Решение Минкультуры РФ о временной передаче Церкви Торопецкой иконы Богоматери из Русского музея

Nov 26, 2009 13:30



Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в коттеджном поселке «Княжье озеро» Истринского района Московской области. Инициатором возвращения стал Сергей Шмаков - президент строительной компании «Сапсан», реализующей проект «Княжье озеро», который является благотворителем реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона (ктитор пожертвовал 300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора).

Распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм в Государственном Русском музее получили вчера. Оно подписано директором департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта Рамазаном Колоевым: основанием для такого решения стало письмо Патриарха Кирилла министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь Минкульта Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: «О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие».



«Богоматерь Одигитрия» («Торопецкая») из собрания ГРМ представляет собой т.н. выносную икону (такие двусторонние иконы выносили на специальной рукояти по время процессий) и датируется XII-XIV веками. По мнению сотрудников ГРМ, древний образ XII в. был некогда утрачен и в XIV в. заменен новым, написанным псковским мастером. История образа начинается в середине XII в., когда княжна Ефросинья Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из Эфеса привезли икону Божией Матери. С момента захвата Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 г. икона пропадает из поля зрения историков и появляется в XVII в. в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком соборе. Там она находилась до 1920-х гг., когда собор был закрыт по распоряжению безбожных властей, а чтимый образ был изъят в местный краеведческий музей. В 1930 г. икона была обнаружена сотрудниками ГРМ и поступила на поостоянное хранение в Государственный Русский музей. К тому времени живопись на оборотной стороне из-за ненадлежащих условий «музейного» хранения полностью осыпалась, и только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец. В настоящий момент сохранность «Богоматери Одигитрии» является типичной для памятников такого времени: «грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена». К сожалению, в Русском музее икону давно не показывают в экспозиции.

В течение последних лет община Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, который постепенно восстанавливается на деньги верующих, много раз обращалась к властям с просьбой вернуть чтимый образ Богородицы, но положительного ответа не получала. Вчера директор департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев направил в Государственный Русский музей распоряжение, в которой сообщил, что Минкульт РФ считает передачу иконы возможной и просит в оперативном порядке проинформировать, кто из представителей музея будет участвовать в комиссии по передаче иконы храму. В тот же день сотрудники отдела древнерусского искусства заявили директору ГРМ Владимиру Гусеву, что икону ни при каких обстоятельствах невозможно ни транспортировать, ни хранить вне музейных условий.

Правда, икону предлагается передать пока не в торопецкий Корсунско-Богородицкий собор, где икона пробыла три века, а в современный храм Святого Александра Невского, расположенный в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» в Истринском районе Подмосковья на 24-м километре Новорижского шоссе. О вероятной связи иконы с храмом Александра Невского позволяет судить «Сказание о чудесах иконы Богоматери Корсунской», где говорится, что появление иконы «Богоматерь Одигитрия» в Торопце связано со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава, которые получили святыню в дар как благословение на брак.

Стоит напомнить, что в 2008 году при министре культуры Александре Соколове директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов был готов на три дня отпустить чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру. Однако этому торжеству исторической справедливости воспрепятствовали «жидовствующие» искусствоведы-антиклерикалы, которые оказали сильнейший нажим на Министерство культуры РФ через свои аффилированные СМИ, распространив дезинформацию, что «Троица» якобы «не является чудотворной» и будто бы в Третьяковской галерее ее «спасли от разрушения», которое «неминуемо грозило» шедевру, если бы его не отняли у Церкви. Такую ложь повсюду вещал сотрудник ГТГ Левон Нерсесян, который НЕ ЯВЛЯЕТСЯ специалистом по творчеству прп. Андрея Рублева и НЕ ИМЕЕТ ни одной научной публикации о всемирно известном иконописце Древней Руси. Не случайно Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков, который оценивал сохранность рублевской «Троицы» как вполне удовлетворительную для временного возвращения в Троице-Сергиеву Лавру, во всеуслышание заявил, что таких «клинических типов» как Левон Нерсесян НЕЛЬЗЯ подпускать к древнерусским иконам НА ПУШЕЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ!

«Нам ничего не известно о передаче Русским музеем Торопецкой иконы Божией Матери»,- сообщил СМИ пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. - Очень хорошо, что в Церковь хотя бы на время передают икону для храмового поклонения. Хорошо, если бы следующим шагом со стороны Министерства культуры стало решение о предоставлении на праздник Троицы чудотворной иконы «Живоначальная Троица» для поклонения ей верующих в Троице-Сергиевой лавре».

См. подробнее Вся правда о «Троице» Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/28331.html

"Троица" письма прп. Андрея Рублева

Previous post Next post
Up