Сербия и Черногория: 2500 км на машине. Часть 3, Черногория

Sep 15, 2008 23:15

Это третья часть отчета о поездке в Сербию и Черногорию, посвященная Черногории и нашему возвращению в Сербию.
Поездка состоялась с 15 по 25 мая 2008 года.


Маршрут, а также разнообразная информация, полезная при подготовке подобного путешествия - в первой, вводной части отчета.
Рассказ о первых пяти днях, проведенных в Сербии - во второй части отчета.


Отдельные рассказы:
Белградский зоопарк
Чомги на Скадарском озере (Черногория)
"Пить или не пить?" - сложный выбор одного крякового селезня (Черногория)
Концлагерь "Црвени Крст" (Ниш, Сербия)
Челе кула - башня черепов (Ниш, Сербия)

ОГЛАВЛЕНИЕ
Дорога от от границы с Сербией до Свети Стефана
Будва
Скадарско езеро: Жабляк Црноевича и путь вдоль побережья
Черногорские горы: Острог, Пива, Плужине, Жабляк (Дурмитор)
Скадарско езеро: по птичьим местам
Бар
Дорога в Белград. Монастырь Милешева


Ночь с 19 на 20 мая (от границы Черногории до Свети Стефана)
...Сербская таможня по дороге Рибариче-Рожае встретила нас раскатами грома и зарницами. Русские путешественники воодушевили пограничников, и они шлепнули нам в паспорта штампы. Самостоятельно. Их никто не просил. Все последующие таможни об этом надо было просить, иногда очень настойчиво. :)
Прибытие на черногорскую таможню ознаменовалось уже первыми каплями дождя. Не менее веселый, чем его сербские коллеги, черногорский таможенник внимательно изучил наши паспорта, а также распечатку подтверждения брони отеля "Адрович". Хотя, возможно, если бы я ее не сунул ему под нос, он бы и не попросил. :)
Так или иначе, на все формальности с обеих сторон ушло не более чем по 5 минут, и в Черногории мы оказались в сильнейший полночный ливень, местами переходивший в град. Благодаря беспрерывным молниям, красотами черногорских гор мы могли любоваться большую часть ночи.
Полицейские в Рожае посоветовали повернуть в Беране направо и ехать через Мойковац (а мы-то надеялись проехать напрямик, через заповедник Биоградска гора и все горнолыжные курорты - хи-хи...) Ехали долго - E65/E80 ремонтировалась в нескольких местах, причем со светофорами и реверсивкой. Имейте в виду.

Перед Подгорицей нашу Дачию тормознул местный гаишнег абсолютно нашей посконной гаишной наружности. Ни английского, ни русского он не знал, поэтому через остановленного следом водителя объяснил нам, что, оказывается, пользоваться противотуманками запрещено. Ночью. В туман. Объяснения не принимаются вследствие непреодолимого языкового барьера. Цена вопроса - половина официального штрафа, т.е. 10 евро. К счастью, такая бумажка у нас была. Но первое впечатление от Черногории подпорчено...

Хозяин отеля "Адрович" (спасибо ему огромное) сам вышел в 5 утра на дорогу и изловил слегка заплутавших путешественников. Благодаря его гостеприимству, настроение, изрядно испорченное полицейским из Подгорицы, слегка поднялось. Оказалось, что верхний этаж отеля - ресепшн - прямо у дороги, а все номера расположены на этажах ниже. Необычно для нас, но здесь - стандартно. Сам отель оставил очень приятное впечатление, которое не испортил даже шедший вовсю косметический ремонт - май месяц все-таки...
Ночной вид на остров Свети Стефан из номера:




20 мая (Будва)
Будва - ближайший к нам крупный город. Платных парковок немного, но место при желании всегда находится.
Основные достопримечательности: Старый город и древняя крепость в нем. Ну и музей (Стари град, ул. Петра I Петровича, 11, зимой с 10 до 20, по выходным с 10 до 17, летом с 8 до 22(!), кроме понедельника). Если ехать главной улице Ядрански пут от Св. Стефана, Старый город будет слева, поближе к морю.
Старый город, спрятавшийся за крепостной стеной XV в., стоит того, чтобы по нему побродить. Очень советую сперва дойти до информационного туристического офиса (Стари град, Негошева, 28) Там вы сможете бесплатно получить кучу брошюр, а также полезнейшую карту Будва - Св. Стефан - Петровац и маленькую книжку Museums of Montenegro, которую потом нам за немелкие деньги предлагали в Баре в местном аналогичном офисе. Брошюры брать имеет смысл, т.к. там указаны актуальные часы работы всего и вся.
Немного Старого города:






Фонтан:


Крепость:








За крепостной стеной - обычная курортная жизнь. Русских вокруг немало, что подтверждается названиями ресторанов (в черногорском, т.е. в сербскохорватском, нет буквы "ш"):



На набережной - стройные ряды яхт со всех концов света:



Так по Будве мы пробродили целый день, начавшийся, впрочем, ближе к обеду.


21 мая (Скадарско езеро)
Начальная точка любого маршрута, связанного со Скадарским озером - ресторан "Езеро" рядом с местечком Враньина. О том, как ехать туда с побережья, стоит сказать особо.
Недавно параллельно железнодорожному построен автомобильный тоннель, он начинается возле Сутоморе. Пока он присутствует не на всех картах. Ехать серпантинами поверху от Петроваца смысла никакого нет - мы пробовали, так сильно дольше. Тоннель платный, но недорогой (2,5 евро). Если ехать со стороны Будвы, у Петроваца будьте внимательны, поезжайте по указателям на Сутоморе, а не на Подгорицу.

Выехав из тоннеля, вы попадаете на дамбу, связывающую побережье с Подгорицей. Слева - крепость Лесендро с трагичной судьбой: будучи построена черногорцами, большую часть времени она прослужила туркам.



Ресторан "Езеро" - это первый островок суши после окончания дамбы. Не пропустите - там огромный щит, офис национального парка "Скадарско езеро", рядом винный магазин и большая парковка. На берегу возле парковки расположена будочка, в которой предлагаются "бёрдуотчинг-круизы" на моторке. Один час - 25 евро. Минимум два часа. Мы заинтересовались, но решили вернуться сюда в другой день.

В офисе национального парка нас ожидала милая девушка-сотрудница и отличнейший музей-панорама. Ты ходишь по стеклянному полу, под стеклом - мох и трава, на стенах - экспонаты из животного мира, из динамиков льются птичьи песни... Нам понравилось. На компьютере можно посмотреть презентацию о парке. Все это входит в стоимость билета на посещение парка, который мы по глупости в тот день купили. Он нужен только для поездки на моторке непосредственно в места обитания птиц, а мы, как потом поняли, в тот день на моторке никак не успевали.

Из офиса национального парка мы направились в город-крепость Жабляк Црноевича (не путайте с одноименным горнолыжным курортом - здесь речь идет о маленьком поселке близ Подгорицы!) Попасть туда несложно: в центре пос. Голубовичи (по дороге к Подгорице) надо повернуть налево, пересечь железную дорогу, потом речку Морача, а потом у Вуковичей повернуть снова налево. Проехать вдоль речки, держась левее и как бы возвращаясь к озеру, мимо поселка Понари - и вот он, маленький Жабляк! Крепость видно издалека:



Машину надо ставить возле подножия горы, вверх заехать никак не получится. Местный мальчишка по указанию отца проводил нас тропинками наверх, за что получил пару евро.



Вид на нынешний поселок Жабляк:



Сам город-крепость впервые упоминается в XV веке. Настоящий средневековый город, окруженный мощными крепостными стенами, ныне совершенно заброшенный. Когда-то был ключевой точкой в борьбе черногорцев с турками. Люди, как видно, жили здесь еще относительно недавно...



Еще фото окрестных красот (не могу удержаться и не выложить):










Не удовлетворившись Жабляком Црноевича, в тот день мы решили проехать вдоль побережья Скадарского озера и, если повезет, заглянуть в музейную экспозицию рыбацкого поселка Муричи, посвященную возделыванию и переработке оливок.

Сказано - сделано. И вот мы уже мчимся 30 км/ч по извилистому серпантину шириной метра три, впритык разъезжаясь в специальных "карманах" с крохотными Юго и Дачиями местных албаноязычных жителей. Наша машина имеет успех... А ведь какой, оказывается, дальновидный ход - взять в прокат Дачию!



Тоже дорога, между прочим...



А как удобно привязываться по карте к местности! Береговая линия с высоты птичьего полета:



Пару раз промахиваясь с дорогой, спускаемся, наконец, на один из двух пляжей на всем огромном южном побережье озера (второй - близ Годинье, рядом с Вирпазаром; в остальных местах - скалы и заболоченные берега). Итак, мы в Муричах. Увы - местный музей закрыт. И, кажется, не первый день, судя по словам Хасана - местного вольного экскурсовода. Он сует нам визитку со своим телефоном, промотируя поездку на два соседних острова со своими монастырями - Бешка и Морачник. 50 евро. Нет уж, спасибо. Однако сразу отказываться и портить человеку настроение не хочется, поэтому мы визитку берем и обещаем подумать. Попутно обнаруживаем на берегу черепаху:



А также семейство крякв во главе с огромнейшим по московским меркам селезнем. Нравственной проблеме селезня посвящен специальный пост в тематическом сообществе.




Наконец черногорское побережье Скадарского озера заканчивается, мы на самой границе с Албанией встречаем невероятный закат:



А это противоположная сторона света, Албания - на том берегу виден город Шкодер.


Озеро спасает лишь то, что единственная вытекающая из него речка Бояна начинается как раз рядом со Шкодером. Иначе, конечно, никаких пеликанов, цапель и чомг в нем бы не водилось - вряд ли албанские очистные настолько хороши...

Места в этом пограничном районе кажутся нам немного стремными: все-таки албанцы - не самый дружественный русским народ. Однако благожелательности населения способствуют английский язык и румынская машина.

Характерное только для албанской части озера межевание участков невысокими каменными оградами:



Монумент на развалинах средневекового города Свач (Suacium). Написано явно не по-черногорски...



В приграничном городке Шас нашему взору открылась феерическая картина: обыкновенная крытая автомобильная стоянка, добрую треть машиномест которой оккупировали припаркованные... ослики!
Вообще, это неприхотливое животное очень часто нам попадалось в албанской части Черногории.

По мере удаления от Ульциня албанское влияние постепенно перестает бросаться в глаза. И если в Баре оно еще весомо, а дальше на северо-запад - уже практически нет.


22 мая (Острог, Пива, Плужине, Дурмитор)
В этот день мы решиль отдохнуть от прибрежной Черногории и отправились в горы. Путеводители обычно рекомендуют два горных маршрута по Черногории: либо на северо-запад - в национальный парк Биоградска гора, либо на север, в Дурмитор и каньон Тара. Поскольку Биоградску гору мы проезжали, когда ехали из Сербии, плюс она нам еще предстояла на обратном пути, поехали в Дурмитор.

Маршрут выбрали такой: в Подгорице налево, в сторону Даниловграда по E762, затем заезд в монастырь Острог, оттуда назад на E762 и через Никшич устремиться на северо-запад Черногории, к городу Плужине на границе с Боснией и Герцеговиной. Оттуда, если верить чудо-путеводителю "Полиглот", можно через горы проехать в Дурмитор и далее, через горнолыжный поселок Жабляк - центр Дурмитора - до самого глубокого в Европе и второго в мире каньона реки Тара со знаменитым мостом Джурджевича.

Трасса E762 вполне хороша. Не очень извилистая, не очень загруженная и с хорошим асфальтом.
Указатель на Острог присутствует. Почти все дороги, сворачивающие с E762 направо - узкие горные серпантины. В Острог ездят даже автобусы. Разъезжаться с ними даже в специальных "карманах" достаточно тяжело, имейте в виду. По дороге в Острог нам встретился гигантский трубопровод:


На картах он не обозначен, спросить, что это такое, было не у кого. Но сооружение, без сомнений, циклопическое...



Монастырь Острог - пожалуй, наиболее почитаемый в Черногории. в XVII в. там жил великий православный святой Василий Острожский, чьим чудотворным мощам ныне приезжают поклоняться и черногорцы, и сербы, и русские. Подъехав к монастырю, не спешите вылезать из машины - наскальный храм и часовня, в которой покоятся мощи св. Василия Острожского, находятся еще на несколько немного вверх, туда можно проехать.



В монастыре можно купить масло и маленькие запечатанные баночки с водой, освященные на мощах святителя.

По мере удаления от Никшича трасса становится все более и более живописной. Каньон реки Пива - место отчасти рукотворное: Пивское озеро возникло в 70-е годы прошлого века, когда плотина перекрыла долину реки.



Не доезжая 10 км до Плужине, совсем рядом с дорогой, расположен Пивский монастырь. Изначально он находился ниже, в зоне затопления будущего озера, но при строительстве плотины храм XVI в. разобрали и перенесли на новое место.


Доброжелательный батюшка открыл нам двери храма и дал возможность рассмотреть древние фрески. На одной из них изображен турецкий паша, обратившийся в христианство.

В Плужине мы попытались выяснить дорогу на Дурмитор, точнеее, в его туристический центр - город Жабляк. Тут нас ожидал ошеломляющий сюрприз: дорога, о которой писал "Полиглот" и которая указана на всех картах региона, как выяснилось, была вся в снегу. Местные жители собрали на заправке консилиум и, посовещавшись, стали хором отговаривать нас от попыток проехать в Дурмитор напрямую, апеллируя к тому, что вытаскивать нас оттуда потом придется им...

Ничего не поделаешь - пришлось развернуться... Как потом выяснилось, не зря: dmitri_hrabar сообщил, что эта дорога свободна от снега с июня по октябрь, а в остальное время туда действительно лучше не соваться. Вот ссылка на его рассказ с фотографиями.

Путь в Дурмитор удлинился на сотню километров: предстояло ехать назад до поворота на Шавник, а там, по традиционным серпантинам 3 метра шириной, поспешить до темноты в Жабляк.


Стоило ли ехать? Хм, Странный вопрос, с моим-то упрямством... В общем, в Жабляке мы оказались под самый вечер. После короткого совещания было решено, что нельзя объять необъятное, и величественный каньон Тара откладывается на следующее посещение гостеприимной Черногории.
Жабляк - довольно крупный по местным меркам городок, центр национального парка Дурмитор. Именно от него начинаются основные туристические маршруты по парку, включая маршрут восхождения на Боботов кук (2523 м)

Мы же вынужденно ограничились прогулкой к Црному озеру и роскошным ужином в ресторане "Катун" на берегу.
Когда мы вышли из ресторана, была уже практически ночь...



Обратный путь был непрост. Только мы выехали из Жабляка, началась сильнейшая гроза, спустился туман. Жена говорит, что никогда не забудет наш путь до Шавника... :) Ливень, град, туман, ветер, камни на дороге, слепые повороты и борьба со сном. В общем, дома мы были, по обыкновению, уже на рассвете.


23 мая (Скадарско езеро, Бар)
Это день мы решили посвятить поездке на лодке. Сговорились с агентом в будке около ресторана, купили новые билеты на посещение парка, сели на утлую моторку и поехали...







Конечно, я прекрасно понимал, что шумная моторка - не лучшая помощь при фотографировании птиц. Собственно, специальной цели снимать птиц я перед собой и не ставил - это надо ехать на целый день,и лучше подальше - к примеру, в Панчеву оку, где гнездятся пеликаны. Там надо заглушить двигатель, притаиться и... вот оно, счастье фотографа!
Здесь же мы удовлетворились наблюдением издалека за многочисленными чомгами, на спинах которых отдыхали маленькие детки, а также сороками, цаплями, кваквами и несколькими неопознанными птицами.

Кваква:



?



Коровы здесь, как видно, тоже встречаются...



Монастырь св. Николая Чудотворца на острове Вранина, основанный в XIII в. К сожалению, древняя архитектура не сохранилась, зато осталась атмосфера спокойствия и благодати...
















Уже по возвращении случился неприятный инцидент: катавший нас паренек стал требовать деньги за третий час катания, хотя мы вернулись на 15 минут позже, чем должны были. Причем, поскольку точного графика мы не знали, то и не возражали против периодических остановок на любование пейзажем. В итоге мы добавили еще 10 евро и расстались с ощущением, что черногорцам развитие туризма иногда не слишком идет на пользу...

***

Стараясь развеять грустные мысли о природе человеческой жадности, мы поехали в Бар, посмотреть на старый город. В отличие от Будвы, Старый город Бара находится дальше от моря и выше современного центра города.



Кроме того, в отличие от Будвы, он абсолютно нежилой и практически невосстановленный, поэтому для контраста его надо посетить обязательно!

















Экспозиция музея скудна, но местами интересна. Вот, к примеру, пресс для оливок:







24-25 мая (дорога в Белград; монастырь Милешева)
Вот и подошло к концу наше пребывание в Черногории.
Выехали поздно, дорога до Биело Полье изобиловала ремонтами и реверсивными светофорами, и хотя на обеих таможнях - и сербской, и черногорской, мне пришлось минут по 10 упрашивать поставить нам штампы о вьезде-выезде, в монастырь Милешева, что в 6 км к востоку от Приеполье, мы попали уже после обеда.



Это удивительное место стало самым ярким моим впечатлением от всей поездки. Монастырь основан в начале XIII в, тогда же построен и расписан соборный храм Вознесения Господня. С 1236 г. в нем покоились мощи свт. Саввы, небесного покровителя Сербии. Во второй половине XVI в. монастырь неоднократно подвергался разорению турками. Наконец, в 1594г. Синан-паша, в отместку за постоянные сербские восстания, взял мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и сжёг на холме Врачар - там, где ныне стоит огромный Свети Савва.
А в монастыре остался ковчег, в котором хранились мощи святителя. И удивительные фрески, из который первейшая - Белый Ангел на гробе Господнем, возле которой я долго неотрывно стоял...


(фото фрески взято у osyotr )











Вид от монастыря на крепость Милешевац:



Изначально мы собирались посетить Нови Сад, где у нас были забронированы апартаменты. Однако неприятная история, описанная в первой части нашего отчета, вынудила изменить планы. Утомленные переговорами с представителями новисадских овербукеров, мы, проезжая Чачак, решили остановиться в "Livade" - одном из многочисленных мотелей. Чем-то он нас привлек, видимо... Адекватный двухместный номер со всеми удобствами и завтраком стоил примерно 1200 рублей, что в разгар Евровидения - очень и очень дешево...

Следующим утром мы выдвинулись в сторону Белграда. Путь наш прошел без происшествий, хотя и не так быстро, как хотелось. В итоге мы приехали в аэропорт вовремя, а вот заглянуть в расположенный в здесь же Музей авиации - увы, не успели.

Ну и ладно - не в последний же раз!
Мы уже решили, что обязательно вернемся в эти две гостеприимные страны, где человеком из России быть пока еще не стыдно.

К оглавлению...
К первой части отчета...
Ко второй части отчета...

Балканы, конкурс, проторенные автомаршруты, самый интересный маршрут

Previous post Next post
Up