Коллеги, ни для кого не секрет, что в последний день 2008 PMI успел-таки выпустить четвертую редакцию стандарта PMBOK® Guide. Если вы уже ознакомились с новым стандартом, просим высказать ваше мнение об изменениях, которые вам показались важными и/или интересными.
Под катом обновления, которые нам удалось выделить при первичном знакомстве с документом, немного о русском переводе и изменениях в сертификациях.
Основные отличия нового издания
После очередной редакции стандарт претерпел значительные изменения, в частности:
- Количество процессов уменьшилось с 44 до 42. 2 процесса исчезли, 2 были добавлены и 6 процессов в области управления поставками были переформулированы в 4. А именно:
- В области знаний «Управление интеграцией проекта» был удален процесс «Разработки предварительного описания содержания проекта» (Develop Preliminary Project Scope Statement).
- В области знаний «Управление содержанием проекта» процесс «Планирования содержания» (Scope Planning) заменен процессом «Сбор требований» (Collect Requirements). В области знаний «Управление человеческими ресурсами проекта» процесс «Управление командой проекта» (Manage Project Team) перешел из группы процессов Мониторинга и контроля в группу процессов Исполнения.
- В области знаний «Управление коммуникациями проекта» произошло сразу несколько изменений: в группе процессов Инициации появился процесс «Определение заинтересованных сторон проекта» (Identify Stakeholders); Процесс «Управление стейкхолдерами» (Manage Stakeholders) в группе процессов Мониторинга и контроля исчез, вместо него в группе процессов Исполнения появился процесс «Управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта» (Manage Stakeholders Expectations).
- Совершенно обновлена была область знаний «Управление поставками» (отметим, что по-русски она теперь называется почему-то «Управление закупками»). Шесть процессов превратились в четыре, а именно: Планирование закупок (Plan Procurement), Осуществление закупок (Conduct Procurement), Управление закупочной деятельностью (Administer Procurement), Закрытие закупок (Close Procurement).
- Значительно была переделана область знаний «Управление закупками». Несмотря на то, что исчез процесс «Запрос информации у продавцов», были добавлены различные методы по поиску поставщиков (в том числе при использовании Интернет). Из обязательного применения исключили систему «взвешиваний» тех или иных качеств потенциального поставщика (Weighting System).
- Проведено четкое различие между планом управления проектом и документами по управлению проектом. - Проведено четкое различие между содержанием Устава проекта (Project Charter) Описания содержания проекта (Project Scope Statement).
- Проведено более четкое разграничение между понятиями «активы организационного процесса» и «факторы внешней среды предприятия».
- Добавлено новое приложение, в котором описываются навыки межличностного общения, необходимые менеджеру проекта. А именно: лидерство, командообразование, умение мотивировать, коммуникативные навыки, умение оказывать влияние, умение принимать решения, внимание к политическим и культурным особенностям, умение вести переговоры. Полный перечень изменения можно посмотреть в Приложении А (Appendix A) к четвертому изданию.
Следует отметить, что одновременно с выходом четвёртой редакции PMBOK® Guide вышли также новые редакции стандартов OPM3®, The Standard for Program Management и The Standard for Portfolio Management. Стандарты являются взаимодополняющими, в PMI на этот раз постарались по-настоящему проинтегрировать их. Например, на верхнем уровне: в вводной части PMBOK® Guide достаточно внимания уделяется соотношению управления проектом и управления программами.
Более детально соотношение прописаны и в отдельных разделах: так, при проведении разграничения обязанностей различных заинтересованных сторон функции инициализации теперь принадлежат Руководителю портфеля.
Начав с формализации основных и наименее подверженных изменениям процессов (таких как планирование расписания, бюджета и т.д.) PMI сейчас всё больше уделяет вниманию описанию более тонких вещей, поэтому в стандарте много изменений, связанных с коммуникациями, взаимодействием с заинтересованными сторонами, поставщиками, навыками межличностного общения менеджера проекта. Введен процесс «Определения заинтересованных лиц в проекте», который является одним из коренных, так как реализуется на этапе инициации наряду с процессом разработки Устава проекта. Под понятие «заинтересованные лица» теперь подпадает гораздо большее количество единиц, в том числе Офис Управления Проектами, Менеджер Программ и т.п.
Все комментаторы отмечают, что одним из главных изменений стало внедрение итерации в новой редакции стандарта. Хочется отметить, что цикл Plan-Do-Check-Act был во главе угла и в предыдущих версиях, и итеративность процессов предполагалась создателями. Тем не менее для того, чтобы акцентировать внимание на этом аспекте, до этого «движущиеся в одну сторону» схемы процессов теперь зациклены.
Если говорить о характеристиках стандарта как продукта, то хочется отметить, что PMI постоянно работает над улучшением качества стандарта. Новая редакция стала намного лучше в плане всего, что касается удобства пользования - шрифт, навигация по тексту, гиперссылки (в электронном варианте). Гораздо более серьезно на этот раз отнеслись и к защите электронного текста. Из минусов можно отметить довольно значительное увеличение стоимости бумажной копии и задержку с выходом полного текста перевода на русский язык.
Официальный русский перевод и изменения в сертификацияхПостоянный адрес материала