После смерти (Евгений Бауэр, 1915)

Dec 03, 2008 20:10



Во-первых, важная информация. По-видимому, кто-то отсканировал всю книгу "Великий кинемо" для сайта http://www.rudata.ru/ . Так что, если появится желание почитать о каком-то российском дореволюционном фильме, имеет смысл смотреть там. Есть, конечно, недочеты: пропуски в тексте не указаны, абзацы не соблюдаются и т.п., но зато доступна уйма интересной информации.

Во-вторых, интересное (хотя и банальное) наблюдение. Посмотрел фильм Евгения Бауэра "После смерти". Снят он был по рассказу Тургенева "Клара Милич". Так вот, отзывы на фильм весьма напоминают современную ругань из-за неточностей при экранизациях лит. произведений (см. тут):
"Инсценировка рассказа совершенно не передает его смысла, а в некоторых местах даже искажает его путем вводных эпизодов, не имеющихся в рассказе. Постановка совершенно не передает эпохи, действующие лица одеты в современные костюмы и носят имена иные, чем в рассказе. Постановление: изменить название картины."

Сюжет:
Молодой ученый Андрей Багров (Витольд Полонский) живет уединенно со своей тетушкой, размышляя о давно умершей матери. Однажды на званом обеде он видит актрису Зою Кадмину (Вера Каралли), чей облик производит на него сильное впечатление. Позже он снова встречает ее на литературном вечере, но познакомиться с ней не решается. Зоя тоже замечает Андрея и влюбляется в него. Будучи, по-видимому, девушкой эмансипированной, она решается первой сделать шаг и пишет письмо Андрею, назначая свидание. Однако при встрече Андрей отталкивает девушку, подозревая в ней какое-то пошлое чувство. Спустя три месяца он узнает, что Зоя покончила с собой, выпив яд. Он читает ее дневник и узнает о силе и чистоте ее чувства. Теперь всякий раз, как он засыпает, она является в белых одеждах перед его взором...















Хотя в приведенных на рудате цитатах современники картину не хвалят, и по зрелищности она, конечно же, сильно уступает пресловутому "Рождению нации", выпущенному в том же году, она мне показалась интересной по нескольким причинам.
Во-первых, сюжет не то чтобы увлекательный, но должен привлечь тех зрителей, кто интересуется проявлениями ужасного в раннем немом кино (имею в виду призрачное видение, еженощно манящее героя в могилу).
Во-вторых, фильм вполне типичен для российского кино своего времени: тут и декадентские мотивы, и печальная концовка, и нарочитая замедленность актеров, подчеркнутая театральность их жестов. Любопытно, что некоторые русскоязычные критики того времени считали, что динамичное американское кино как раз отстает от кино отечественного, поскольку еще не доросло до такого же приторможенного "психологизма".
В-третьих, фильм выполнен очень профессионально и на высоком техническом уровне. Мизансцены хорошо продуманы, особенно порадовал вечер у княгини - кажется, каждый второплановый персонаж живет полноценной жизнью, осмысленно перемещаясь на заднем плане. Камера всегда хорошо поставлена и даже иногда поворачивается вокруг оси, а так же совершает медленные отъезды/наезды, что на тот момент еще было редкими приемами. А в одном эпизоде можно даже наблюдать выразительное лицо Веры Каралли крупным планом (опять же, крупный план еще не был общепринятым средством киноязыка)!

Евгений Бауэр, скриншоты, Российская Империя, 1915

Previous post Next post
Up