Джеймс Молодой Олень и Принцесса Красное Крыло

Dec 03, 2008 19:08



Еще кратко коснусь темы расизма в голливудском кино. Известно, что в вестернах классической поры коренные американцы в основном представлялись однобоко и в не самом хорошем свете: жестокие дикари, похитители детей и т.п. Лишь постепенно ситуация изменялась: "каждое десятилетие голливудские студии сообщали, что переизобрели фильмы о коренных американцах. В конце концов, уверяют студии, индейцы будут изображаться настолько корректно, насколько это возможно; теперь они сами будут играть себя в главных ролях, а противостоящие им неиндейские персонажи будут представляться в менее положительном свете. Короче говоря, старая пословица о том, что хороший голливудский индеец - это мертвый индеец, более не останется верной. [...Однако...] Многое, что столь шумно провозглашается современными кинематографистами в качестве "реформ", было общим местом в эпоху немого кино." Похоже, что окончательная ясность в этом вопросе появилась не так давно - лет 15 назад, когда в одном из подразделений Библиотеки Конгресса США были идентифицированы более 200 игровых и документальных лент, посвященных индейцам. Оказывается, в раннем американском кино индейцы обычно изображались в позитивном ключе. Режиссеры часто разыскивали настоящих индейцев, чтобы те играли индейцев в кино.

Более того, был в ту пору даже кинорежиссер-индеец. Возможно, и не один, но именно его фильм 1910 года под названием "Преданность Белой Оленихи: пьеса, разыгранная племенем красных индейцев в Америке" я недавно случайно скачал и посмотрел.

Джеймс Молодой Олень (другое имя J. Younger Johnston) - индеец из племени Виннебаго. В 1890-х он начал работать в цирке и в "шоу Дикого запада". В 1906-м женился на актрисе Лили сэнт Кир (сценическое имя Принцесса Красное Крыло), принадлежавшей к тому же племени. С 1909 года стал играть в кино и снимать вестерны для разных студий. Французская кинокомпания "Патэ" (крупнейшая на тот момент, и имевшая филиалы в США, России, Италии и Германии) подвергалась в то время критике за то, что их вестерны были слишком неаутентичными. Для решения этой проблемы были приглашены Молодой Олень и Красное Крыло. Вскоре Молодой Олень стал управляющим студии "Патэ" в Лос Анджелесе и руководил делами компании на всем западном побережье США. В эти годы его жена была весьма востребованной актрисой, публике нравились ее красота и бесшабашность, с которой она выполняла сложные трюки перед камерой. Однако к 20-м годам их карьеры пошли на убыль. Во время Первой мировой войны Молодой олень снимал документальные фильмы во Франции, в 1919-м он вернулся в Америку, где оказался невостребованным. На протяжении 30-х гг. он сам не снимал, работал режиссером вторых съемочных групп или продюсировал независимые низкобюджетные фильмы категории Б и сериалы. Молодой Олень умер в апреле 1946 года в Нью-Йорке, сколько ему было на тот момент лет точно не известно. Его жена сменила кинокарьеру на борьбу за права коренных американцев и умерла в 1974 году в возрасте 91 года.
Сверху именно ее фотография, изображения Молодого Оленя я не нашел.

"White Fawn's Devotion" залил сюда: http://files.mail.ru/3GXSRC
Забавный маленький вестерн, затрагивающий тему межрасовых браков. Уйма экшна и весьма дурацкая неожиданная концовка. Роль жены главного героя исполняет Лили сэнт Кир. Индейцы занятно играют, это не очень похоже на стандартную театральность белых актеров того времени.

Для сравнения - фильм Гриффита 1909 года "The Red Man's View": http://files.mail.ru/IEAVYH
Трагическая история вытеснения коренных американцев агрессивными пришельцами раскрывается в рамках мелодраматической короткометражки. Ритуальный танец смешной какой-то, почему-то не вызывает у меня впечатления аутентичности, хотя я, конечно, понятия не имею, как это должно выглядеть на самом деле...

Джеймс Молодой Олень, 1906, Гриффит, США

Previous post Next post
Up