Ребёнок подбивал нас на эту поездку года два. Откуда он узнал, что в Дании есть тематический парк Lego - не могу предположить. Но только с тех пор мы уже не сомневались, что нас туда вывезут.
И вот, отмахав 260 километров на машине от Копенгагена, мы оказались в городке Биллунн (Billund), а потом и в миниатюрной стране - тематическом парке Legoland.
Здесь всё выполнено в стилистике суперпопулярного во всём мире конструктора Lego. Уже у входа вас встречают симпатичные фигурки, цветные кирпичи и знакомый логотип компании. Кстати, немногие знают, что Lego - датская компания, как и Carlsberg.
Ну, а внутри - целые города из кубиков. Небоскрёбы - как настоящие. Сравните высоту зданий с фигурой мужчины на заднем плане слева.
Улицы исполнены с тщательностью необыкновенной. Имитация асфальта, тротуаров. Деревья - живые бонсаи. Фигурки жителей расставлены не хаотично, а образуя сценки из жизни города. На переднем плане эвакуатор готовит старую машину к транспортировке, а владелец проверяет ногой, не спустило ли заднее колесо. Выхлопную трубу он, видимо, уже продувал.
Есть макеты памятников архитектуры. Это, например, дворец Amalienborg. Он был построен в 1754 году четырьмя знатными семьями и потому имеет форму восьмиугольника, в который вписано четыре одинаковых здания. В 1794 стал собственностью и резиденцией королевской семьи. Правящая ныне королева Дании Маргрете II живёт в одном из этих домов.
Воображаемый круг, описывающий макет, имеет в диаметре 7.5 метров. На постройку макета ушло 900,000 кирпичиков и 40,000 окошек Lego.
Замок Фреденсборг с 1722 года служит летней резиденцией королевской семьи. И нынешняя королева следует этой традиции. Но в июле замок открыт для публики и посетить его сто́ит, чтобы взглянуть на роспись стен и потолков, а также полюбоваться великолепным парком.
Но парк Lego создан не только с целью демонстрации неограниченных возможностей конструктора, но и для развлечения. Есть, например, небольшой цирк, пустовавший во время нашего визита. Наверное, по случаю плохой погоды. А вот летом здесь, пожалуй, оживлённо.
Повсюду натыкаешься на забавные «скульптуры» из кубиков, вроде клоуна у цирка. Вот «дядя Вася» потащил куда-то честно сэкономленный на работе унитаз.
А мимо этого персонажа пройти я никак не мог. Ну, точно автопортрет!
К услугам посетителей - обзорный монорельсовый состав…
…и несколько линий настоящей железной дороги.
С ней конкурируют по привлекательности игрушечные поезда, без устали кружащие по всему парку. Они выныривают из тоннелей под пешеходными дорожками на параллельных курсах, с включёнными фарами. Разъезжаются по сторонам, останавливаются на станциях, пропускают встречных на стрелках и снова отправляются в путь. Только за их неустанной работой можно следить часами.
Надоели поезда? Переходим к изучении Дании. Это макет старейшего города страны -
Ribe. Город был основан в 700 году (то есть 1300 лет тому назад). На создание макета ушло 553,000 кирпичей.
Но традиционная архитектура датских городков, оказывается, начинена инновационными технологиями. В городке
Brædstrup уже много лет на крышах частных домов размещают солнечные панели. Одна такая панель площадью 50 кв. метров способна обеспечить энергией семью в течение всего года.
А это макет завода, превращающего солнечную энергию в тепло. С 2007 года он обеспечивает
Brædstrup горячей водой. Справа - наклонные панели солнечных элементов, слева - технологические корпуса завода.
А это реконструкция другого известного города Дании -
Skagen. Первый маяк был сооружён здесь в 1561 году указом короля Фредерика II. Странное чёрное сооружение в правом нижнем углу кадра, напоминающее колодезный журавль, - тот самый маяк. Бочку с разведённым в ней огнём поднимали наверх. В 1747 году это сооружение заменил первый каменный маяк. Вместо дров в нём разжигали ворвань и жир, потом стали использовать каменный уголь, ну и, наконец, электричество.
Маяк в
Hirtshals служит морякам уже более 140 лет, и его луч виден на расстоянии в 45 километров.
Эра воздухоплавания отмечена в парке симпатичным воздушным шаром из кирпичиков Lego.
Но, конечно же, в первую очередь Дания - страна мореходов. И морской тематике уделено очень большое внимание. В обширном «порту» - модели судов самых разнообразных эпох и предназначения. Парусные торговые суда, рыбацкие шхуны, баржи, современные пассажирские корабли. Все, не устаю повторять, построены из кубиков. В это сложно поверить, глядя издалека. Суда движутся по своим маршрутам. На дне, если приглядеться, видны тросики и шкивы. Они-то и приводят суда в движение.
Большой корабль на следующем снимке неподвижен, но важно поливает зону «тушения пожара» из брандспойта. Дети в восторге. Маневровый локомотив в порту не простаивает, двигает вагончики туда-сюда по замысловатому плану.
А здесь иллюстрируется процесс спуска корабля на воду. Судёнышко справа съезжает в воду по продольному стапелю, замирает… Я думал, отправят в плавание или нет? Нет, кораблик едет назад в цех. И всё повторяется снова.
А вот это замечательное сооружение - лифт для кораблей вблизи
Scharnebeck, Германия. Лифт поднимает корабли на 38 метров. Судно водоизмещением до 1000 тонн ставится в контейнер, и поднимается наверх. Общий вес контейнера достигает 6000 тонн.
Вообще, в парке уделяется огромное внимание тому, чтобы экспонаты несли и познавательную функцию для детей. На следующем снимке - макет гидроэлектростанции
Vestbirk, Дания. Построенная в 1924 году, гидроэлектростанция до сих пор вырабатывает электроэнергию и представляет из себя, по сути, работающий музей. Перепад вода на ней составляет 10 метров. Чтобы обеспечить нужды одной семьи в энергии, через станцию должно пройти 173 тысячи кубометров воды. Это столб воды размером в основании метр на метр и высотой в 173 километра. Так, на простых примерах и макетах, детям наглядно поясняют суть работы гидроэлектростанции.
И не только. Вот макет газоперерабатывающего завода в Nybro. Прежде чем газ попадёт к потребителю, его давление должно быть понижено, а химический состав скорректирован. Еженедельно этот завод обрабатывает 20 миллионов кубометров газа, что хватит, чтобы обеспечить 10,000 датских семей в течение года.
А вот это здание рядом с заводом - старая электростанция. Теперь в ней Академия музыки.
А откуда берётся газ, спросит ребёнок? И на это есть ответ в Legoland. В соседнем «заливе» - панорама энергетической активности в Северном море. Показаны процессы добычи нефти и газа, их транспортировки, и метод выработки электроэнергии. По дну проложены трассы, они видны на снимке. Красная трасса - нефтепровод, синяя - газопровод, жёлтая - электрические силовые кабели.
Электроэнергию добывают, используя силу ветра. Огромные ветряки установлены прямо в море. Впечатляющие сооружения. Снимки настоящих ветряков можно найти в моей первой заметке о Дании. В кадр также попал танкер для перевозки нефти.
Макет нефтедобывающей платформы поражает и взрослых. Сложнейшее сооружение выполнено в мельчайших деталях. Работает эта махина вдали от берега, персонал доставляется либо по воде (судно внизу), либо вертолётом (синенький аппарат на площадке).
Вглядитесь, сколько деталей, как тщательно отработаны все мелочи. Лестницы, ограждения, спасательные круги, человечки в касках. Трудно не заметить логотипы Dong Energy. Они спонсировали постройку этого и других макетов энергетических сооружений в парке. Я не поленился и залез на их сайт. Оказалось, что Dong - очень крупная датская энергетическая компания с годовым оборотом в 6,6 миллиарда Евро, занятая добычей нефти и газа, доставкой их потребителю, производством электроэнергии с помощью ветра и термальных вод, утилизацией отходов в энергию. Ну что же, молодцы, спонсируют повышение образовательного уровня маленьких граждан страны.
На макете платформы даже обрисован досуг нефтяников. Эти двое играют на палубе в бильярд. Забавно.
Ну а что ещё есть в парке, кроме познавательных макетов? Можно окинуть взором Legoland с высоты.
Подъём-спуск на вращающейся башне занимает минут 10. Процессом управляет специально обученный «лифтёр».
Сверху интересно разглядывать задумчивых посетителей. Зачем привели собак в парк? Они ведь конуру из кубиков не построят.
Внизу видны магазины, кафешки, центральный вход в парк. Чуть поодаль - аэропорт Billund, второй по величине в Дании. Да, этот микроскопический городок имеет свой аэропорт. 40 минут полёта от Копенгагена - и вы с детьми в парке развлечений.
Кабина развернулась, и вот уже виден 4D-кинотеатр (о нём в другой раз) - белый куб слева, обзорный монорельс с двумя поездами - красным и жёлтым, опоясывающий школу вождения Пежо. По центру бросается в глаза шатёр цирка, правее - американский сектор парка. Вдали справа виднеется рыцарский замок. Но об этом тоже надо писать отдельную заметку.
Когда кабина вернулась вниз, задумчивые посетители были всё ещё на своём месте.
Ну а мы продолжили изучать Данию в миниатюре. Это Nyhavn, очень известный район Копенгагена. Когда там была действующая гавань и квартал красных фонарей. Теперь - тусовочное место жителей города и туристов.
Прогулочный кораблик проплывает под мостом.
Народ сидит в кафешках и просто на причале, свесив ноги к воде.
На прилегающих улицах больше пешеходов, чем машин, что вполне соответствует оригиналу.
В общем, насмотревшись на эти чу́дные домики и фигурки, дети тянут своих ослабевших родителей в магазин. И он тщательно опустошает кошельки, предлагая весь спектр конструкторов Lego, выпускаемых в настоящий момент.
В таком примерно виде, с оттянутыми до земли руками, в которых полные сумки игрушек, родители вываливаются из магазина. На губах звериная улыбочка.
Родители этого чада, видно, не выдержали, и сдали его в «полицию». За покушение на финансовое благополучие семьи в особо крупных размерах.
А другие решили отвлечь отпрысков от похода в магазин с помощью обзорной экскурсии на поезде.
И, судя, по лицам детей, хитрость удалась. Да и старшее поколение с не меньшим интересом вглядывается в рукотворный пейзаж.
По сторонам разного много. Вот эта «картина маслом», например.
И не только. В парке несколько тематических частей, посвящённых сериям Lego: рыцарский замок, пиратские форты, пещера приключений в стиле Indiana Jones, сказочный уголок с драконом. Аттракционы, американские горки, карусели. Американский сектор с индейцами, пабами и салунами. Макеты городов Германии и Японии. 4D-кинотеатр. Аэропорт.
Ещё 150 отобранных фотографий обо всём этом детском счастье лежат в недрах ноутбука. Обо всём и подробно написать, наверное, невозможно.
Да лучше увидеть всё самим - собраться и поехать в парк.
Лучше делать это весной или ранней осенью, в рабочие дни. Парк открылся после зимнего перерыва 27 марта, и на Пасху там было относительно немного народу. Погода ещё плохая - сыро, плюс пять, периодически шёл дождь. Летом же, полагаю, будет столпотворение.
Взрослые в парке не заскучают. Пара дней пролетит незаметно. А наградой вам будут счастливые глаза ребёнка. Проверьте.