Это выдержки из статьи Алана Казлева, которая была опубликована на сайте Интегрального Мира
http://www.integralworld.net/kazlev2.html![](http://i.ixnp.com/images/v3.39.1/t.gif)
. Статья называется «К более широкому определению интегральности» и состоит из 4-х частей. Данный отрывок взят из 2-й части.
Хотя статья строится в основном вокруг имен Кена Уилбера, Эндрю Коэна и Ади Да, она поднимает общие вопросы, связанные с феноменом гуру и может быть интересна и полезна для всех духовных искателей.
Проблема гуру, злоупотребляющих доверием
Часть 1
Если тонкий и подспудный физикализм представляет собой одно из ограничений Интегральной Теории Уилбера и, следовательно, всего Уилберианского Интегрального Движения, другим более серьезным ограничением является недостаток действительно духовного постижения и различения.
Это отсутствие аутентичной духовности и недостаток интегрального йогического видения и понимания проявляются, как я полагаю, у Уилбера в его двусмысленных заявлениях относительно его собственного учителя Франклина Джона/ Да Фри Джона/ Ади Да. С одной стороны, он называет Да «Всемирным Учителем» и «Величайшим из ныне живущих просветленных», но в то же время предостерегает своих последователей и всех, кто читает его книги, чтобы они держались на безопасном расстоянии от него! [47]
Но если Да действительно является Аватаром этого века, величайшим просветленным из всех ныне живущих [48], или даже если он просто один из великих просветленных, почему нужно так двусмысленно себя вести? К чему эти предостережения? Очевидно, что величайший просветленный будет «просветлен» в каждом аспекте своего существа; если нет, то как же он может называться величайшим просветленным? Я не хочу унижать чье-либо достоинство, но для меня это означает определенную неразбериху в представлениях Уилбера. По каким-то причинам он не может понять, что самым очевидным признаком любой интегральной трансформации является именно отсутствие каких-либо злоупотреблений со стороны Учителя! На самом деле человек попадает в довольно распространенную ловушку, когда применение насилия со стороны гуру считает в каком-то смысле необходимым для достижения просветления. Эта идея уводит нас далеко в прошлое, как минимум во времена средневекового Тибетского буддизма. Наропа, один из величайших мудрецов тибетской традиции, очень много претерпел от рук своего гуру, Тилопы. Так как трансперсональная психология и Уилбер, а также и современное интегральное движение (не только уилберианского толка, но иногда и более широкое) находится под сильным влиянием тибетских мемов, мы можем видеть, насколько укоренившейся стала эта идея. Интересно, что друг и коллега Уилбера Эндрю Коэн - если верить сообщениям его бывших последователей об их печальном опыте[49] демонстрирует поведение очень сходное с тем, что мы можем наблюдать у Ади Да, и во многом злоупотребляет доверием своих последователей.
Исходя из этого, давайте попробуем составить краткий список предостережений, который укажет на гуру, даже на недвойственного «просветленного» гуру, злоупотребляющего доверием своих последователей. Это ни в коем случае не исчерпывающий список, это просто список наиболее обычных изъянов. Это не значит, что все гуру, злоупотребляющие доверием своих последователей, будут иметь все эти изъяны, но те, кто злоупотребляют, будут иметь по крайней мере два или три:
• Сексуальные злоупотребления
• Требования или просьбы о крупных пожертвованиях (чтобы финансировать пышный и обеспеченный образ жизни, в котором нет необходимости)
• Действия и учение для широкой публики отличаются от того, что предлагается для избранных (например, гуру, которые проповедуют сексуальное воздержание, оправдывают свои сексуальные отношения с последовательницами как «тантрические инициации»)
• Нарциссическое поведение
• Использование оскорбительных слов и унижающих достоинство действий, чтобы «разрушить ваше эго»
• Физическое насилие, обычно давая указание одним последователям совершать его по отношению к другим последователям
• Использование доверия учеников, контроль над ними и принуждение выполнять то, что они не хотят делать
• Эмоционально садистические проявления (и в крайних случаях физические проявления садизма)
• Мстительное отношение к бывшим последователям
• Реагирование на критику скорее гневом, горечью, ненавистью или высмеиванием, чем любовью
И так далее. Вы теперь имеете общее представление. Отметьте также, что, если конкретный гуру не имеет вышеупомянутых признаков или каких-либо других распространенных изъянов поп гуру [50], это не означает, что этот Гуру или Учитель является подлинным. Это просто означает, что, скорее всего, ничего страшного не будет, если вы будете последователем этого гуру. Другой индикатор - чувство некоторого дискомфорта и тихий голос, который говорит «что-то здесь не так», - может быть не очень надежным, так как предполагает хорошо развитое духовное сознание со стороны ищущего. И чувство «обесточивания» после того, как вы какое-то время провели в присутствии такого гуру, также не очень надежно, так как не всякий такой гуру паразитирует на ваших эмоциях.
Иногда, как это наблюдается в случае с Да Фри Джоном/ Ади Да, гуру оправдывают свое поведение, утверждая, что это проявления «сумасшедшей мудрости» (еще одна тибетская тема). Гуру с так называемой «сумасшедшей мудростью» вдобавок к своим злоупотреблениям могут также принимать алкоголь или наркотики, иметь множество сексуальных партнеров и так далее. Чогьям Трунгпа - это типичный пример гуру с «сумасшедшей мудростью», но, кажется, в остальных отношениях он не выделялся какими-то особыми злоупотреблениями.
Но самое обычное и, можно сказать, стандартное объяснение, которое такие гуру используют, чтобы оправдать свое поведение, заключается в том, что необходимо оскорблять и унижать учеников, чтобы они смогли преодолеть свое эго и достичь просветления (хотя в то же самое время ни один из таких гуру никогда не признает, что кто-либо из его учеников достиг просветления). Именно этот, более тонкий аргумент, связан с Уилберовским интегральным движением в целом. Согласно Эндрю Коэну учитель должен сломить эго ученика, и это может быть очень болезненным процессом. Уилбер полностью поддерживает этот подход. В предисловии к одной из книг Эндрю Коэна он пишет:
«Когда речь заходит о духовных учителях, есть те, которые безопасны, нежны, они утешают, смягчают и проявляют заботу; а есть разбойники, воплощения террора, Грубые Парни и Непослушные Девки божественной реализации, мужчины и женщины, которые будут открыто вас терроризировать, не дадут вам покоя, пока вы радикальным образом не придете к осознанию того, кто вы такие и что вы из себя представляете… Если вы хотите ободрения, мягких улыбок, поглаживания вашего эго по шерстке, нежных ласк на путях вашего эго, если вы хотите похлопывания по спине и приятных слов утешения, найдите себе Милого Парня или Хорошую Девушку и держите их крепко за руку на приятном пути эгоического комфорта и уменьшения стресса. Но если вы хотите Просветления, если вы хотите пробудиться, если вы хотите поджариться на огне страстной Бесконечности, тогда я рекомендую вам - найдите себе Грубого Парня или Непослушную Девку, так чтобы вам было неуютно в их присутствии, которые напугают вас до умопомрачения, которые набросятся на вас и сделают из вас посмешище, которые заставят вас пожалеть о том, что вы вообще появились на этом свете, которые предложат вам не приятное утешение, а жуткий страх, не сахарное утешение, а жгучее беспокойство, потому что тогда, именно тогда вы можете оказаться на пути к своему Первоначальному Лику».[51]
Уилбер аплодирует Коэну как «грубому парню» и предлагает его (и подобных гуру в целом) как альтернативу той смешной карикатуре, которая не соотвествует по описанию какому-либо духовному учителю. Он говорит, что «грубый парень» «выставит вас на посмешище» и «заставит вас пожалеть о том, что вы вообще появились на этом свете». Да, и все это из-за бесконечной любви и сострадания к вам, чтобы вы могли достичь Просветления! Однако давайте взглянем в лицо реальности, посмотрим на игры ума, психологическое обусловливание и злоупотребления, на те вещи, которые Уилберу, который никогда не был учеником в общине Коэна «Фоксхоллоу», не пришлось пережить.
Вот один пример (из блога Enlighten Next)
В какой-то момент группа женщин попала в трудное положение, когда некоторые женщины огрызнулись на замечание некоторых мужчин о том, что они плохо выполняют свою духовную практику. Эндрю узнал об этом и во всеуслышание заявил, что их непослушание «возмутительно». Женщины пришли в панику, когда услышали это. Они решили, что должны сделать что-то из ряда вон выходящее, чтобы показать свое раскаяние.
Трагическая природа этого примера демонстрируется тем фактом, что эта инициатива исходила от самих учеников, они сами предлагали этот способ наказания как попытку вернуть благорасположение Коэна (другие методы, такие как вручение ему больших сумм денег, порядка двадцати тысяч долларов, или даже всех сбережений, я буду обсуждать позже). В этом конкретном случае было решено, что они будут повергаться ниц в ледяной воде озера, которое находилось на территории общины, стоя по пояс в воде и погружаясь с головой раз за разом в течение целого часа.
Жена Эндрю, Элка, была избавлена от этой процедуры, потому что у нее была сильная простуда. Но у другой женщины за год до этого была травма мозга и контузия. Эндрю знал это, так как ее длительное выздоровление проходило в Фоксхоллоу. Она не была избавлена от этой процедуры. После 50 минут пребывания в ледяной воде она упала в обморок. Ее вынесли из озера без сознания. Две других женщины донесли ее до теплого душа. Другая женщина описывает, что с ней было за этот час. Она и другие женщины, которые были в озере, посинели от холода. Их била такая сильная дрожь, что они не могли даже расстегнуть молнии или пуговицы, чтобы снять мокрую одежду. Они заходили группами в горячий душ, где им приходилось стоять по 45 минут, прежде чем прекращалась дрожь, и они могли снять с себя одежды. Одна из женщин через полтора месяца оказалась в больнице с серьезной почечной инфекцией. Она считает, что это результат ее пребывания в ледяной воде озера. Некоторые женщины не смогли выполнить всю эту практику до конца. Эта группа женщин получила от Коэна наставление, что те, кто не смог закончить эту практику, должны будут вернуться и закончить ее. Некоторым женщинам пришлось возвращаться к озеру и лишь со второй или третьей попытки они смогли выполнить требуемое».
Блоги What Enlightenment? и Enlighten Next полны случаев нездоровых психологических манипуляций, подобных этому. С одной стороны, можно испытывать отвращение в связи с сознательным участием Коэна во всем этом, а с другой стороны, просто удивительно, как эти люди - из-за недостатка чувства собственного достоинства и неспособности положиться на собственные силы - сами создают для себя подобные ситуации.
Конечно, все это продолжается и по сей день. Следующее горькое послание 82-летнего ветерана войны было опубликовано в блоге бывших последователей Коэна What Enlightenment? и касалось его внучки:
«Моя внучка провела 5 лет с Эндрю, и она не обмолвилась ни словом со мной за это время… Эндрю получил прекрасную женщину, а превратил ее в напуганную подавленную личность, как будто бы он высосал ее дух и оставил только мятущуюся оболочку. Я благодарен вам всем за ваши рассказы, которые я прочитал здесь. Мне грустно видеть, что произошло с моей внучкой, действительно грустно, что жизнь ее была разрушена тем, кому она полностью доверилась. Я надеюсь, что однажды кто-нибудь найдет способ, чтобы остановить его.
… Моя внучка постоянно просила денег, за последние 2 года она передала в общину около $28 000»[52]
Эта история ни в коем случае не является уникальной (фактически я выбрал ее наугад, так как это была последняя история, когда я стал читать блог What Enlightenment?, набирая материал для данной статьи), она является типичной по тем эмоциональным, физическим и финансовым злоупотреблениям и по тем человеческим крушениям, которые остаются в результате. Можно только удивляться, почему Уилбер сам не проверит эти случаи, как это произошло в случае с Ади Да, где он кажется очень уклончивым относительно порядочности Ади Да. Более того, когда всплыл случай сексуальных злоупотреблений со стороны одного из духовных учителей в его собственном Интегральном Институте, он действительно принял меры, хотя и неохотно.[53]
(Продолжение следует)