(no subject)

Nov 11, 2008 17:25


суточный круг богослужения

I

Суточный круг богослужения Церкви - это то, что сейчас находится просто в ужасном состоянии! Ведь в чем изначальная идея суточного круга богослужения? - Это именно освящение молитвой определенного времени в течении дня. Увы, элементарные вещи приходится пояснять. Утреня - это не «театральная инсценировка Страданий Христа» с «символическими воспоминаниями о Голгофе». Это, прежде всего, славословие Богу по прошествии ночи. Утренняя служба! И каким же надо быть бесчувственным и бездарным «молитвенником», чтобы служить эту службу… вечером? Вечерня - это именно вечерняя служба Богу. Это ведь вещи, которые должны быть самоочевидными! Но вот у нас утратилось органическое восприятие богослужения. И в Церкви в России мы повсеместно видим служение утрени с вечера, а вечерни - не редко с утра. И, самое главное, что «церковные» ретрограды отстаивают это чуть ли ни как Священное Предание.
Сторонники «примирительной» позиции, лишь бы «никого не трогать», страдают просто внутренним расколом в сознании: Они понимают, что это не хорошо - служить вечерню с утра, а утреню - с вечера, но предлагают нам никого не смущать «реформами» (а по сути, возвращением к нормальной практике служения), просто «думать об одном, а служить, как принято». Хорошо, давайте пойдем дальше. Я думаю, что каждый человек, утром встав, читает утренние молитвы, а не вечерние, не так ли? Так в чем же дело? - Давайте с утра пораньше прочтем «вечернее правило», пообщаемся с Богом на тему «минувшего дня и наступившей ночи»? Скажите, как называется человек, который вечером говорит «доброе утро», а утром - «доброй ночи»? Он может восприниматься, как адекватный и разумный? - Нет! А в общении с Богом вы, господа реакционеры, предлагаете говорить Богу утром «добрый вечер», а вечером - «доброе утро»! Но что останавливаться на вечерних молитвах? - Давайте перед едой будем читать молитвы, которые полагается читать после еды (благодарственные по насыщении), а после еды - те, что перед едой (испрашивая у Бога пищи себе и пропитания после того, как уже набьем брюхо)? А что так? Вот, один известный московский протоиерей заявил, что главное «лишь бы молитва была» .
Важно помнить и понять: при том изуверском отношении к молитве, которое воцарилось у нас, мы просто теряем смысл молитвы, ее богословскую глубину, ее сакраментальное значение. Молитва теряет свою актуальность.

Человек, который действительно молится, сам понимает самоочевидную нелепость такого вот «молитвенного каламбура».

А что у нас со «Всенощным Бдением»? - Это прекрасная служба, которая по своему названию и содержанию, должна длиться всю ночь. А что мы имеем? - Служба, которая «пролетает» за 2, максимум - 3,5 часа. Я помню, как одну девушку пригласил в храм: «Приходи завтра на всенощную». Она мне в ответ: «ой, что Вы, батюшка, я не выдержу всю ночь». А я ей: «Да нет, там служба всего на 2 часа». И на лице моей подопечной застыл жирный вопросительный знак. Вот так и читался в ее лице вопрос: «Это все христиане такие шизы, или только вот у некоторых всенощная 2 часа идет?». Это ли не издевательство? Это ли не спектакль? А ведь даже в нашем Типиконе есть 7-я глава, которая дает нам устав служения раздельно - вечерни (в канун воскресения и праздников) и утрени (в самый день праздника), если нет сил и возможностей совершить реальное всенощное бдение!


II

«Конечно», возражают нам ретрограды, «мы не против служения утрени с утра, но утреня слишком длинная служба, а вечерня - короткая. В итоге, утреню с Литургией никто не осилит, а на вечерню никто не придет».

А вот тут, дорогие мои, нужно и обратиться к многовековому опыту Церкви. В истории Церкви на самом деле было множество богослужебных уставов. И не мало богослужебных реформ! Почему мы боимся «изменить структуру» вечерни и утрени? - Потому что усвоили им более аллегорическое, чем органическое значение. Но Устав богослужения развивался медленно и в разных монастырях по-своему. Что мешает нам сегодня переместить Воскресное утреннее Евангелие и каноны на вечерню? Благодаря этому утреня сократится в объеме, а вечерня - увеличится. Это и будет нормальным решением вопроса о создании приходского богослужебного Устава.
Previous post Next post
Up