..."капиталистическое производство порождает с
необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание
[NB: коммунизм в данном случае понимается Марксом не как
действие политической партии, а как именно «естественный
процесс]. Это - отрицание отрицания. Оно
восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную
собственность [выделено
(
Read more... )
в природе нет никакой "собственности".
а "коммунизм" - это не более чем - политическоя доктрина - слепок с христианского рая для праведников, с банальной идеей - "будь (нео(отрицание отрицания))праведником - попадёшь в коммунизм".
ещё раз:
собственность - не может являться "основой всего" (маркером) - потому что её... не существует.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А что касается "несть ни классовых интересов, ни субъективных предпочтений", - субъектные основания общественно-исторического процесса есть или нет?... То есть человек, как субъект-реализатор культуро-творческих потенциалов, есть или нет?... То есть, вот, субъект, как собственно тот, кто усматривает объективно-исторически преднаходимые смыслы-возможности на фоне объективно-исторической необходимости...
Reply
Reply
Личность - это не только тип, это, прежде всего, субъект, взыскующий смысла. Разумеется, взыскующий из той исторической эпохи, в которой находится.
А личность переделывает мир или наоборот - это бессмысленная схоластика.
Reply
Reply
Reply
Насчет стихийности - это конечно же про внешнее, субъективное восприятие. Любой процесс подчиняется законам природы, но в этом процессе столько факторов, что он условно считается стихийным. И не только философски - при исследовании таких процессов например применяются статистические методы, как в изучении тех же рынков капитализма. Составит уравнение и учесть все факторы нереально. Поэтому берут статистику и по показателям (тем же биржевым индексам) статистически путем систематических наблюдений, делают анализ "стихийных" процессов.
Reply
Законы развития природного и социально-культурного миров не однородны. Ибо _природу мы объясняем, духовную жизнь понимаем_ (Дильтей).
И в любом случае, в постижении законов методологически необходимо различать статику и динамику, соответственно, с одной стороны, формально-логический, статистический подходы и, с другой стороны, диалектический, герменевтический подходы.
Кстати, что касается герменевтического. В оригинале, заключительный пункт "Тезисов о Фейербахе" Маркса - НЕ "объясняли" мир, НО _интерпретировали_ его. То есть, во-первых, это к слову об _объяснении природы vs. понимании духовной жизни_; во-вторых, именно учитывая интерпретационность (даже в естествознании, - ср. Галилей: _Философия написана в величественной книге Вселенной на языке математики_), мир и предстаёт как _неизменяемый vs. подлежащий творческому преображению_.
Reply
Leave a comment