Jul 23, 2008 10:41
Проблема гуру, злоупотребляющих доверием
Часть 2
Я посвятил какое-то время критике Эндрю Коэна не потому, что он в каком-то смысле хуже, чем другие подобные гуру или руководители культов ( в действительности он довольно мягкий в сравнении с некоторыми), а потому, что Уилбер считает его просветленным, хотя, может быть, и не таким реализованным просветленным, как Ади Да. Это демонстрирует недостаток духовной, а также и обычной способности к различению у Уилбера и тех его последователей, которые поддерживают подобных людей. Важно, однако, подчеркнуть, что не все последователи Уилбера придерживаются этой позиции, некоторые из них, по-видимому, достаточно критически относятся к близким отношениям Уилбера с различными гуру, злоупотребляющими доверием своих последователей.
В любом случае, эта ситуация крайне распространена среди многих великих поп гуру и учителей. Кроме Да Фри Джона/ Ади Да [54], можно вспомнить Раджниша [55], Сатья Саи Бабу [56], Гуру Махараджи [57], Свами Муктананду [58], Шри Матаджи Нирмала Деви [59], Элизабет Клэр Профет [60] (нео-теософия), Виджаядева Йогендру [61] и многих других. Это не означает, что мы должны демонизировать этих людей. Некоторые, подобно Муктананде, были довольно милыми людьми,
которые попросту поддались теневой стороне своей личности. От журнала, который издает Эндрю Коэн и от бесед, выложенных на его сайте, я получаю довольно много. Я действительно считаю, что он делает много хорошего, так что это вопрос другой части его личности, его негативной части. В каком-то смысле (если на минуту забыть о злоупотреблениях) Эндрю Коэн напоминает мне одного парня, с которым я периодически поддерживал дружеские отношения на протяжении ряда лет. Так случилось, что этот парень стал последователем Гуру Махараджи. Спустя какое-то время, весь переполненный чувствами от того, что его сердечная чакра слегка приоткрылась (примерно так, как это бывает с «заново рожденными» евангелическими христианами), он решил сам стать гуру. Он был не более просветленным, чем вы или я, но из-за того, что у него произошло небольшое открытие на эмоциональном уровне, он решил, что он имеет необходимую квалификацию для того, чтобы учить. Он собрал вокруг себя небольшую группу последователей, примерно с полдюжины. Подобно многим гуру он был очарователен и привлекателен для женщин. Надо сказать, что большая часть его последователей были женщинами. Здесь важно подчеркнуть, что те злоупотребления психологического, сексуального или финансового характера, которые мы наблюдаем у многих поп гуру, были для него также неприемлемы, как они неприемлемы для вас и для меня. Он просто сидел, окруженный своими последователями, и беседовал с ними, а они его слушали. Я не знаю, что случилось дальше с моим другом. Я не видел его уже более 17 лет и не имею никакого представления о том, существует ли еще его небольшая группа.
Но я могу представить себе, что было бы, если бы мой друг имел не горстку последователей, а сотни. И если бы они смотрели на него не просто как на человека, который знает немного больше, чем они сами, не просто как на немного более развитого духовно, чем они, от которого они могут чему-то научиться (собственно таким и было отношение к нему в этой маленькой группе), а как на действительно реализованную, просветленную личность. И если бы они спроецировали на него все свои устремления, чувство незащищенности, неразрешенные комплексы, связанные с родителями, потребность в любви, образы анимы и анимуса, подавленные и не столь подавленные чувства собственной никчемности и все прочие глупости человеческой природы. Если бы мой друг не был по-настоящему духовной личностью, я могу легко себе представить, как он мог бы спуститься вниз по тому пути, по которому прошли многие поп гуру. Да, он милый парень, но власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.
Проблема заключается в том, что существующий институт гуру, как он принят на Западе, имеет серьезный изъян и по существу является средневековым явлением. Возможно, что традиционные культуры Тибета, Индии и Дальнего Востока имеют необходимые сдерживания и противовесы, которых нет на Западе, из-за чего на Западе и процветают злоупотребления. Или возможно, что те же самые проблемы имеют место и в традиционных культурах, и великие Гуру и Учителя были великими не благодаря этой традиции, а вопреки ей (также как и в случаях со многими другими религиозными институтами). У меня нет необходимого знания и понимания, чтобы утверждать, какая из двух альтернатив верна, возможно, в какой-то мере присутствуют обе.
У меня есть простое определение того, как работают эти злоупотребления. Это не имеет ничего общего с благородными мотивами помощи ученику, чтобы справиться со своим эго, быстрее достичь просветления и прочее. Это попросту рационализация, которая является сердцевиной института поп гуру, и это является причиной, почему этот институт поражен таким серьезным изъяном. Другими словами, гуру, который злоупотребляет доверием своих учеников, это в основе своей эмоционально незрелое, эгоистичное и несовершенное человеческое существо, за исключением того, что этому человеку случилось прикоснуться к внутренним тонким состояниям и силам, которые простираются до самой самореализации. Сам Уилбер отмечает, что такие люди характеризуются тем, что «достаточность Одного Вкуса оставляет подонков и тупиц там, где она находит их» [62]. Психолог и сторонник духовности соучастия Джон Херон (John Heron) критикует концепцию духовного развития Уилбера с этой точки зрения, но я думаю, что Уилбер прав, хотя я категорически не согласен с оценкой Уилбером, что эти злоупотребляющие доверием гуру являются в действительности просветленными личностями (см. раздел 2-v). В подобном случае (и, возможно, во всех таких случаях), когда Уилбер называет это «достаточностью Одного Вкуса», это просто некий опыт, но даже не духовный опыт. В любом случае, аргумент «это хорошо для тебя, так как это поможет тебе достичь просветления» - это просто уловка, которую использует гуру для манипуляции своими жертвами, и которую они могут использовать именно потому, что она является частью общей ментальности поп гуру. Вполне возможно, что такие гуру искренно верят своим собственным словам, потому что они также обусловлены той же ментальностью, что и их последователи.
Но в этом есть и нечто большее. Вспомните историю учениц Коэна, которые сами предложили подвергнуть себя «водяной пытке». Все это похоже на взаимную садомазохическую зависимость гуру и дисфункционального ученика. Для каждого садиста существует жертва, которая хочет, чтобы ее мучили и причиняли ей боль, возможно из-за глубокой ненависти к себе самой, или подавленных воспоминаний о пережитом в детстве насилии. И все это делается для того, чтобы обрести любовь своего мучителя (который, будучи мучителем, никогда не насыщается, и всегда продолжает мучить). Я склонен рассматривать феномен современных поп гуру как вариант того отношения, которое можно наблюдать у некоторых жен, испытывающих насилие в семье. Последователям, испытавшим на себе злоупотребления своего гуру, не с чем это сравнить, они начинают думать, что всему виной «их собственные ошибки», и что все делается для «их собственного блага». И чем больше насилия проявляет гуру, тем сильнее ученик рационализирует это насилие! Классический случай, и лишь один из многих тысяч подобных случаев, это то, что произошло с Георгом Фейрештейном (Georg Feurestein) и его супругой в руках Да Фри Джона [63] .
Все это происходит благодаря тому факту, что, без сомнения, большая часть этих поп гуру не имеет того, что я бы назвал интегральным пробуждением (более подробно об этом позже). И поскольку эта тема о том, что «если ты хочешь достичь просветления, ты должен претерпеть то или иное насилие», постоянно проводится такими людьми, как Уилбер, которые считаются непререкаемыми авторитетами в движении Нового Сознания (см. например, рекомендации Уилбера о том, что ищущий должен выбирать «Грубого Парня или Непослушную Девку божественной реализации»), доверчивые и легко уязвимые искатели в «духовном супермаркете», которые знают только то, что они прочли и услышали, попадают в эти садомазохические отношения и пополняют ряды жертв. Но поскольку бывшие последователи могут легко воспользоваться Интернетом для того, чтобы рассказать правду о своем гуру, Джон Херон может быть прав, когда говорит о том, что век авторитарных гуру подходит к концу. Конечно, всегда будут такого рода гуру, но в будущем их ждут нелегкие времена.
Стоит отметить также, что если изучать жизнь и слова Свами Вивекананды, Шри Ауробиндо, Рамана Махарши или 14-го Далай Ламы, нигде вы не найдете слов о том, что необходимо «разрушить» эго, нигде вы не встретитесь с агрессивностью и брутальностью. И среди многих учеников и тысяч последователей вы не найдете сообщений о злоупотреблениях, никакого упоминания о «разрушении эго». Для меня это является признаком Истинного или Аутентичного Гуру.
гуру,
Ади Да,
Эндрю Коэн,
критика Кена Уилбера