Г.Я. Мокеев
Федор - мастер Святой Троицы
Памяти Игнатия Викентьевича Трофимова -
первого реставратора храмов
Свято-Троицкой Сергиевой лавры
В Псковских летописях под 1413 годом записано: «Приделаша притвор камен к Святеи Троици»;[1] под 1420 годом: «Псковичи, наяша махров Федора и дроужиноу его, побивати церковь Святая Троицы свинцом новыми досками, и не обретоща псковичи такова мастера в Пекове, ни в Новгороде, - кому лити свинчатыи доски. А к немцом слаша в Юрьев, и погании не даша мастера. И приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита, и наоучи Федора мастера Святыя Троица, а сам отъеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь Святая Троицы, а даша мастером 40 и 4 рубли».[2]
Из приведенных текстов явствует, что Федор - зодчий, «мастер Святой Троицы» и был таковым еще до обучения литью свинцовых досок. А это позволяет отнести к его предыдущей работе до кровельных покрытий множество каменных пристроек к Троицкому собору 1367 года, показанных, в частности, на известном позднем изображении храма 1689 года, сделанном перед его разборкой.
Так, с южной стороны собора, очевидно с 1413 года, был возведен красивейший двухэтажный каменный притвор, известный затем по летописным известиям XV-XVI вв. как «Сени Святой Троицы» (илл.1
http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg).
Илл. 1. Собор Святой Троицы. Псков. 1367г. (мастер Кирилл). Южные сени Святой Троицы 1413-1420 гг. (мастер Федор). Графическая реконструкция Г.Я. Мокеева.
http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg Обращенные фасадом на Вечевую площадь, Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В них заседала Тайная Господа (Государственный Совет, Светский суд), находились лари, состоявшие в ведении Ларника, с государственными грамотами-договорами, денежной казной, государственной печатью... Сенями собор был неразрывно связан с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью Соборной. Каждое народное собрание псковичей начиналось с торжественной молитвы, а проводил се священник, выходивший на галерею Сеней.
С северной стороны к собору был пристроен другой, одноэтажный каменный притвор. С востока к обоим притворам Федор-мастер примкнул два новых храма-придела: св. Александра Невского и св. Бориса и Глеба.
А еще с 1367 года в стенном проеме собора была устроена гробница первого святого псковского князя Всеволода-Гавриила, палатка которой оказалась рядом с Сенями.
Так, за 7 лет с 1413 до 1420 года Святая Троица Пскова была понизу обнесена каменными притворами, приделами, палатами. Заканчивая обстройку семипрестольного собора мастер Федор со своей дружиной покрыл его весь свинцом.
Собор еще с 1409 года был расписан цветными фресками: «Подписана бысть церковь Святая Троица в Пскове городе. А писал Антонеи инок киевлянин с учеником с Ыгнатьем, а выспод подписывал Марк псковитин».[3] Позднее, в 1466 году, роспись появилась на фасаде Сеней: «Подписан бысть притвор у Святей Троици оу сторонних дверей с переду».[4] Наконец, еще позднее, в 1598 году, «Заложиша псковичи у соборнеи церкви у Живоначальнеи Троици главу покрыти золотом и не возмогша. И как воцарился государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии на своей вотчине на всей Рускои земле, и сведав изнеможение пскович, Живоначальную Троицу покрыл из своей царьскои казны золотом; а стало ему государю 2 300 рублев со всем».[5]
Ни один зодчий древней Руси, кроме Федора, не имел такого удивительного прозвища - «мастер Святой Троицы». В продолжение своей жизни Федор, конечно же, построил немало зданий, - порукой чему его заслуженное звание «мастер». Но свое «божественное» прозвище он получил от одного, явно исключительного объекта. Да и прозвище могло возникнуть по разным причинам-обстоятельствам, от случайных до умышленных. Рассмотрим возможные случаи.
- Прозвище могло появиться для отличия двух мастеров друг от друга. В Пскове в начале XV века работал мастер Еремей, - он строил в 1415-1416 гг. вместо деревянного каменный второй собор города св. Софии в Довмонтовой стене. А Федор работал рядом в Крому в 1413-1420 гг. на Троицком соборе. Еремей, видимо, еще с конца XIV века строил в Довмонтовой стене несколько храмов, был вообще церковным мастером. Федор же работал лишь на одном объекте, - отсюда и возможное «однохрамовое» прозвище мастера. Но зодчие имели все же свои уважаемые имена, и различать их прозвищами очевидно не требовалось.
- Федор обстраивал псковскую Троицу и прозвище мог получить как указание на место работы. Однако это предположение вызывает полное недоверие вот почему. Мастер возводил не сам храм, а лишь пристройки к нему. Псковичи из-за «второстепенных дополнений» к храму вряд ли могли дать Федору «всеохватывающее» прозвище, - ведь по существу Федор Троицы не возводил. Псковский собор в 1365-1367 гг. строил «церковный мастер» Кирилл. Именно он, а не Федор, заслуживал «божественного» прозвища.
- Более того, псковичи, а особенно псковские мастера-каменщики вообще не могли дать Федору «божественного» прозвища. Это было бы неправильно и несправедливо по отношению к памяти великого «церковного мастера» Кирилла.[6] Ведь еще недавно, в 1374-1376 гг., весь Псков оказал ему величайшую честь: возвести своими руками храм в свое имя - во имя свт. Кирила, архиепископа Иерусалимского. В начале XV века храм Кирилла красовался в Довмонтовой стене. Это была тогда высшая награда зодчему за возрождение рухнувшей в 1362 году псковской Святой Троицы.
Учитывая все сказанное, верным представляется следующее. Федор был уже «мастером Святой Троицы» до приезда в Псков в 1413 году.
Ведь его не просто пригласили и допустили к работе на главном соборе города и государства. Он очевидно уже возводил какой-то иной Троицкий собор, но в другом, не менее святом месте и не менее значимом по масштабу. Судя по исторической ситуации, таким собором в тот момент была каменная Святая Троица Сергиева монастыря под Москвой, появившаяся как раз в 1409-1412 гг.
1408 год - дата разорения Московского княжества ханом Едигеем. Его хищная орда рассыпалась по Подмосковью, грабя и сжигая города и села, угоняя в плен население. В Сергиеве монастыре татары, очевидно, сожгли деревянный соборный храм, построенный еще самим Сергием Радонежским с монастырской братией. И вот к 1412 году вместо сгоревшего был возведен новый каменный собор. «В лето 6920 (1412 г.) написася Божественная Лествица: в обители Преподобнаго игумена Сергия... священа бысть церкви месяца сентябриа в 25 день».[7] Новый чудесный храм, очевидно, и «дал» очень престижное, «божественное» прозвище Федору - «мастер Святой Троицы», - как главному строителю-зодчему соборного храма Троице-Сергиева монастыря. Собор Святой Троицы почитается до сего дня как главная святыня Лавры.
Людская молва закрепила за Федором персональное прозвище. К 1413 году она докатилась до Пскова. Там с 1409 года расписывали Троицкий собор художники-стенописцы. Они, вероятно, обнаружили какие-то трещины в стенах собора (может быть, просто усадочные). Тем не менее, псковское Вече, Тайная Господа, Собор священников призвали к себе из Сергиева монастыря уже состоявшегося «мастера Святой Троицы» - укрепить «шевелящийся» собор, обновить его протекающие ветхие кровли.
Причиной вызова могло послужить и псковское происхождение «мастера Святой Троицы», что вызывало законную гордость псковичей (они не дали эту работу Еремею). Федор и обстроил псковский собор различными «укрепительными» пристройками со всех четырех сторон (судя по рисунку 1689 г., у юго-западного угла храма рядом с палаткой Всеволода имелся мощный контрфорс, свидетельствующий в пользу нашего предположения).
После окончания работ в Пскове в 1420 году Федор снова уехал в Москву, на этот раз перестраивать-укреплять собор Андроникова монастыря. Основанием для такого утверждения служат одинаковые «пирамидальные верха» псковской Троицы и Спасского Андроникова собора, в частности, - трехлопастной второй пояс закомар-кокошников, каковых «трехлопастников» нет более ни в каких раннемосковских храмах (Федор как бы привез такой «верх» из Пскова). Очевидно, что для возведения его на Спасо-Андрониковском соборе должна была иметься веская причина, сходная с псковской ситуацией. Вернемся для выяснения се снова в Псков.
В 1362 году там «впался» верх - рухнули с грохотом ночью своды старого собора Святой Троицы ХП века. Непотревоженными от храма остались только нартекс с четырьмя приделами и тамбур-притвор, - все с пучковыми пилястрами. Восстанавливая-возрождая храм «по старой основе» (по фундаментам ХП века) мастер Кирилл, после разборки старых стен храма и возведения стен новых, восстановил по ним и пучковые пилястры. А для крепости верха собора (для погашения горизонтального распора от сводов, переноса части нагрузок с колонн на стены) он устроил повышенные подпружные арки и восьмиугольный подиум под барабаном главы, оформленный снаружи трехлопастными закомарами. Для лучшего водостока были сделаны островерхими и все другие закомары-кокошники. Так, в 1367 году появился «пирамидальный верх» на псковской Троице.[8]
В Андрониковом монастыре каменный собор вместо деревянного был заложен великим князем Дмитрием Донским и митрополитом Киприаном в 1381 году как памятник славной победы 1380 года на Куликовом поле и как оберег на восточной окраине Москвы у развилки Коломенской и Владимирской дорог. Но строительство храма было завершено не ранее 1382 года (времени страшного разорения Москвы Тохтамышем), видимо, к 1385 году. Кстати, до 1389 года, когда скончался вел.кн. Дмитрий Донской, на Коломенской дороге в Угреше был построен еще один такой же каменный храм-оберег свт. Николая Чудотворца.
Былое существование более раннего, нежели существующий, первоначального каменного Спасо-Андроникова собора конца XIV века «вычислила» В.Г. Брюсова.[9] О его существовании писал и Г.К. Вагнер на основании анализа найденных при реставрации храма резных камней (каковых не было и нет в уцелевшем «втором» соборе). Причем, по мнению ученого, первоначальный храм имел к тому же белокаменную предалтарную преграду.[10] Почему же этот тогда еще относительно новый храм мог потребовать вскоре перестройки?
В 1408 году во время разорительного нашествия Едигея сторожевой Андроников монастырь был в первую очередь сожжен подошедшими сюда татарами. Состояние после этого обгорелых сводов собора, очевидно, внушало опасения. В 1421-1423 гг. возвратившийся из Пскова Федор и произвел разборку этих сводов, затем укрепил собор возведением «пирамидального верха», подобного верху Троицкого собора Пскова (с повышенными подпружными арками, трехлопастными закомарами). В дополнение Федор украсил восьмигранный подиум круглым «воротником» из 10 островерхих кокошников под барабаном главы собора, создав тем самым их третий «огненно-символический» пояс. Таким образом, фундамент и каменные стены собора Спаса могут быть датированы ок. 1385 годом, а своды и верха окончательно 1423 годом.
Каменный собор Святой Троицы в Сергиевом монастыре был возведен к 25 сентября 1412 года при игумене Никоне - ученике преп. Сергия Радонежского. В это время в Москве и близрасположенных городах работали живописцы Феофан Грек, Игнатий Грек, Даниил Черный, преп. Андрей Рублев... Иноки расписывали Благовещенский собор Кремля в 1393-1394 гг., собор Спаса в Симоновом монастыре в 1404-1405 гг., Успенский собор во Владимире в 1408-1410 гг., Успения на Городке и Саввино-Сторожевский соборы в Звенигороде в 1417-1420 гг. и др.
В 1422-1425 гг., после обретения мощей преп. Сергия Радонежского, Даниил Черный и Андрей Рублев расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Но чуть раньше, к 1412 году, когда Федор-мастер только еще возвел каменный монастырский собор, преп. Андрей Рублев написал для него свою знаменитую храмовую икону «Троица».
В 1426-1428 гг. преп. Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали собор Спаса Нерукотворного образа в Спасо-Андрониковом монастыре, перестроенный мастером Федором. Именно в это время по инициативе художников каменная предалтарная преграда первоначального храма 1385 года была разобрана и заменена деревянным иконостасом, расписанным затем преп. Андреем и Даниилом - монахами Андроникова монастыря. По-видимому, это был первый тябловый иконостас в русских храмах. И появился он в Спасском соборе Андроникова монастыря стараниями преп. Андрея Рублева незадолго до преставления святого иконописца 17 октября 1428 г.[11]
Кстати, существует довольно обоснованное мнение, что преп. Андрей Рублев был родом из Пскова. Основанием этому служит запись второй Псковской летописи под 1484 и 1486 гг. о боярине Андрее Семеновиче Рублеве, участнике новгородского посольства в Литву и Москву, что перекликается с интитуляцией «Андрей Иванов сын Рублев» на иконе «Преображение» (ГТГ), поскольку «принадлежность к определенному роду, родовая честь оберегались особенно тщательно».[12] Здесь уместно учесть и древнерусскую традицию давать внукам имена дедов или прадедов.
В заключение можно подытожить, что здесь шла речь о трех гениальных русских, а точнее псковских «божественных мастерах Святой Троицы»: зодчих Кирилле, Федоре и художнике Андрее Рублеве.
Найденные в Пскове в 1960 году останки великого зодчего Кирилла в церкви свт. Кирилла на Гребле в Довмонтовой стене были выброшены археологами на свалку; прах Федора, персонально упомянутого в Псковских летописях как «мастер Святой Троицы», покоится невесть где; а пока неведомая могила преп. Андрея Рублева находится на месте исчезнувшей еще в XVIII веке колокольни у стены собора Андроникова монастыря.
Примечания:
1. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 33.
2. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 37.
3. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 282.
4. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 72.
5. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 114.
6. Подробнее см.: Мокеев Г.Я. Кирилл Псковский - величайший зодчий древней Руси // Псковский край. Культура, образование, история. Псков, 2000.
7. Описание рукописей Лаврской Библиотеки. Т. 1. М.,1879. 138, № 156; Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго и всея России чудотворца Сост. Архим. Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 г. С. 255, прим.. 198.
8. Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусств. М., 1952.
9. Брюсова В.Г.вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ, 1969. № 1. С. 42.
10. Вагнер Г.К. От символа к реальности. М.,1980. С. 187.
11. Ульянов О.Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макарьевские чтения. Вып. XII. Иерархия в Древней Руси. Можайск-Терра, 2005. С. 196-197.
12. Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001. С. 407.
© Г.Я. Мокеев, 2005.
Публикуется по изд.: Мокеев Г.Я. Федор - мастер Святой Троицы // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 - 6 декабря 2005 года. СПб., 2005. C. 133-137.
Oб авторе: Мокеев Геннадий Яковлевич - Заведующий Отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Академик Академии архитектурного наследия, Член Союза писателей России.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.