Начало Автор: Николас Карлсон
Перевод: Светлана Бороздина, специально для RUAT
Источник:
businessinsider.com Еще одной проблемой, которую Майер предстояло решать, был мобильный трафик. Когда Марисса пришла в Yahoo в 2012 году, трафик с мобильных устройств на сайты компании занимал крошечную долю по сравнению с той, что приходилась на него у других компаний, в частности у Google и Facebook. Мобильные приложения, которые выпускала Yahoo, также не пользовались особой популярностью. Поэтому, когда Майер стала СЕО компании, она сделала одной из приоритетных задач разработку мобильных приложений, которые бы стали для пользователей частью их повседневной жизни. Чтобы понять, какие это могут быть приложения, она провела исследование.
Полученные результаты ее не шутку развеселили. Данные гласили, что помимо звонков, общения при помощи текстовых сообщений и пользования картами, люди используют мобильные устройства для: проверки электронной почты, просмотра прогнозов погоды, получения новостей, отслеживания курсов акций, результатов спортивных матчей, узнавания новостей из мира развлечений, обмена фотографиями, общения в группах и задавания вопросов.
Рассмешило же Мариссу Майер то, что для всех этих видов деятельности у Yahoo были соответствующие приложения или сайты, такие как Yahoo Mail, Yahoo News, Yahoo Finance, Yahoo Sports и так далее. Неудивительно, что в своей речи в мае 2013 года Майер заявила буквально следующее: «У Yahoo уже есть все функциональные приложения и весь контент, который люди хотят видеть у себя в мобильном телефоне. Теперь нам надо просто оформить то, что у нас есть, в мобильные приложения, так, чтобы люди захотели использовать их на своих телефонах».
В первый год работы в Yahoo, Майер сделала два больших шага, развивая мобильные приложения. Во-первых, она поставила во главе рабочей группы «Мобильные и развивающиеся продукты» (Mobile and Emerging Products) человека по имени Адам Кахан (Adam Cahan). Он пришел в Yahoo после того, как компания в 2011 году купила его мобильный стартап IntoNow, заплатив $20 млн. Но даже с ним во главе Yahoo отчаянно не хватало специалистов по развитию мобильного контента. Поэтому Майер в конце 2012 года пришлось потратить порядка $200 млн на то, чтобы купить более двадцати различных стартапов, которые работали в этой области. Почти в каждом случае после покупки Yahoo прекращал выпуск продукции, которую ранее производил стартап, и предлагал сотрудникам купленной компании двух-четырехгодовые контракты в группе под руководством Кахана. Второй большой шаг, который был призван улучшить положение Yahoo в секторе мобильных приложений, был связан с покупкой блогосервиса фотографий и картинок Tumblr. В случае, если бы сделка была завершена (сейчас она уже завершена - прим. переводчика), она бы обошлась Yahoo в $1,1 миллиард, и это была бы самая крупная сделка, которую Майер когда-либо приходилось совершать за всю свою карьеру.
События вокруг сделки с Tumblr разворачивались так. Вечером в четверг 16 мая 2013 года основатель блогосервиса двадцатишестилетний Дэвид Карп (David Karp) получил голосовое сообщение от исполнительного директора Facebook Шерил Сандберг (Sheryl Sandberg). Та просила перезвонить ей, не уточняя, зачем. Но Карп понял ее правильно и немедленно связался с Джонатаном Тернером (Jonathan Turner) из инвестбанка Qatalyst Partners, который был его финансовым консультантом. Вместе они приняли решение позвонить в Yahoo и предупредить их об интересе к Tumblr не только с их стороны, но еще и со стороны Facebook.
В тот же день чуть ранее репортер издания All Things D Кара Свишер и ее коллега Питер Кафка написали заметку, что Yahoo ведет переговоры о покупке Tumblr, и они уже находятся на продвинутой стадии. Карп, совет директоров Tumblr и участвующие в сделке инвестбанкиры думали, что Сандберг звонит, чтобы узнать, насколько верны слухи о грядущей сделке, а также, возможно, поучаствовать в аукционе на покупку блогосервиса. Безусловно, подобная ценовая война между Yahoo и Facebook была бы очень на руку Tumblr, его инвесторам, а также работающим с компанией финансовым консультантам. Но с другой стороны Джонатан Тернер был в ужасе от того, что уже практически оформленная сделка вдруг может сорваться. Тем более, что Майер раньше работала в Google, а они были известны тем, что иногда вообще отказывались от сделок по покупке, если чувствовали, что компания, которую они хотят купить, пытается через прессу заинтересовать собой других покупателей и набить себе цену. Поэтому Тернер параноидально боялся сливов в прессу подробностей на каждом этапе долгого «ухаживания», которое напоминал процесс переговоров между Yahoo и Tumblr.
Изначально Yahoo предложил за Tumblr всего лишь $800 млн. Но в итоге цена продажи выросла до $1,1 млрд и стороны в то время находились уже на финальной стадии предпродажного аудита. Сделка была практически завершена, и совет директоров Tumblr полагал, что синица в руках от Yahoo в любом случае лучше, чем журавль от Facebook в небе. Тем не менее, владельцы Tumblr были обязаны предупредить покупателя о любых других предложениях по покупке, если они вдруг появятся. Но Карп не знал, что волноваться ему не о чем. Когда Марисса Майер узнала о звонке Шерил Сандберг, она не только не остановила сделку, но наоборот, только еще сильнее захотела завершить ее как можно скорее. Очевидцы рассказывают, что она сразу же пошла в отдел, который занимался слияниями и поглощениями (его возглавляла несговорчивая Жаклин Резес из Нью-Йорка) и заставила их поторопиться со сделкой и оформить все как можно быстрее. Майер не хотелось проиграть борьбу за Tumblr никому, особенно после того, как она несколько месяцев потратила на переговоры с Карпом.
Первые их встречи начались еще в ноябре 2012 года, когда основатель блогосервиса прилетел в Саннивейл. К тому времени, сервисами его компании, основанной в 2007 году, каждый месяц пользовались 200 миллионов человек по всему миру. Правда Карп так и не смог понять, как этих пользователей можно конвертировать в деньги. Ранее он уже провел несколько встреч с компаниями на Западном Побережье, в ходе которых пытался выяснить, не захотят ли Google, Facebook, Microsoft или Yahoo стать стратегическими инвесторами его проекта. По его задумке, одну из этих компаний могла бы заинтересовать продажа рекламы на Tumblr.com с последующим дележом выручки между партнерами.
Первая встреча Майер и Карпа прошла не очень-то продуктивно. Майер в основном говорила о своей компании и о том, что она собирается сделать в Yahoo, а возможная сделка между Yahoo и Tumblr не обсуждалась вообще. После этой первой встречи Карп сказал своим финансовым советникам, что новый исполнительный директор Yahoo, конечно, крайне милая, но сделка вряд ли состоится. Джонатан Тернер из инвестбанка Qatalyst передал это мнение своему боссу, легендарному банкиру Фрэнку Куаттроне (Frank Quattrone), который сделал себе имя именно на работе в IT-индустрии, немеряно обогатившись во время «пузыря доткомов».
В прошлом у него были кое-какие проблемы с властями, но он сумел выбраться из них без особых потерь. Выглядит он порой как мультипликационная пародия на инвестбанкира - дерзкий усач с развязными манерами, который похлопывает тебя по плечу. Но этот человек способен заключить любую сделку, и он, возможно, действительно один из лучших переговорщиков в своей области. Куаттроне, получив отчет Тернера, подумал, что, пожалуй, сможет сделать кое-что, чтобы посильнее заинтересовать Майер проектом Карпа. В начале 2013 года он встретился с ней и указал ей на одно из основных достоинств Tumblr - то, что блогосервис был очень популярен среди пользователей мобильных устройств. И особенно посоветовал обратить внимание на то, сколько времени молодые пользователи Сети проводят, «зависая» на этом сайте.
Стоило Куаттроне произнести волшебное слово «мобильный» - как Майер тут же решила посмотреть на проект свежим взглядом. И надо иметь в виду, что когда Марисса Майер начинает изучать какую-то тему, она никогда не изучает ее поверхностно. После встречи с Куаттроне она целые выходные провела за компьютером, изучала различные разделы и функции Tumblr, лазила по сайту и отсматривала статистику. По итогам тех выходных она решила, что снова свяжется с Карпом. Но не ради сделки по продаже рекламы и не ради стратегического партнерства. Она решила купить его компанию целиком.
Для того, чтобы эта сделка состоялась, ей пришлось приложить немало усилий. Начать с того, что Карп не хотел продавать проект целиком. Facebook и Google уже забрасывали удочку на этот счет, но он им обоим отказал, даже несмотря на то, что продажа компании принесла бы ему лично более $100 млн. после уплаты налогов. Он хотел сохранить контроль над проектом. В тот момент Майер поняла, что надо играть по-крупному. Она улетела в Нью-Йорк и встретилась с Карпом за ужином, приведя с собой на встречу Жаклин Резес. В тот субботний вечер ей удалось завоевать молодого предпринимателя. Она сказала, что Tumblr был отличным проектом, восхитительным инструментом самовыражения, и особенно отметила, что среди самых молодых пользователей он даже превосходил Facebook по популярности. А еще Майер рассказала Карпу, что вскоре в Yahoo состоится заседание совета директоров, и она хочет поставить на нем вопрос о покупке Tumblr. Что он на это скажет и не согласится ли он снова встретиться завтра, в воскресенье?
Они встретились и на следующий день. В воскресенье Майер говорила уже о новых методах слияний и поглощения в IT-индустрии, которые стали применяться в последние годы: когда покупатель дает возможность купленному проекту продолжать работать самостоятельно, под своим брендом и часто под тем же руководством, просто как одно из подразделений более крупной компании. Google именно так поступил с YouTube, - вспоминала Майер. Facebook проделал подобное с Instagram, и теперь Yahoo именно так собирается поступить с Tumblr. В тот день они засиделись на встрече до двух часов ночи, и Майер снова сказала, что собирается вынести идею покупки Tumblr на совет директоров, где будут обсуждаться итоги первого квартала.
Она так и сделала. На совете Майер заявила, что хочет купить Tumblr, и что проект способен очень быстро улучшить позицию Yahoo среди мобильных пользователей и в целом значительно омолодить аудиторию. Совет директоров полностью поддержал инициативу покупки, и с этого момента сделка покатилась по накатанной колее. Статья Свишер в The All Things D и звонок Сандберг только ускорили процесс. И уже буквально в следующие выходные после того, как они состоялись, Карп окончательно принял предложения о покупке Tumblr.
Для Майер и Yahoo это был настоящий триумф. Компания годами пыталась приобретать стоящие стартапы, которые позволили бы нарастить аудиторию и следовательно - увеличить прибыль. Но все чаще получалось так, что предприимчивые владельцы перспективных стартапов отказывались продавать свой бизнес Yahoo, предпочитая работать с Google или Facebook. То, что Майер удалось провернуть сделку с Tumblr, демонстрировало ее способности как руководителя, а ее склонность к общению в стиле «мудрый наставник - неопытный студент» позволила ей добиться результата на встречах с Карпом и довести до конца сделку, которую многие считали невозможной.
Один из источников в бывшем совете директоров Tumblr заметил по этому поводу, что он был до глубины души поражен тем, сколько усилий Майер вложила со своей стороны в эту сделку. «Она заслуживает самых высоких оценок, потому что обычно люди ранга CEO оказываются совсем не настолько вовлечены в процесс», - говорит он. - «Однако она действительно была участником процесса и лично убеждала Дэвида в том, что позволит Tumblr сохранить независимость. И этим она его победила. Он не хотел изначально продавать проект. Ему не нужны были деньги в той же степени, что большинству из нас, он действительно болел за судьбу сайта и боялся, что если продать его Yahoo - то он просто станет частью большой компании. Но Марисса убедила Дэвида, что Yahoo теперь совсем другой, и что она будет управлять компанией иначе, не так, как это делалось раньше».
Окончание