Сеанс черной магии с полным ее разоблачением (с)

Feb 10, 2009 12:20



Некоторое время назад, в сообществе прошла дискуссия, посвященная НЛП.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными» (с)

Мне удалось узнать об НЛП много нового. Вот только серьезного психологического обсуждения не получилось. Мои аргументы, как правило, оставались без ответа. Возможно, это произошло потому, что среди сторонников НЛП не оказалось психологов, ведь сообщество - непрофессиональное. А может и потому, что я поделился впечатлением об НЛП, зная о нем совсем немного.

"Трудно сказать, что именно подвело Ивана  Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать". (с)

История НЛП начинается с выхода книги ее основателей "Структура магии", в которой авторы пытаются разоблачить магию психоанализа и экзистенциально-гуманистической психотерапии. Наверное, во многом они были правы. Иначе НЛП не удалось бы завоевать такой популярности.

- «Ах так? Вранье? - воскликнул кот, и все подумали. Что он начнет протестовать, но он только тихо сказал: - История рассудит нас». (с)

Раз психологического обсуждения не получилось, то в этом посте мне не обязательно быть только психологом.

- А-а! Вы историк? - с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.

- Я - историк, подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: - сегодня вечером на Патриарших будет интересная история! (с)

Основная идея моего поста об НЛП была такой: НЛП прямо противоречит экзистенциально-гуманистической психотерапии, поэтому ведет к снижению психологического благополучия. Сторонникам НЛП так и не удалось опровергнуть этот тезис, но, размышляя об итогах дискуссии, я смог сделать это сам.


«Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!» (с)

Дело в том, что под психологическим благополучием люди могут понимать совершенно разные и даже противоположные вещи.

- «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.» (с)

Гуманисты и сторонники НЛП правы и неправы одновременно. Крайний сторонник гуманизма может быть не менее фанатичным, чем крайний последователь НЛП. Как говорил мне dyment  «Фанатиков хватает и без НЛП».

Несмотря на это экзистенциально-гуманистические психотерапевты и психоаналитики, сознательно никогда не будут работать в рамках НЛП. Одни не будут делать этого в силу своих «убеждений», просто потому, что НЛП - это «плохо», «буржуазная лженаука»… и никогда не смогут объяснить свой выбор.

«Генерал на принцип может пойти» (Особенности национальной рыбалки)

Другие могут описать причины отказа от НЛП. Доказательств здесь быть не может, но выбор направления всегда не случаен, как для психотерапевтов, так и для их клиентов. Попробую поделиться некоторыми впечатлениями на этот счет.

- «Имейте в виду, что Иисус существовал.

- Видите ли, профессор, - принужденно улыбнувшись, отозвался Берлиоз, - мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения.

- А не надо никаких точек зрения! - ответил странный профессор, - просто он существовал, и больше ничего.

- Но требуется же какое-нибудь доказательство… - начал Берлиоз.

- И доказательств никаких не требуется, - ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: - Все просто: в белом плаще…

Филипп Македонский смог создать самое сильное государство своего времени, опираясь на которое его сын Александр завоевал значительную часть современного ему мира. История донесла до нас рассказы, окруженные легендами. Молодость Александра, сына царя, который, постепенно, становился главой Великого государства, скорее всего, была безоблачной. Он мог ни в чем себе не отказывать, а его учителем был сам Аристотель. Можно предположить, что он просто жил, пока однажды не поставил в жизни цель: стать самым Великим государем. С этого момента его жизнь начала меняться. По легенде, он убил отца и втянул свою страну в бесконечную беспощадную войну, а свою жизнь превратил в военный поход. В конце концов, его соратники, устав от бесконечных походов убили его и поделили завоевания Александра. Он оставил Македонию слабым противником двух могущественных государств: Селевкидов и Птолемеев и объектом постоянных насмешек со стороны греков. С тех пор Македония так и не смогла вернуть себе того положения, которое было при Филиппе, отце Александра.

Юлий Цезарь, как гражданин Рима, чувствовал необходимость перемен и успешно возглавил партию реформ. По его инициативе возник триумвират политика Цезаря, полководца Помпея и финансиста Красса. Он не стремился к единоличной власти, выдав свою любимую дочь за Помпея а, в роли будущего Императора видел его сына, и своего внука. Но Красс погиб, а дочь с внуком умерли. Цезарь всегда старался избегать войн и жил полной жизнью всегда, когда мог себе это позволить. Даже после успешного покорения провинций, его лавры полководца существенно уступали  лаврам Помпея, а число их сторонников и численность верных им легионов были несопоставимы. Его армия существенно уступала силам, на которые опирались республиканцы сначала в Италии, потом в Испании, Греции и Африке, а флота практически не было. Несмотря на это он всегда был великодушен к своим противникам и даже к ближайшему соратнику, который его предал. Смерть Цезаря можно считать исторической случайностью. Его убийцы сразу пожалели об этом, а власть перешла к ближайшим соратникам. Республика, в которой он родился, последнее столетие раздиралась бесконечными гражданскими войнами, а Империя, которую он создал на ее месте, просуществовала половину тысячелетия; ее наследница - Византийская империя больше тысячи лет.

Внешне, жизнь Юлия Цезаря во многом напоминает жизнь Александра Македонского. Он жил в богатой семье, занялся политикой, покорением новых земель, начал гражданскую войну, а вскоре после ее окончания был убит. Но при более близком знакомстве возникает ощущение, что она была прямо противоположной. В отличие от Александра Македонского, Юлий Цезарь был просто членом известной аристократической семьи. У него никогда не было армии Александра, поэтому ему не раз приходилось терпеть поражения, из которых он извлекал уроки. Жизнь Цезаря похожа на азартную игру, в которой самое главное - сама игра, а не выигрыш.

Известных государственных деятелей можно разделить на тех, кто ставил цели и стремился к их достижению любой ценой, и тех, кто умел сомневаться и отказываться от них при необходимости. Одни во многом себя ограничивали, а другие жили полной жизнью. Одни доводили свою страну до бедственного положения, даже если ее территория увеличивалась, а другим удавалось поднимать ее и передавать благодарным потомкам. Так или иначе, каждый из них сам выбирал свой путь в жизни и, наверное, не нам их судить.

К первым я бы отнес Александра Македонского, Наполеона Бонапарта, канцлера Бисмарка, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера. Вторую половину жизни Сунь Цзи и Ивана Грозного.

Ко вторым - Юлия Цезаря, Октавиана (Августа) Оливера Кромвеля, Фридриха Великого, Петра Великого, Екатерину Великую, Бориса Ельцина…

«Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. - подумал Бездомный в изумлении, - ведь вот уже и вечер!» (с)

В мировой психотерапии психоанализ, постепенно, уступает свои позиции экзистенциально гуманистическому направлению, взявшему у психоанализа его основные идеи и отбросившему остальное. В отличие от Фрейда, они считают, что задача психотерапевта не в том, чтобы помочь невротику придти к норме, а в том, чтобы помочь любому человеку раскрыть то, что в нем заложено.

dyment  «Говоря о том, что негатива больше, чем позитива вы не можете себя отнести к последователям гуманистического направления - по определению. Скорее это подходит для парадигмы классического психоанализа.
Фрейд: человек изначально животен и греховен. Вектор ко злу.
Роджерс: человек изначально хорош и имеет вектор к добру.
Экзистенциализм: человек несет ответственность за свою жизнь.
НЛП: человек эффективен.

Разумеется, я не утверждал, что негатива больше чем позитива вообще. Я лишь утверждал, что психотерапевты экзистенциально-гуманистического направления (как и психоаналитики), в своей работе помогают клиентам сконцентрироваться на негативных переживаниях, и Роджерс, конечно, не был исключением. Роджерс действительно верил в то, что в человеке преобладает позитивное начало, но за это подвергался критике со стороны коллег, например Ролло Мэя. Фрейд никогда не утверждал, что в человеке преобладает вектор ко злу. «Танатосу», по его мнению противостоит «Эрос». Если два первых утверждения более чем сомнительны, то следующие два можно принять, но они не опровергают моего основного утверждения.

Ответственность в экзистенциализме - действительно одно из центральных понятий, а с утверждение о том, что основная идея НЛП - «человек эффективен», я готов принять на веру.
dyment  «Мои тренинги практика, а особенно мастерские включают гуманистическую составляющую (триада Роджерса, организмический центр), категории экзистенциализма и никаких противоречий: "карта не территория", а реальность множественна».

Противоречий, при желании, действительно можно не замечать и никаких проблем… По крайней мере для психотерапевта…

Говорить об эффективности человека можно только тогда, когда есть цель, она измерима и есть критерии оценки эффективности. Говорить об ответственности можно только тогда, когда человек свободен и сам отвечает за свою жизнь. Разумеется, свободный человек может ставить цели, но свобода также предполагает место сомнений, возможность отказа от них.

В своем посте я говорил  о том, что «если человек поставил цель, а затем, с помощью различных технических приемов постепенно «убирает» сомнения, он постепенно становится фанатиком». Возражения сторонников НЛП сводились к тому, что в НЛП цели проходят экологическую проверку. Я могу повторить свою мысль на языке НЛП: если человек поставил цель, а затем, с помощью различных технических приемов НЛП постепенно «убирает» сомнения, он становится «экологически чистым» фанатиком. Противоречие между ответственностью и эффективностью (сутью НЛП и экзистенциализма по мнению dyment ) может быть неочевидно. Но человек может идти к свободе только через сомнения, которые позволяют ему открывать самого себя и, со временем, больше доверять самому себе. Подчинение себя целям, прошедшим «экологическую» проверку - это отказ от свободы. Цели террористов и религиозных фанатиков тоже проходят свою проверку и могут быть одобрены религиозными деятелями.

Один из замаскировавшихся поначалу сторонников НЛП, вместо того, чтобы ответить на аргументы моего поста, начал расспрашивать об экзистенциально-гуманистической психотерапии; о том, куда она ведет; как и по каким критериям оценивается эффективность работы. Сколько я ему не объяснял, что согласно экзистенциально-гуманистической психотерапии жизнь человека целостна, поэтому не может иметь целей и критериев их достижения и оценки эффективности, он все спрашивал и спрашивал. То так подойдет, то эдак…

- «Ведь это ж что же, - горько говорил Никанор Иванович, пока ему делали укол, - нету у меня и нету! Пусть Пушкин им сдает валюту.» (с)

В конце концов, я пообещал ему этот пост с итогами и, похоже, он мне поверил ))

- «Душенька, милочка, красавица, - засипел Коровьев, переваливаясь через прилавок и подмигивая продавщице, - не при валюте мы сегодня… ну что ты поделаешь! Но, клянусь вам, в следующий же раз, и уж никак не позже понедельника, отдадим все чистоганом. Мы здесь недалеко, на Садовой, где пожар. (с)

В жизни есть место целям и в тех ситуациях, когда цель действительно необходима, люди, только начавшие практику НЛП, при прочих равных условиях, всегда будут иметь тактическое превосходство. Вера в цель помогает двигаться быстрее, а сомнение, наоборот, затрудняет движение. Убежденный сторонник НЛП может сделать хорошую карьеру, а убежденный гуманист может всю жизнь просидеть за книжками по философии и заниматься проповедованием своих идеалов, которые никому не интересны. Убежденный сторонник НЛП в бытовых ситуациях может действовать адекватнее, рассеянного убежденного гуманиста. Я уверен, что сторонники НЛП могли бы привести множество других примеров и с частью из них я, безусловно, соглашусь. Вот только, на мой взгляд, ко всему этому можно придти просто на основе здравого смысла.

Когда человеку плохо, он может просто принять это, как часть своей жизни, а может найти мифическую причину, поставить цель, которая якобы «устранит» причину и в стремлении к этой цели всю оставшуюся жизнь убегать от самого себя. Целей может быть несколько или они могут меняться, но, в любом случае, жизнь такого человека будет подчинена целям.

Одни хотят того, чтобы их жизнь (в целом), медленно, но неизбежно становилась более гармоничной; хотят научиться большей искренности с собой и окружающими и ради этого готовы отказываться от сиюминутных выгод. Другие хотят быстрых и очевидных результатов в отдельных сферах жизни и тоже готовы тратить на это время, силы и деньги. Проблема в том, что «истинность» цели невозможно доказать. Человек, принимающий цель как «Истину» делает первый шаг на пути к самообману. Мир бесконечно разнообразен, поэтому может быть безумно интересным, но, одновременно и неизвестным, пугающим. Цель дает определенность, но, одновременно, резко сужает «мир» человека. Одни стремятся освободиться от внешних целей, другие подчиниться им. Одни хотят выйти из Матрицы, а другие, наоборот, подключиться к ней. И те и другие верят, что стремятся к благополучию. Только первые ищут путь сами, постоянно сомневаясь, оглядываясь по сторонам, и воспринимают других как попутчиков, а другие идут по карте, составленной кем-то, или перекладывают ответственность за свою жизнь на различных Гуру.

«Говорю тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой лишь тот, кто успокоит их совесть (Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» (Легенда о Великом Инквизиторе)).

«Современный человек, все еще охвачен некоторым беспокойством и подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора, и тем самым, полностью потеряв свободу, превратившись в маленькую деталь огромной машины, стать не свободным человеком, а сытым и хорошо одетым роботом». (Эрих Фромм, «Бегство от свободы»).

Почему настоящие психоаналитики никогда не будут использовать НЛП, или отдельные его методики? В чем основные идеи отца современной психотерапии Зигмунда Фрейда? Те, немногие, которые разделяют все психоаналитики и экзистенциально-гуманистические психологи (подавляющее большинство психотерапевтов-психологов во всем мире)? В открытии бессознательного? Оно было известно и до него. В толковании сновидений, подчеркивании основной роли сексуальности и детских переживаний в формировании психики? В экзистенциально-гуманистической психологии ничего этого нет. В диалогической форме общения для возможности изменений? Это известно со времен Сократа. Так в чем же?

Помните «Оно», «Я» и «Сверх-Я»? «Оно» - это  требования животного начала в человеке. «Сверх-Я» - требования общества. Фрейд считал, что человек, сталкиваясь с очень сильными негативными переживаниями, «вытесняет» их в бессознательное для того, чтобы избежать психологической травмы. Эти негативные переживания чаще всего связаны с теми ситуациями, когда родители наказывают ребенка за то, что он, делая все что захочет, выходит за рамки социальных норм. Со временем, роль родителей берет на себя «Сверх-Я» и наказывает за действия «Оно». Свою задачу Фрейд видел в том, чтобы расширить «Я» за счет гармонизации отношений между «Оно» и «Сверх-Я». За счет отказа от необязательных требований общества и частичного возвращения к своему животному началу. Чего требовало Венское общество (средний класс) его эпохи? Жесткого ограничения сексуальности. Свое положение о ведущей роли сексуальности в психопатологии Фрейд не смог обосновать даже для своих ближайших учеников, поэтому от него ушли и Адлер и Юнг… Чего требует «якобы просвещенное Фрейдом» современное общество эпохи сексуальной революции, из всего учения Фрейда усвоившее только одну, самую сомнительную идею?

evenover  «Во всяком случае завет Зигмунда Фрейда пикаперы выполняют хорошо :)»

Современное общество требует прямо противоположного. Спустя полвека, клиенты Виктора Франкла, принявшего основные идеи Фрейда, основавшего третью Венскую школу психотерапии, обращались к нему с противоположной проблемой: сексуальным безразличием. Что рекомендовал им Франкл? Воздержание. Ему удалось опровергнуть основные положения Фрейда? Да нет. Просто благодаря Фрейду общество изменилось и изменились его требования. Франкл оказался хорошим учеником, а его метод «парадоксальной интенции» (в случае сексуального безразличия предполагающий воздержание) стал любимым методом современных сексопатологов и останется им до тех пор, пока люди окончательно не «вылечатся» от сексуальной гиперактивности, «завещанной» по их мнению Фрейдом.

Одна из теоретических основ НЛП - кибернетика. Очевидно, что для того, чтобы помочь человеку отчасти вернуться к своему животному началу никакая кибернетика не нужна. С помощью кибернетики можно только навязать требования общества - например сексуальную гиперактивность через освоение пикапа. Другая основа НЛП - позитивная психотерапия. (Я последовал совету dyment  и открыл «Психотерапевтическую энциклопедию» под редакцией Карвасарского с работой которого dyment , по его словам знакомился в Бехтеревке, но оказалось, что под словом «позитивная» они имели в виду совсем другое. Зато я нашел статью о краткосрочной позитивной психотерапии, которую авторы энциклопедии считают одной из основ НЛП). Я узнал, что краткосрочная позитивная психотерапия - это антипсихоанализ: «Отношение сторонников К. п. п. к психоанализу… напоминает подростковый негативизм в отношении авторитета отца, зависимость от которого, пытаются преодолеть, делая все наоборот».

Что «вытесняется» в бессознательное (в «Оно»)? То, что связано с сильными негативными переживаниями. То, что связано с позитивом не может нанести травмы и поэтому не может оказаться в бессознательном. Чем занимаются краткосрочные позитивные психологи и сторонники НЛП? Помощью людям в вытеснении негативных чувств, в бессознательное. Очевидно, по их мнению механизм вытеснения «не дорабатывает» и надо ему помочь…

НЛП ведет в направлении, прямо противоположном сути психоанализа и те, кто понял эту суть, никогда не станут сторонниками НЛП. Разные психотерапевты могут вести людей в прямо противоположных направлениях, но одному человеку никогда не удастся совместить в своей работе и то и другое.

evenover  "Кстати, молодой человек может действительно ничего не знать о том, как строить отношения с девушками. Откуда? У нас этому в школах не обучают..."

Психологи долго бились над вопросом, чем психика человека отличается от психики обезьяны. Нашли разные признаки: человек умеет изготавливать и использует орудия труда, может говорить… Позднее все они были опровергнуты, но отличие, очевидно, остается. Обезьяну можно научить всему этому. Отличие в том, что ей это все не нужно…

Очевидно, наши предшественники, неплохо размножались и без НЛП. Я предполагаю, что у них никогда не было «проблем с общением с девушками». Знаете, в чем был их секрет? Мужчины спали с женщинами только тогда, когда им этого хотелось (возможно, женщин никто и не спрашивал, но это было частью той культуры).

«Знаешь в чем мой секрет? Я… воздухом не дышу» (Матрица).

С точки зрения современного маркетинга, необходимость продукта - не главное. Главное - формирование потребности. Сначала пресса преподнесла цивилизованному миру только ту часть теории Фрейда, которую люди охотно покупали. Пресса успешно внушила людям, что у каждого из них есть «проблемы» в сексуальной сфере. Некоторые психоаналитики активно ей в этом помогали на «взаимовыгодной основе». Некоторые из них, добиваясь популярности, начали публично «лечить» Эрнеста Хемингуэя, который за это их не любил и не скрывал этого.

«Она, наверное, угнетает свои порывы. Мне мой психоаналитик все время это говорит» (Хемингуэй. «Острова в океане»).

«Он читал слишком много книг об общении с противоположным полом» (Хемингуэй. «Недолгое счастье Френсиса Маккомбера»).

Общество так и не смогло внушить Хемингуэю того, что у него «есть проблемы». Возможно, это одна из причин, по которой ему удалось стать одним из сексуальных символов, эпохи. За его внимание боролись многие женщины, включая звезд Голливуда.

Пикаперы - это те люди, которым одни внушили, что у них «проблемы» в общении с девушками, а затем другие, например сторонники НЛП, успешно продают «обучение общению с девушками, опирающееся на последние достижения мировой науки». Мне кажется, теория Дарвина отчасти распространяется и на людей. Первыми вымрут самые неприспособленные - те, кто доверяет кибернетике больше, чем своим ощущениям и скоро, наверное, не смогут ложиться в постель с девушкой без ноутбука… Возможно, талантливым ученым когда-нибудь удастся скрестить человека с обезьяной, но попытка скрестить человека с ноутбуком несопоставимо сложнее. Хотя я верю в то, что когда-нибудь науке удастся и это.

«Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете какую работу я проделал - уму непостижимо. И вот теперь спрашивается - зачем? Чтобы один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают». «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?» (Булгаков, «Собачье сердце»).

"Пикап - это лишь форма сексуального просвещения", - учил меня dyment , - а продвинутые пикаперы ( их очень мало, но я их знаю среди них мои ученики) называют себя секс-коучерами и обучают отношениям, ценность которых не уменьшилось, а так же "ставят" сексуальное поведение - для обеих полов".   "Пикап заполнил нишу этой потребности, как мог... А если обучать грамотно? Это святое дело".

Последователи Церкви Муна ищут сторонников среди тех, кто разделяет их представление о необходимости соблюдать невинность до брака. Мнение последователей религиозного движения Саентологии, проповедующего Дианетику, как "науку о душевном здоровье", на этот счет, мне не известно. Авторы статьи в Википедии (свободной энциклопедии) говорят о том, что "в книге Стивена Ханта «Alternative Religions: A Sociological Introduction» обсуждается наличие религиозного аспекта в движении НЛП". Мне любопытно, человек, считающий обучение пикапу (искусству быстрого соблазнения) святым делом, еще не задумывался о создании новой религиозной организации (например, Церкви Пикапа)? Идеология НЛП - неплохая основа, а для "обработки" последователей можно использовать техники НЛП, которые уже приняты на вооружение некоторыми сектами.

Для многих целеустремленных людей, в том числе сторонников НЛП, люди, увлеченные экзистенциально-гуманистическими идеями, или просто живущие без ясных целей в жизни, наверное, кажутся неудачниками - теми, кому не удалось реализовать себя, достигнуть того, на что они были бы способны поставив цель. Проблема в том, что стремясь к чему-то одному всегда приходится от чего-то отказываться.

«Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет». («Простоквашино»)

Есть люди, которые, наоборот, воспринимают целеустремленность, как форму фанатизма, а увлечение НЛП считают зависимостью. Возможно, к ним можно отнести и авторов одного из голливудских фильмов, снятых на родине НЛП, где целеустремленность считается одной из высших ценностей. При желании, он может стать чем-то вроде видеокурса по преодолению «НЛП-зависимости».

Эпизод 1.

- «Это был удивительный день. О таком дне можно было бы только мечтать.
- Всего можно достичь. Надо только хорошо постараться» (День Сурка)

Эпизод 2.

«Я больше не буду к тебе приставать. Уж очень сильно. Обещаю» (День Сурка).

Вы никогда не задумывались о том, что преобладает в людях, добро или зло? Вам не приходило в голову проверить это экспериментально? Профессор Преображенский над этим, похоже, не задумывался, но может быть просто потому, что у Булгакова не хватило фантазии? Вам казалось, что размышления о таких вещах - удел философов?

dyment :  «Я всегда считал Роджерса и гуманистическую психотерапию делающими ставку на то, что в человеке преобладает позитивное начало. Это было доказано и экспериментально с помощью фасолевых опытов, описанных у Лефевра. А позитивная психотерапия Песешкианов? Ее преподают в вузах».

Оказывается, сторонники НЛП - люди добрые. Это уже доказано с помощью фасолевых опытов. Просто мы не были знакомы с последними достижениями науки. А космос, достижение Глубинной Цели, духовность, наконец?

yamironova   "Вот сейчас читаю Гриндер и Делозье "НЛП нового поколения" , где они задумываются над космической составляющей человека и как найти с ней общий язык".

dyment  "Что Вы знаете о достижении Глубинной Цели и личностной трансформации с помощью техник НЛП? О системной работе с Целями, ценностями и убеждениями? О системном НЛП? Об уровне духовности и трансперсональном уровне в НЛП?"

- Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич! (с)

Может быть, это какие-нибудь ненастоящие сторонники НЛП?

- Это опять-таки случай так называемого вранья, - объявил он громким козлиным тенором, - бумажки, граждане, настоящие! (с)

В числе своих учителей dyment  (один из самых популярных психотерапевтов в ЖЖ) называет: "доктора психологии Энн Энтус, Мерелин Аткинсон, Фрэнк Пьюселик и Майкл Холл которые развивали и развивают НЛП и у которых я непосредственно учился. Из российских это доктор мед. наук. профессор Гордеев, Плигин с Герасимовым, Мужицкая Татьяна выпускница психфака МГУ". После этой дискуссии 00000 создал пост в сообществе профессиональных психологов что еще можно сказать по-поводу, в котором рассуждает о профессионализме и об обучении психотерапии и утверждает, что «Учиться надо у лучших или у самых лучших», «Нет монополии на психотерапию у врачей. Впервые я это увидел у Карвасарского в Бехтеревке еще в 1980».

НЛП в качестве направления в психотерапии официально признано не только в России, но и в Европе. У психотерапевта может быть сертификат, официально позволяющий работать в направлении НЛП не только у нас, но и в Европе.

- «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот.

- А число? - пискнул Николай Иванович.

- Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу. (с)

В России немало профессоров, официально практикующих НЛП.

«У нас зимой такие дороги, что встречаются даже ездовые академики. Сам видел». («Зима в Простоквашино»)

Если вы знаете кого-нибудь из них, можете дать им ссылку на этот пост. Если они, как и их предшественники, встанут на защиту НЛП от моих клеветнических инсенуаций, у нас будет новая возможность посмеяться друг над другом и над собой, а у остальных - весело провести время. Вероятно, им близок девиз одного из их кумиров:

«Главное - ввязаться в драку» (Наполеон Бонапарт)

хиты, &эссе

Previous post Next post
Up