Вот вы представляете, чтобы в России в православную семинарию например позвали ведьму? Даже если бы позвали, то ей бы слова не дали сказать. Орали бы на неё от невозможности сразу в аудитории её живьём сжечь
( Read more... )
Ну вот cygyr и подняла вопрос ликбеза (точнее, и вопрос ликбеза тоже), так что удачи и успехов Вам! Жаль что в России всё ограничивается только мастер-классами "ИТАК, ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ШАМАНОМ" от ОАО "Шаманы-Карманы".
Единственное что хочу дополнить: - шаманы далеко не только в Сибири, причём в ряде случаев имеет место быть "шаманоподобная религия" (самые разные синкретические культы с весомой долей шаманизма) - бубен - это основной инструмент для североазиатской (прежде всего) и североамериканской (отчасти) традиций, в других местах всё очень разнообразно - по религиоведческой и этнологическим классификациям шаманизм это не первая форма, первые формы это анимизм (наделение сил природы и природы как таковой божественными свойствами) и фетишизм (наделение материальных предметов таковыми свойствами); все эти элементы в той или иной степени есть в шаманизме (как религии построенной на общении с "духами", опять же закавычено из-за широты термина) - тотемное животное и/или животное силы есть далеко не везде
кстати (просто кстати:-)): насчёт шаманских ритуальных музыкальных инструментов. На юго-восточном побережье Мадагаскара общением жрецов (читай - "шаманов") осуществляется при помощи...гармошки! При этом мелодии играются далеко не "мистические" и "шаманские", а основанные на простых песнях... Это просто как пример огромного разнообразия шаманских музыкальных инструментов.
Красота какая! :) Для меня самой нет никакого "самого шаманского" инструмента. Особенно после того как меня совершенно мгновенно унесло в транс от того что несколько человек в кругу вокруг меня ритмично дудели в сонастроенные бутылки.
в любой системе есть первостепенное и наиболее известное. если отталкиваться от наиболее известного, то придется многое потом переводить с этих рельс - для первостепенного так вопрос может быть вообще не стоит и в его свете не рассматривается, но акцентирование на привычном рождает кашу. так что, можно все даже к вашей системе из 12-ти пунктов свести (заодно их уточнив), если разобраться в первостепенном. тогда, например, будет стоять вопрос не о едином боге, а об элементах, и не о табу, а об их равновесии.
>>6. В шаманизме нет единого Бога, А как же Великий Тэнгре (Небо)? насколько я читала, остальные Боги, включая и Мать-Землю, рассматриваются уже как частные проявления, ипостаси Великого Тэнгре. Впрочем, я не знаю в какой вы традиции, может у вас по-другому.
Насчет ритуала. А руководство колледжа (в смысле духовные лица) дало на это разрешение? Колледж всё-таки христианский. Я, конечно, не знаю как католики, но православные (у нас тут в России) к шаманам относятся оочень болезненно, а уж к ритуалам - так и вообще :(
Тэнгри в тюрко-монгольских традициях верховный Бог, но о том что всех остальных Богов и считают его ипостасями слышу впервые. Руководство в курсе. Они только не захотели чтобы этот семинар на видео снимали.
В ряде (если позволите, не буду вдаваться в подробности, а просто приведу пример) автралийских традиций "верховный бог" - это создель(создатели) мира, которые создать-то создали, но на этом вся активность их завершилась и они продолжили создавать миры дальше... А всеми процессами и явлениями "заведуют" самые разные духи самых разных видов (змеи, ящерицы, мифические предки и т.д.).
Насчёт Тенгри - это применимо к тюркско-монгольскому шаманизму, да. Причём изначально это слово было прилагательным ("небесный", "божественный"). Даже в современной Турции словом "Tanrı" ("тэнри") называется Бог (как альтернатива арабскому "Аллах"). Причём народная религия тюркско-монгольских народов изначально не возводила Тенгри в сан верховного (главного над всеми) божества, это появилось после становления Тенгрианства как систематизированной (ну или отчасти систематизированной религиозной системы).
Про то что шаман выполнял функцию вождя племени, я пожалуй не стану говорить, поскольку это относится лишь к некоторой части традиций. А про родство психотерапии с шаманизмом обязательно расскажу, да. Даже про то, что Всемирная Организация Здравоохранения проведя в 1980 году исследования эффективности в исцелении психических и психосоматических болезней, признала шаманов настолько же действенными как и конвенциональных врачей.
У меня нет собственного опыта именно сражения с Духами. Я скорее выманиваю подселенцев и способствую тому, чтобы территория их обитания в душе человека перестала быть уютным местом для Духов болезней и демонических Духов.
Всё везде по разному, но вы то что конкретно в виду имели?
В каких-то традициях одушевляется предмет, в каких-то даже если предмет и наделяется "человеческими" чертами, то считается, что там сидит дух, но сам предмет (камень или дерево), как таковой души не имеет.
Про сражения с духами - вроде активно описывается в этнографических отчетах по якутскому шаманизму. Если я не ошибаюсь, у якутов даже бубны с подвесками-сабельками, чтобы с злыми духами сражаться.
Ах да, еще забыл - а как же бубен-конь-птица? То, на чем шамана едет в мир духов? Бубен как модель мира?
бубен есть далеко не везде!!!=) Точнее, правильнее было бы говорить "мало где есть" (имеется в виду регионы). А уж бубен как модель мира - это вообще частные и единичные случаи (саамы, эвенки, некоторые северные тюрки). Зато уж в этом плане можно очень хорошо развернуться!!!!=))))) Кстати, с помощью острых предметов со злыми духами сражаются не только шаманы, но и христиане, мусульмане, буддисты и бонцы, причём далеко не только служители, но и простые люди (вера в защитную силу острых предметов - иголок для шитья, игл дикобраза и т.д. - очень сильна у народов Средней Азии, лично фиксировал эти моменты).
Comments 57
Единственное что хочу дополнить:
- шаманы далеко не только в Сибири, причём в ряде случаев имеет место быть "шаманоподобная религия" (самые разные синкретические культы с весомой долей шаманизма)
- бубен - это основной инструмент для североазиатской (прежде всего) и североамериканской (отчасти) традиций, в других местах всё очень разнообразно
- по религиоведческой и этнологическим классификациям шаманизм это не первая форма, первые формы это анимизм (наделение сил природы и природы как таковой божественными свойствами) и фетишизм (наделение материальных предметов таковыми свойствами); все эти элементы в той или иной степени есть в шаманизме (как религии построенной на общении с "духами", опять же закавычено из-за широты термина)
- тотемное животное и/или животное силы есть далеко не везде
Reply
Reply
На юго-восточном побережье Мадагаскара общением жрецов (читай - "шаманов") осуществляется при помощи...гармошки! При этом мелодии играются далеко не "мистические" и "шаманские", а основанные на простых песнях...
Это просто как пример огромного разнообразия шаманских музыкальных инструментов.
Reply
Для меня самой нет никакого "самого шаманского" инструмента. Особенно после того как меня совершенно мгновенно унесло в транс от того что несколько человек в кругу вокруг меня ритмично дудели в сонастроенные бутылки.
Reply
http://psylib.org.ua/books/eliad02/index.htm
http://psylib.org.ua/books/eliad03/index.htm
http://psylib.org.ua/books/eliad04/index.htm
Reply
Reply
Reply
А как же Великий Тэнгре (Небо)? насколько я читала, остальные Боги, включая и Мать-Землю, рассматриваются уже как частные проявления, ипостаси Великого Тэнгре.
Впрочем, я не знаю в какой вы традиции, может у вас по-другому.
Насчет ритуала. А руководство колледжа (в смысле духовные лица) дало на это разрешение? Колледж всё-таки христианский. Я, конечно, не знаю как католики, но православные (у нас тут в России) к шаманам относятся оочень болезненно, а уж к ритуалам - так и вообще :(
Reply
Руководство в курсе. Они только не захотели чтобы этот семинар на видео снимали.
Reply
Насчёт Тенгри - это применимо к тюркско-монгольскому шаманизму, да. Причём изначально это слово было прилагательным ("небесный", "божественный"). Даже в современной Турции словом "Tanrı" ("тэнри") называется Бог (как альтернатива арабскому "Аллах"). Причём народная религия тюркско-монгольских народов изначально не возводила Тенгри в сан верховного (главного над всеми) божества, это появилось после становления Тенгрианства как систематизированной (ну или отчасти систематизированной религиозной системы).
Reply
(The comment has been removed)
Reply
А про родство психотерапии с шаманизмом обязательно расскажу, да. Даже про то, что Всемирная Организация Здравоохранения проведя в 1980 году исследования эффективности в исцелении психических и психосоматических болезней, признала шаманов настолько же действенными как и конвенциональных врачей.
Reply
Пункт 5 - в разных местах одушевляют природу по разному.
Reply
Всё везде по разному, но вы то что конкретно в виду имели?
Reply
Про сражения с духами - вроде активно описывается в этнографических отчетах по якутскому шаманизму. Если я не ошибаюсь, у якутов даже бубны с подвесками-сабельками, чтобы с злыми духами сражаться.
Ах да, еще забыл - а как же бубен-конь-птица? То, на чем шамана едет в мир духов? Бубен как модель мира?
Reply
Кстати, с помощью острых предметов со злыми духами сражаются не только шаманы, но и христиане, мусульмане, буддисты и бонцы, причём далеко не только служители, но и простые люди (вера в защитную силу острых предметов - иголок для шитья, игл дикобраза и т.д. - очень сильна у народов Средней Азии, лично фиксировал эти моменты).
Reply
Leave a comment