О "СЫРОМ"

Jul 20, 2019 12:45


"От сырой простыни говорящая..." (О.М.)

что-то не встречалось в комментариях, может, и проглядел, как всегда, но вот у Набокова в «Других берегах» наткнулся на слова, которые объясняют происхождение этой сырой простыни в кинотеатре: "...на мокром полотне экрана (предполагалось, что влага делает их глаже)..." В. Набоков
+++

Заодно несколько ( Read more... )

Leave a comment

Comments 11

ext_3382272 July 20 2019, 15:41:43 UTC
Спасибо! Интересно и убедительно!

Reply

benev July 20 2019, 17:57:23 UTC
благодарю!

Reply


tugodum July 20 2019, 20:50:34 UTC
догадка в конце смелая, но что-то в этом есть. "всё из воды" (с) !

Reply

benev July 20 2019, 20:55:35 UTC
тут интересно - в этом контексте - сама конструкция: от сырой простыни говорящая. Пока не могу сказать точнее, но в ней какая-то бездна.

Reply

benev July 20 2019, 21:53:18 UTC
он ловит момент появления "звучащей картины". Вот был экран (простыня сырая), и вдруг он заговорил. Не герои фильма как буддто заговорили, а эта сырая простыня.

это важный момент, если я его верно описал, потому что для М-ма, как мы знаем, важно: появление ткани. Т.е. как происходит само появление поэтич. речи.

речь, кстати, это ведь нечто текучее, речка-речь. но не знаю, работает ли тут эото...

Reply

tugodum July 20 2019, 22:41:45 UTC
"простыня"=простота, пустота, неразличённость.

Reply


ljreader2 July 23 2019, 19:26:23 UTC
Доля правды в объяснении мокрого полотна у Набокова есть, но в "Других берегах" -другое название «Память, говори», она ему изменяет ( ... )

Reply

benev July 25 2019, 16:44:08 UTC
спасибо за уточнения. Но связь с усмирительной простыней Швейка совсем неубедительна. Если тут метафора, за которой не стоит реалии (в чем я все же не уверен, тем более, что и Вы допускаете вариант, пусть и другой - реального сырого экрана), то тем более метафорическая сырость экрана здесь отсыл к белизне, чистоте, первозданности...

Reply


vadbes July 29 2019, 02:29:46 UTC
"Сырая вода" у М., конечно, более всего связана с достаточно широко распространенной фобией его времени; отсюда ряд составляющих: боязнь несанкционированного цивилизацией, угроза "Я". Вообще: боязнь не-моего ("устриц боялся"). Ну и т.д., понятно, как распаковывается. А "сырая простыня" тут решительно не при чем.

Reply


Leave a comment

Up