43



Александр Семенович Брод, или как его окрестили в правозащитных кругах «бизнесмен от правозащиты», родился в 1969 г. в Самаре, где по окончании ВУЗа стал руководить самарским городским общественным еврейским фондом «Народ вечен». В 2001 г. Александр Брод был назначен исполнительным директором московского бюро международной (с центром в США) еврейской общественной организации «Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР (ОКЗЕ)» (Union of Councils for Soviet Jews (UCSJ)). В 2002 г. на основе московского бюро UCSJ создал и официально зарегистрировал российское НПО под названием Московское бюро по правам человека (МБПЧ), в общественный совет которого вошли президент фонда «Холокост» Алла Гербер, председатель Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин и др. В 2003 году благодаря рекомендациям UCSJ А. Брод получил (в формальном партнерстве с UCSJ) мега-грант Европейской Комиссии на трехлетний (2004-2006) проект по противодействию расизму и ксенофобии в России. С 2004 г. считает себя независимой от UCSJ организаций (чем удивил и обескуражил его руководителей).

В том же 2004 г. Александр Брод приобрёл широкую известность, публично заявив, что привлечёт к суду режиссёра Мэла Гибсона за фильм « Страсти Христовы», а также российскую компанию, осуществлявшую кинопрокат ленты.

В июле 2005 г. группа российских правозащитников и экспертов выступила с коллективным заявлением против Брода, призвав международные организации не давать ему больше грантов (см. полный текст ниже). Заявление было всецело поддержано руководством UCSJ. Даже одиозная Валерия Новодворская и та назвала Александра Брода «очень специфическим правозащитником», публично обвинив его в доносительстве и сотрудничестве с Кремлем, в частности, с первым заместителем руководителя администрации Президента Владиславом Сурковым.


Год назад, 6 сентября 2010 г., Александр Брод принял активное участие в травле известных историков А.С. Барсенкова и А.И Вдовина, организованной  по инициативе Н. Сванизде на заседании комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести в связи с выходом учебного пособия исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «История России. 1917-2009»: http://rublev-museum.livejournal.com/17857.html В частности, Александр Брод заявил, что «рассматриваемое учебное пособие - "лишь вершина айсберга". Даже на Международной Московской книжной ярмарке вы можете который год подряд обнаружить книги таких одиозных фигур, как Мухин, Миронов, Шафаревич, Баландин. Есть целая пропагандистская машина, заточенная на развитие ксенофобии и расшатывание политической обстановки» …

Группа правозащитников и экспертов по межнациональным отношения

Коллективное письмо

Российским, зарубежным и международным неправительственным организациям, работающим в области прав человека, противодействия расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и антисемитизму; межправительственным организациям; донорским структурам.

Копии: МБПЧ, МХГ, UCSJ.

Уважаемые коллеги,

Поверьте, нам очень неприятно обращаться к вам с такого рода письмом. При том, что в гражданском обществе нередко случаются разногласия, этические соображения, приверженность “общесекторной солидарности” и опасения усугубить и так непростое положение неправительственного сектора в России заставляют нас избегать публичной полемики о стиле и методах работы друг друга и критики коллег в письмах донорам и партнерам. Однако, в данном случае мы уже не можем молча выносить сложившуюся ситуацию. Надеемся, что из изложенного далее вам станет очевидно, , что вынудило нас сделать исключение из правил и написать этот текст.

Речь идет об Александре Броде, директоре Московского бюро по правам человека (МБПЧ). МБПЧ выросло из московского бюро Union of Councils for Soviet Jews (UCSJ). В 2002 году под руководством Александра Брода бюро было официально зарегистрировано как российское НПО под названием МБПЧ и получило в партнерстве с UCSJ мега-грант Европейской Комиссии на трехлетний проект по противодействию расизму и ксенофобии в России. Многих тогда удивило, что впервые выделенный в России на работу в этой важнейшей области столь крупный грант получила организация малоизвестная, фактически состоявшая из одного сотрудника и не имевшая необходимых профессиональных навыков. Однако была надежда, что, взаимодействуя с широким кругом НПО, экспертов и активистов с опытом работы в этой области, МБПЧ сможет успешно реализовать проект и способствовать решению проблемы расизма в России. Когда немного позже третьим официальным участником проекта стала Московская Хельсинкская группа (МХГ), предоставившая свою административную поддержку и связь с сетью региональных правозащитных организаций, наша надежда на успех проекта выросла.

Действительно, с тех пор в рамках проекта было сделано немало полезного. В частности, проект поддержал ценную работу многих региональных организаций. Был издан ряд интересных книг и докладов.

Какая-то деятельность проекта могла бы стать предметом критического, но вполне доброжелательного обсуждения. Речь идет о малосодержательных, по мнению многих участников, мероприятиях, невысоком качестве многих информационных обзоров и т.д.

Но некоторые обстоятельства деятельности МБПЧ вызывают только возмущение. Которое, признаться, мы долго стремились не выносить на широкое обсуждение.

Публичные выступления МБПЧ (как правило - лично А.Брода) - весьма многочисленны. Надо признать, PR в МБПЧ ведется агрессивнее, чем в любой правозащитной организации, так что высказывания и заявления Брода цитируются в СМИ все чаще. Но сам стиль этих заявлений и пресс-релизов таков, что в первую очередь направлен на демонстрацию того, что то или иное событие или действие связано с МБПЧ и лично с А.Бродом, а не на информирование читателей о проблемах и на их обсуждение. Кроме того, большинство этих текстов бессодержательны, а некоторые содержат откровенные глупости, и в результате внимание общества к проблеме расизма лишь снижается, а представления о деятельности антирасистских активистов формируются негативные.

Впервые широкую известность Брод приобрел, неоднократно публично заявив, что привлечет к суду Мэла Гибсона за фильм "Страсти Христовы". Можно по-разному оценивать наличие ксенофобных мотивов в этом фильме, но нет никаких сомнений, что у подобного иска не могло бы быть никакой судебной перспективы. Эти заявления были восприняты очень многими как некомпетентные, скандальные и неумные, направленные только на привлечение внимания к себе. Увы, это не единственный пример неумной саморекламы.

Нередко А.Брод и МБПЧ публикуют материалы других организаций или их фрагменты, как участников проекта, так и вовсе никак с ним не связанных, без ссылок на авторство и источник. Эта практика продолжается, несмотря на неоднократно высказанные к ней претензии. Опять-таки, явно прослеживается необходимость продемонстрировать свою активность - на этот раз выдавая чужую работу за свою.

Так, Брод публично объявлял о переиздании брошюры петербургских специалистов по экспертизе в делах в возбуждении ненависти, и присутствовавшие при том авторы могут подтвердить, что с ними он это даже не обсуждал; в отчетах МБПЧ дословно воспроизводились фрагменты докладов Центра "СОВА"; ссылки на работы коллег и региональных партнеров проекта в продукции МБПЧ почти не встречаются; тексты региональных партнеров (например, Рязанской школы прав человека) неоднократно публиковались как авторские тексты МБПЧ; даже в заявке на проект был без ссылки использован проект Молодежного правозащитного движения.

Деятельность МБПЧ и стиль А.Брода в отношениях с партнерами вызывает возмущение и у региональных участников проекта.

Качество многих собственных трудов МБПЧ нередко приводит специалистов в уныние. А опубликованный в апреле этого года доклад МБПЧ "Проблемы прав человека в современной России" вызывает просто недоумение. Этот плохо отредактированный текст объемом всего в 23 тыс. знаков содержит весьма поверхностное перечисление отдельных проблем в сфере прав человека и включает обширный дословный повтор предыдущих отчетов по теме ксенофобии (впрочем, такой самоповтор - обычная практика докладов МБПЧ), но и в этом малом объеме есть фактические ошибки, очевидные даже простому читателю газет. (Например, широко обсуждавшийся и так не проясненный эпизод с отравлением в самолете журналистки Анны Политковской, летевшей в Беслан, превратился в докладе в неверное и странное утверждение: "Анна Политковская с большими трудностями попала в самолет авиакомпании "Карат", вылетевший из Москвы в Ростов-на-Дону".) Публикация таких отчетов - это просто профанация аналитической правозащитной работы.

Не чужд Александр Брод и банальному вранью. Например, МБПЧ утверждало, что оно организовало экспертизу на процессе членов РНЕ в Новгороде. В действительности, петербургские эксперты, делавшие эту экспертизу (включая покойного Н.М. Гиренко), на эту тему с МБПЧ вообще не контактировали.

А совсем недавно в отчете о юридической работе МБПЧ (рассылка от 9 июня) было написано, что бюро 18 февраля обратилось к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву по поводу поджогов домов цыган в г. Искитиме. Однако в копии этого документа, полученной нами от Бориса Крейнделя, хорошо видно, что документ датирован 18 февраля, а ссылается на события апреля! И при этом в отчете МБПЧ далее говорится, что на их обращение так и не поступило ответа, и этот "факт" становится посылкой для критики правоохранительных органов. И так непростые отношения правозащитных организаций с правоохранителями лишь усугубляются такой откровенной ложью.

Мы крайне обеспокоены тем, что в СМИ сами понятия "правозащитник" и "антифашист" все чаще ассоциируются именно с А.Бродом, так как слишком часто заявления, делаемые им, просто дискредитируют эти понятия в глазах широкой общественности.

Большинство известных нам правозащитников и активистов антирасистского движения, так или иначе сталкивавшихся с А.Бродом, в разговорах с нами оценивали его деятельность так же, как и мы.

Мы просим не воспринимать А.Брода как представителя правозащитного и антирасистского движения в России и не экстраполировать ваши представления о нем на остальных. Это, к счастью, не соответствует действительности.

Мы очень опасаемся, что продолжение проекта МБПЧ под руководством Брода нанесет еще много ущерба. Проект, вероятно, может быть продолжен при поддержке Еврокомиссии и без руководством А.Брода (например, силами Московской Хельсинкской группы или другой организации-подрядчика). Но в любом случае мы обращаемся к вам с убедительной просьбой не оказывать поддержку лично А.Броду и проектам под его руководством, так как его деятельность уже достаточно себя скомпрометировала.

15.07.2005 г.

Александр Аксельрод, московский офис Антидиффамационной Лиги;

Александр Бехтольд, координатор проекта МБПЧ по Хабаровскому краю;

Александр Верховский, Информационно-аналитический центр “СОВА”, Москва;

Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека, Москва;

София Иванова, координатор проекта МБПЧ по Рязанской области, “Мемориал” - Рязань;

Алексей Козлов, координатор проекта МБПЧ по Воронежской области, Фонд “За экологическую и социальную справедливость”;

Борис Крейндель, координатор проекта МБПЧ по Томской области, Томский областной антифашистский комитет;

Татьяна Локшина, Информационно-исследовательский центр “Демос”, Москва;

Леонид Львов, Лайт-центр, Санкт-Петербург;

Александр Осипов, Правозащитный центр “Мемориал”, Москва;

Владимир Прибыловский, Информационно-исследовательский центр “Панорама”, Москва;

Борис Пустынцев, “Гражданский контроль”, Санкт-Петербург;

Наталья Таубина, Фонд “За гражданское общество”, Москва.

Позже присоединились:

Алексей Симонов (Фонд защиты гласности, Москва)

Александр Винников (Спб),

[а также согласилась с содержанием председатель МХГ Людмила Алексеева]

расследование

Previous post Next post
Up