Вокзал "Новосибирск-главный"

Jan 30, 2007 21:38



Проект бригады Гордеева

Чуть-чуть из моей книжки про Железнодорожный район Новосибирска. Побольше здесь

...В конце 1920-х годов было решено, что городу нужен новый вокзал. Вначале предлагалось построить его в другом месте, на пересечении Красного проспекта с линией Транссибирской магистрали, но в 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс эскизных проектов-идей железнодорожного вокзала на станции Новосибирск-главный. Жюри конкурса под председательством академика архитектуры А.В. Щусева, в которое входили ведущие советские архитекторы 1920-х годов из 45 поступивших проектов выбрало работу под девизом "Прямое движение" архитектора Н.Г. Волошинова. Дальнейшее проектирование поручили киевскому отделению Гипротранса, и в 1931 году были заложены фундаменты здания. История строительства здания весьма запутана. Проект несколько раз изменялся, к проектированию были привлечены ведущие архитекторы Новосибирска.
Первоначальный проект Н.Г. Волошинова предполагал возведение огромного здания вдоль улицы Вокзальной (ныне Шамшурина) и над путями станции. Существующее сегодня арочно-сводчатое перекрытие зала предполагалось продлить в сторону Владимировской улицы, расположив над перронами в виде конкорса, в котором должны были разместиться зал ожидания с рестораном, с лестницами-спусками к пассажирским платформам. Архитектура здания предполагалась лаконичной, в стилистике конструктивизма. В объемно-пространственном решении вокзала можно угадать образ мчащегося на восток паровоза.



Проект привокзальной площади

Однако уже в 1931 году проект вокзала был переработан трестом «Сибстройпуть». К проектированию подключается известный новосибирский архитектор Б.А. Гордеев. После объявления результатов 2-го тура конкурса на здание Дворца Советов в Москве и директивного изменения «стилистической направленности советской архитектуры», конструктивизм оказывается вне закона и в Новосибирске проводится конкурс на внешнюю архитектуру фасадов вокзала. Готовые конструкции частично разбираются, взрываются, фасады получают ампирную трактовку. Вокзал был открыт 25 января 1939 года.





Интерьеры. Фотофиксация 1939 г.









Исторические фотографии: Личные архивы Игоря Поповского, Александра Ложкина, Электронный архив общественной организации "Культурное наследие", Музей истории Железнодорожного района Новосибирска.

Еще про историю Новосибирского вокзала



Современные фотографии: Евгений Иванов


Транспортные сооружения / Transport, Новосибирск / Novosibirsk, Построенный объект / Building, Архитектура СССР 1932-1955 гг., Общественные здания / Public Buildings

Previous post Next post
Up