Что рассказать студентам о шаманизме?

Dec 02, 2009 14:32

Вот вы представляете, чтобы в России в православную семинарию например позвали ведьму? Даже если бы позвали, то ей бы слова не дали сказать. Орали бы на неё от невозможности сразу в аудитории её живьём сжечь.

Меня позвали в католический педагогический колледж в качестве шаманки. На семинар по религиоведению. Чтобы я рассказала людям о шаманизме. Колледж этот строго католический. Мне сказали что в потоке из 33 студентов только один не крещёный не католик. Вот он то и сказал на семинаре по религиоведению, что неправда это что последние шаманы вымирают где то в далёкой Сибири. Что он сам знаком с русской шаманкой живущей тут в Кёльне. Ну вот все и захотели тоже на такую то экзотику посмотреть.

Но я рада что в такой христианской цитадели люди хотят знать и о другой религии. Я думаю нам всем будет интересно. Только вероятно, что студенты католического колледжа не знают о шаманизме практически ничего. А я никогда не рассказавала о шаманизме людям, которые совсем с ним не знакомы, да и вообще плохо владею искусством свободного рассказа. Но зато я умею внятно отвечать на вопросы. Поэтому я попросила инициативную группу напридумывать мне вопросов о шаманизме. Большинство вопросов мне зададут только на встрече. Но несколько основных вопросов мне известны:

1. Что такое шаманизм?
2. Когда зародилась эта религия?
3. Кто такой шаман и как становятся шаманами?
4. Где распространены шаманы?
5. Во что верят шаманы?
6. Верят ли шаманы в существование (одного) Бога?
7. Что означает Бог для шаманов, как его называют, когда он помогает?
8. Какие праздники празднуют в этой религии?
9. Есть ли священные тексты и священные места для шаманов?
10. Есть ли посты и запрещённая пища в шаманизме?
11. Существуют ли религиозные ритуалы у шаманов?
12. К чему стремятся шаманы?

Под катом ответы, но как и вопросы они весьма неглубоки. .

1. На этот вопрос что такое шаманизм не существует общепризнанного ответа. Есть мнение, что это религия. Есть мнение что это мировоззрение. Сама я считаю шаманизм религией. В конце концов мы имеем дело с Богами и Духами.

2. На вопрос о времени появления шаманизма точно ответить невозможно. Предположительно шаманизм является самой ранней религией человека разумного. Наскальная живопись каменного века и другие археологические находки доисторического периода трактуются большинством антропологов как артефакты шаманских культур. Подобная древней наскальной живопись например до сих пор существует в живых шаманских традициях.

3. Шаман - жрец в общине. Он посредник между Мирами Богов и Духов и Миром людей. Функции шамана зависят от региона и местных традиций. Но практически везде шаманы занимаются целительством, гаданием и ясновидением, трактованием снов и видений. Магическими практиками вроде коррекции погоды и привлечения удачи в делах. А так же оказанием психологической и психотерапевтической помощи. Пожалуй главной отличительной чертой шамана является его способность изменять своё сознание, достигая глубокого транса. Самая важная часть шаманской работы выполняется собственно в трансе. Для достижения этого сотояния (помимо способности к управлению сознанием) шаманы используют ритмические музыкальные инструменты, танец и пение. Но во многих шаманских традициях шаманы употребляют растения и грибы, способствующие изменению сознания. Важно пояснить, что шаман в отличии от сумасшедшего или наркомана управляет собственным трансом и способен интегрировать такой опыт в реальность.
Шаманами становятся по разному. В части традиций шаман передаёт знания и навыки работы в трансе только близкому родственнику. В некоторых традициях шаман обучает учеников. Редко кто становится шаманом по собственному желанию. Часто человек тяжело болеет и сам исцеляется перед тем как стать шаманом. Это распространённый по всему миру феномен, называемый "шаманской болезнью". Так или иначе Духи и Боги сами приходят в видении к человеку и говорят ему "лечи людей", "будь посредником между нами и людьми", "будешь шаманом" или ещё что нибудь вроде этого.

4. Шаманы существуют вероятно везде. Они по разному себя называют в зависимости от того где живут. Слова "шаман" и "шаманизм" ввели в обиход в конце 17. века исследователи народов севера. Поскольку в 20 веке многие этнологи, антропологи и религиоведы пришли к выводу, что основные принципы шаманизма можно обнаружить в религиозных культах и мировоззрениях по всему миру, сегодня эти понятия применяют к сходным феноменам всего мира. Не только у народов европейского севера и Сибири, но и у американских индейцев, народов Африки и Азии, у австралийских абборигенах. Сегодня многие шаманы живут в городах, имеют хорошее образование, носят обычную одежду и ничем на первый взгляд не отличаются от других людей. Но они точно так же как и их коллеги, воспитанные в традиционной шаманской культуре общаются с Духами и Богами, исцеляют людей, гадают.

5. Шаманы верят в Богов и Духов. В то что души есть у всего сущего, у животных, у гор, рек и океанов, у лесов и у людей конечно и у живых и у предков. Шаманы верят в то, что все эти души взаимосвязаны. И человек это часть живой Природы, а не её хозяин.

6. В шаманизме нет единого Бога, но есть множество Богов и Духов.

7. Богами и Духами называют очень разных сущьностей. Есть среди них такие которые управляют Солнцем, есть те которые управляют Миром мёртвых. Есть Боги Стихий, есть Духи Природы, есть Духи предков, есть демонические Духи, есть Духи болезней, Духи защитники вроде ангелов-хранителей. Их огромное множество, и конечно они имеют множество имён. Конкретные имена и полномочия зависят от конкретной традиции шаманизма. Боги и Духи помогают, лучше сказать взаимодействуют с человеком, тогда когда цели человека совпадают с их целями. Но можно и попросить конечно. Пожалуй нельзя сказать, что шаманы именно поклоняются Богам и Духам. Отношение шамана с Богами и Духами скорее похоже на уважительную коммуникацию.

8. Праздники зависят от конкретной традиции шаманизма. Как правило все празднуют колесо года. Например праздник летнего солнцестояния празднуют практически везде в северном полушарии.

9. Шаманизм не опирается ни на какие священные тексты, это устная религиозная традиция. Священные места у шаманов есть. Они называются Места Силы. Это как правило места на природе, горы, пещеры, места в лесу, способствующие изменению сознания. Например своей красотой.

10. Иногда посты соблюдают перед важными событиями, такими например как религиозные посвящения. Запреты на пищу зависят от традиции. Во многих традициях нельзя убивать и употреблять в пищу тотемное животное и своё Животное Силы.

11. Религиозные ритуалы у шаманов существуют. Как правило они проводятся шаманом в окружении общины. Обычно Богам и Духам приносятся жертвы. Это может быть жертвеное животное, еда, цветы, спиртное, дым благовоний. Шаман одетый в ритуальный костюм обычно стучит в бубен, другие музыкальные инструменты особенно перкуссии тоже часто сопровождают действие. Шаман поёт, чаще всего это обращённое к Богам и Духам пение, своего рода молитвы. Часто шаман танцует. Музыкально-ритмическое сопровождение характерная черта шаманских ритуалов всего мира.

12. Шаманы стремятся к гармонизации отношений людей и Духов.

Дорогие коллеги, как вам кажется, что ещё следует рассказать юношам и девушкам о шаманизме? Какие вопросы следовало бы затронуть? Может быть я упустила что то важное и основопологающее?
Студенты хотят чтобы я провела какой нибудь ритуал. Я думала почистить им аудиторию благовониями, позвать песнями Духов способствующих учению. Какие ещё ритуалы по вашему подойдут для аудитории католического колледжа?

Дорогие интересующиеся шаманизмом, какие вопросы о шаманизме вы задали бы шаману? Что вам интересно узнать?

Общие вопросы

Previous post Next post
Up