Хочу рассказать про одну чудесную книгу. Вернее про одну ее часть.
Эта книга называется "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" (авторы Адель Фабер и Элейн Мазлиш). Покупая год назад книгу из серии "про бытовую психологию", не питала вообще никаких надежд почерпнуть что-то полезное, но читая, убеждалась, что это как раз то, что нужно сейчас чуть ли не всем родителям сегодняшнего времени!!!
Почему-то никто из моих знакомых и родных не очень заинтересовывался этой книгой, когда я об этом говорила( реакция типа:" очередная книжка как воспитывать детей? ну да. понятно...)
И вот мне очень хочется рассказать о ней кому-то, кто забредет сюда. Если хоть кому-нибудь это поможет , я буду считать, что цель достигнута.
Итак, нужно ли наказывать детей????
----------------- начало -------------------
"Наказывать или не наказывать?
Когда этот вопрос возникает в группе, я обычно спрашиваю: "Почему? Почему мы наказываем?" Вот некоторые ответы, которые дали нам родители:
"Если их не наказывать, им все сойдет с рук".
"Иногда я так расстроена, что не знаю, как еще поступить".
"Как мой ребенок поймет, что поступил неправильно и что не надо так делать в следующий раз, если я не накажу его?"
"Я наказываю своего сына, потому что это единственное, что он понимает."
Попросив родителей вспомнить свои собственные чувства, когда их наказывали, я получила следующие ответы:
"Я часто ненавидела свою мать. Я думала: "Она такая сволочь". А потом я чувствовала себя виноватой".
"Я обычно думал, что мой отец прав и я заслуживаю наказания"
"Я обычно представлял себе, что серьезно заболею и они раскаются, что так поступили со мной".
"Я помню, что думала:"Они такие подлые. Я им устрою. Я опять это сделаю, только в следующий раз меня не застанут".
Чем больше эти родители говорили, тем больше они осознавали, что наказание приводит к таким чувствам, как ненависть, месть, пренебрежение, комплекс вины, непригодность и жалость к самому себе. Тем не менее они все еще беспокоились:
"Если я перестану наказывать, не сделаю ли я детей хозяевами положения?"
"Я боюсь, что потеряю свой последний метод воспитания и стану беспомощным".
Я понимала их беспокойство. Я помню, что спрашивала. доктора Гинотта: "В какой момент лучше наказать ребенка, который игнорирует тебя или не слушается? Должны быть какие-то последствия для ребенка, который плохо ведет себя?"
Он ответил, что ребенок должен ощутить последствия своего плохого поведения, но не в виде наказания. Он считал, что в заботливых отношениях нет места наказанию.
Я мучила его дальше: "Но представьте, что ребенок продолжает не слушаться вас. Не правильнее ли будет наказать его тогда?"
Доктор Гинотт сказал. что проблема с наказанием в том, что оно не работает. Оно только отвлекает. Ребенок, вместо того чтобы жалеть о совершенном поступке и думать, как загладить вину, фантазирует себе картины мести. Другими словами. наказывая ребенка, мы на самом деле лишаем его очень важного внутреннего процесса, мы лишаем его возможности осознать свое плохое поведение."
-------------- конец ----------------
А что Вы думаете по этому поводу???