Варлам Шаламов,
«Золотая медаль» Варлам Шаламов,
"У Флора и Лавра" Переписка Шаламова со Столяровой Согласно справке ГБ именно у Шаламова в 1962 году Наталья Столярова познакомилась с Солженицыным, чей "Архипелаг ГУЛАГ" хранила до смерти Ильи Эренбурга на квартире последнего. Столярова, истинная дочь своих родителей, революционеров-народовольцев, вела активную подпольную деятельность, профессионально конспирируясь и имея прямые каналы связи с Западом через французских дипломатов (см. ниже). Столярова без труда могла передавать рукописи "Колымских рассказов" на Запад, что, по свидетельству Сергея Григорьянца, и делала - с ведома или без ведома Варлама Шаламова, с которым все годы поддерживала тесные дружеские отношения. Ирина Сиротинская пишет, что после письма Шаламова в Литературную газету в 1972 году Столярова с Федотом Сучковым пришли его ободрить, но Шаламов, будучи в угнетенном, подавленном состоянии ("встретил меня, буквально заливаясь слезами") их не пустил. Сиротинская, вообще-то очень многих в окружении Шаламова не любившая и не стеснявшаяся об этом говорить, относила Столярову к редким из близких ему людей.
* * *
"Органы КГБ весьма умело держали под контролем всю переписку Столяровой и других активных деятелей диссидентского движения. Вместе с тем они располагали самой достоверной информацией об их деятельности, каналах связи, знали фамилии всех иностранных дипломатов-курьеров и даже студентов, изучающих в Москве русский язык и выполняющих роль "связных" с посольствами зарубежных стран.
На каждого сколько-нибудь заметного диссидента составлялись самые подробные оперативные справки-ориентировки. Несколько копий таких справок есть и в моем архиве, в том числе на Столярову, Лисовскую и некоторых других. Не стану распыляться, раскрою скобки вокруг уже известной нам Столяровой. Что было известно КГБ о ней? Самые сжатые сведения не уместить и на десяти страницах.
"Родилась в 1912 году в семье эсеров, принимавших активное участие в террористических актах против членов царского правительства и вынужденных эмигрировать в 1910 году. Отец вернулся в Россию в 1917 году, мать с двумя детьми осталась в Париже. Наташа Столярова окончила Сорбонну, поддерживала тесные связи с Керенским, Милюковым, Б. Савинковым. С сыном Савинкова Леоном находилась долгое время в интимных отношениях, встречалась с Буниным, Мережковским, Бердяевым. В 1934 году приехала в СССР как репатриантка. В 1937 была арестована, освобождена в 1946-м. В 1956 году, вернувшись в Москву, стала работать секретарем у Ильи Эренбурга. Хранила на его квартире рукопись книги Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". На второй день после смерти Эренбурга передала ее Солженицыну, с которым познакомилась еще в 1962 году на квартире писателя В. Шаламова. Пользовалась полным доверием Александра Исаевича, участвовала в сборе материалов для его книг. После высылки писателя и создания фонда его имени стала одним из распорядителей поступавших из-за рубежа денежных средств, вещей, антисоветской литературы. Обладает большим опытом конспиративной работы, умело организует и проводит конспиративные встречи, при общении с единомышленниками использует такие средства, как самостирающиеся доски, тайнопись, разного рода условности.
Органами КГБ получены неопровержимые данные, что к ее нелегальному каналу связи с Западом имели самое прямое отношение на разных этапах дипломатические сотрудники Франции: С. Татищев, Клод Круай, Ив Амман, Ж. Филиппенко, Ф. де Сюрмен. Они регулярно встречались со Столяровой в ее квартире в Даевом переулке возле Сретенки, приезжая туда на городском транспорте либо приходя пешком".
Возникает вопрос: почему, зная обо всем, органы не пресекали подобную деятельность Столяровой и французских дипломатов? Его как раз и задал я сотрудникам Пятого управления КГБ. Ответили весьма логично: хотели и дальше через Столярову прослеживать все связи с диссидентами за рубежом и в СССР."
Б. Чехонин,
"В коридорах Кремля и КГБ" ________
В молодости в Париже Столярова была последней любовью поэта Бориса Поплавского.
Столярова в судьбе Поплавского
Т. Буслакова,
«Наталия Столярова: трагические аккорды «Солнечной музыки», Н. Столярова и Борис Поплавский с сайта Женский дискурс
А. Богословский,
"Искатель духовной свободы", Поплавский и Столярова, с сайта Журнальный зал
Письма Столяровой к Анне Ахматовой "Разговор с Анатолием Вишневским - автором романа-коллажа “Перехваченные письма” на Радио Свобода. Странности судьбы Столяровой - от причастности к вездесущему ГПУ до помощи Солженицыну в передаче за рубеж рукописи «Архипелага ГУЛАГ».
________
Столярова в судьбе Надежды Мандельштам
"Вторая тяжелая история была связана с вдруг возникшей идеей отъезда Надежды Яковлевны в Париж. Уговаривал ее уехать вместе с ним во Францию журналист Кирилл Хенкин, внушая Надежде Яковлевне, что в эмиграции ее ждет благоденствие, внимание, спокойная жизнь. Все это происходило вскоре после выхода за рубежом книг Надежды Яковлевны, они имели большой успех [...] Видно, этот успех книг Надежды Яковлевны показался Хенкину заманчивым и многообещающим не только ей, но и ему. Я видел его у Надежды Яковлевны - он мне не понравился, не понравились мне и те рекламно-зазывные и явно не бескорыстные песни, которые он пел Надежде Яковлевне. Это я выложил Надежде Яковлевне, хотя понимал, как хочется ей освободиться от долгих лет гнетущего страха [...]
Большинство близких Надежде Яковлевне людей, среди них были и “пуганые”, эту идею не поддержало. Но финальную точку на ней поставила “пуганая” (отсидевшая свое) Наталья Столярова.
Она в брежневские времена несколько раз ездила за границу (ее выпускали - там жила ее сестра), но возвращалась в Москву. Наташа резко сказала Надежде Яковлевне: “Не поддавайтесь на посулы Хенкина, здесь ваша настоящая жизнь, здесь у вас много друзей, поклонников. А там вы очень быстро окажетесь в положении одинокой, никому не нужной старухи”."
Лазарь Лазарев,
"Уходят, уходят друзья...", с сайта Журнальный зал
________
Столярова в судьбе Солженицына
" - А не вы ли, случаем, познакомили Наталью Дмитриевну с Солженицыным?
- Нет. Это сделала Наталья Столярова, женщина удивительной судьбы. Ее родители - террористы, пытавшиеся взорвать Столыпина в Петербурге. После неудачного теракта уехали в Швейцарию. Там и родилась Наташа.[...]
Солженицына она боготворила. У нее были связи с французским посольством. Так передавали на Запад статьи, материалы. Солженицын тогда все рукописи возил с собой. Видно, первой жене не доверял, не хранил дома. Столярова и предложила ему в помощь Наташу [Светлову, будущую Солженицыну]."
Игорь Шафаревич,
"О Солженицыне", с сайта, посвященного Солженицыну
"Когда мы встретились, то вообще никто никаких вопросов не задавал. Это был такой... пожар!...
Нас познакомила наша общая подруга Наталья Ивановна Столярова. Замечательная женщина. Она умерла 25 лет назад, но я и по сей день с ней сверяюсь: что бы она подумала или сказала в той или иной ситуации. Она - чуть старше Александра Исаевича, отличалась исключительно живым, динамичным характером, и мы, несмотря на разницу в возрасте, очень дружили.[...]
Познакомилась я с ней в доме Надежды Яковлевны Мандельштам. Александр же Исаевич был не москвич, литературный быт у него был очень тяжким, потому что ему приходилось возить туда-сюда и прятать то, что он писал, и Наталья Ивановна решила найти ему ещё новых помощников. Александр Исаевич дал мне одно-второе-третье поручение. И довольно скоро, после того, как мы начали вместе работать, и вспыхнул этот пожар. А дальше он уже никогда не потухал."
Наталья Солженицына в беседе с Юрием Беликовым, с сайта Журнальный зал