"Колымские рассказы" Варлама Шаламова и "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына вошли в список произведений, выдвинутых на литературную премию "Нос" ("Новая словесность"), которая учреждена Фондом Михаила Прохорова. Как сообщается на сайте фонда, в рамках проекта "Нос-1973" на обсуждение жюри в этот раз будут вынесены произведения, написанные или впервые опубликованные в 1973 году.[...]
Публичные дебаты о присуждении литературной премии "Нос-1973" пройдут 25 марта в лектории Политехнического музея в Москве.
Премия "Новая словесность" присуждалась дважды: в 2010 году ее получила Лена Элтанг за роман "Каменные клены", а в 2011 она была присуждена Владимиру Сорокину за повесть "Метель"
С сайта
Лента.РУ О Проекте литературной премии "Новая словесность-1973", учредитель Михаил Прохоров
"В основе проекта - формат публичных дебатов и принцип открытого процесса принятия решений, на котором основана работа премии «НОС». Но на этот раз предметом обсуждения жюри и экспертов Премии станет не шорт-лист произведений, характеризующих литературную ситуацию последнего года, - действие будет перенесено почти на сорок лет назад, и список составят тексты, написанные или впервые опубликованные в 1973 году.
Александр Галич. Генеральная репетиция (год написания)
Венедикт Ерофеев. Москва-Петушки (первая публикация)
Василий Шукшин. Характеры (первая публикация)
Андрей Синявский. Прогулки с Пушкиным (первая публикация)
Людмила Петрушевская. Уроки музыки (год написания)
Фазиль Искандер. Сандро из Чегема (публикация первых глав)
Саша Соколов. Школа для дураков (год написания)
Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (публикация первого тома)
Братья Стругацкие. Пикник на обочине (первая публикация)
Юрий Трифонов. Нетерпение (первая публикация)
Евгений Харитонов. Проза (не датирована, основной массив относится к 1970-м).
Варлам Шаламов. Колымские рассказы (1954-1973 годы написания)
Игорь Холин. Проза (писал с конца 1960-х)
Владимир Набоков. Strong Opinions (первая публикация)
Читательское голосование Концепция проекта
Идея разыграть премию НОС образца 1973-го года возникла в силу необходимости объяснить (в том числе и самим себе), что же мы ищем в текущей словесности. А ищем мы точки пересечения эстетической новизны, новых языков литературы - и новой глубины (остроты, широты - нужное подчеркнуть) социального анализа. О том, что такие точки пересечения возможны, свидетельствует литература недавнего прошлого - в том числе (а возможно, и в первую очередь) те тексты, которые мы включили в «шорт-лист 1973-го года». За каждым из этих имен стоят и новый эстетический код, и новое понимание социальности. Проверить наш поисковый метод на этой признанной классике, прояснить наши ориентиры - вот главная цель этой литературной игры.
Конечно же, речь идет именно о литературной игре, а не о назначении «нового канона» (на канон найдутся и без нас охотники). Игре, в которую мы, как и на дебатах НОСа 2009 и 2010-го годов, хотим вовлечь и публику, чтобы, в частности, проверить, какие версии алхимического соединения эстетического и социального наиболее сильно резонируют с сегодняшними умонастроениями, с сегодняшним опытом - как эстетическим, так и социальным. Игрой, разумеется, является и наглая попытка «переписать» историю, представив себе, как мог бы выглядеть шорт-лист тридцативосьмилетней давности, будь он составлен поверх барьеров, разделявших литературу, выходившую в советских изданиях, эмиграции и появлявшуюся в андеграунде.[...]"
С сайта Фонда Михаила Прохорова
UPD Итоги дебатов Перед началом ретро-дебатов координатор премии Ирина Прохорова объяснила, почему возникла идея выбрать лучшую книгу 1973 года. По ее словам, таким образом премия "НОС" попыталась пересмотреть историю отечественной словесности, отойдя от советского учебника литературы, поговорить о другой традиции, на которой вырастает вся российская современная литература. А 1973 год был выбран не случайно, так как именно тогда появилась целая плеяда авторов, которые теперь считаются классиками российской литературы.[...]
Фаворитом жюри премии стала книга эссе "Прогулки с Пушкиным" Андрея Синявского, которые были написаны им в 1966-1968 годах в тюрьме. Синявский отправлял их в письмах к жене, а, работая над ними, использовал книги из лагерной библиотеки.[...]
Экспертный совет премии отдал предпочтение книге Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки". Зрительский зал большинством голосов проголосовал за "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.
С
сайта РИА-Новости 26.3.2011
Мнение "...главным обращающим на себя внимание моментом было присутствие в этом списке такого текста, как "Архипелаг ГУЛАГ". Не надо делать вид, что "Архипелаг ГУЛАГ" это текст, который может быть сопоставлен с любым русским прозаическим текстом ХХ века. Природа этого текста - и поэтическая, и жанровая - совершенно особая. И совершенно особая его социокультурная роль. Этот текст сыграл в истории русской литературы роль, не сопоставимую по последствиям, в конечном счете, геополитическим, ни с одним из русских художественных текстов. Поэтому если премия приняла бы логику социокультурную, а это возможная в премиальной стратегии логика, то, несомненно, Солженицын логически оказывался бы победителем в этом списке. Но эта логика необязательна для премии. Тогда, на мой взгляд, "Архипелаг ГУЛАГ" нужно было исключить из этого списка, потому что он корректно не сравниваем с теми художественными текстами, которые в этом списке были, включая "Колымские рассказы" Варлама Шаламова. Солженицын и Шаламов, несомненно, как авторы, как художники могут быть сопоставлены, это богатая тема. Но конкретно тексты рассказов, малой прозы Шаламова, и такого сложного жанрового построения, как "Архипелаг ГУЛАГ", корректно сопоставлены быть не могут."
Глеб Морев, историк литературы, с
сайта Радио Свобода, 30.03.2011