ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬСвадьба рассудка и души: интеграция науки и религии
Обзор написал Эдгар Митчелл,
астронавт «Аполлон 14», основатель Института ноэтических наук (IONS)…
«Я с энтузиазмом подписываюсь под словами Кена Уилбера…»
Блестящая работа талантливого учёного, «Свадьба
рассудка и души» прослеживает все приливы и отливы, течения и перетекания
западной мысли по мере того, как философы каждой эпохи делали свой вклад в
эволюцию (и временами де-эволюцию) человеческого знания. Фундаментальной
тайной, разумеется, было и является согласование знаний, получаемых из
ощущений, с теми, что происходят из более эфемерных пределов души и духа. Хотя
книга и по необходимости полна техническим языком цитируемых Уилбером философов,
она входит категорию книг, которые необходимо обязательно прочитать тем, кто
серьёзно задаётся вопросом о происхождении и месте человека во вселенной.
Уилбер использует термин «вечная философия» и
«Великая цепь бытия» (ВЦБ) для обозначения точки отсчёта знания в досовременных
культурах. (Вечная философия - это структура неизменных ценностей, предписаний
и моральных установок, обнаруживаемых в основе традиционных верований; ВЦБ же
является концепцией, выражающей идею, что бытие манифестирует себя в виде
континуума от неживой материи с одной стороны до бога с другой.) Затем Уилбер
сообщает нам разгромне послание о том, что западная цивилизация является
единственным исторически превалирующим общественным строем, который отказался
от этих концепций ради дуализма, заключающегося в современной
материалистической науке, которая отрицает духовность и досовременный
патриархальный деизм, отрицающий существование большой значимости у переживаний
плоти. Ради краткости и простоты, многие современные авторы (включая и меня)
иногда рассматривают Декарта и Ньютона в виде точки, на которой современная
наука начала отметать многие мифологические утверждения религии. Уилбер
правомерно определяет семнадцатому веку ещё больший контекст. Таким образом он
убедительно показывает, как домодернистская, модернистская и постмодернистская
мысль может быть объединена, дабы синтезировать новые подходы к древним
вопросам.
Главным вкладом работы Уилбера стало понимание,
что ВЦП излишне линейна для комплексного модернистского познания, и истоки
вечной философии излишне направлены вовнутрь для того, чтобы включать в себя
открытия современной науки. Уилбер утверждает, что ВЦП можно дифференцировать и
расширить, чтобы она признавала сферы внутренних и внешних явлений - а также
индивидуальных и коллективных, - тем самым предлагая четыре соотносимых друг с
другом групп человеческого опыта. Эти группы представляют собой способ создания
карты переживаний, которая должна быть адекватно начертана, дабы объединить и
соотнести друг с другом тотальность познавательного процесса - и интуитивного,
и сенсорного.
Подобную схему Уилбер называет «четырьмя
квадрантами» [в рус. переводе - «секторами»], которые позволяют отдельно
сосредоточиться на вопросах «я», «мы» и «оно». «Я» и «мы» имеют отношение
ко внутреннему познанию индивида и коллективной мудрости. «Оно» относится ко
внешнему (сенсорно-научному) познанию и индивидуальных предметов (атомов,
клеток, организмов), и коллективных организаций (галактик, семей, социумов).
Данная схема является простым и элегантным способом упорядочить познание
реальности, чтобы возникли отчётливые паттерны. В слегка ином контексте четыре
группы могут восприниматься в качестве рассмотрения фактов, эстетики и
нравственности, или, иначе формулируя, истины, красоты и блага.
Уилбер также использует наблюдение Артура
Кёстлера о холонах: оно гласит о том, что все предметы являются частью более
крупных групп, но также содержат внутри себя и более мелкие группы. Например,
атом находится внутри молекул, которые находятся внутри клеток, которые
находятся внутри организмов. Значение использования Уилбером холонов состоит в
том, что наука только сейчас открывает, что вселенная состоит не только в
мельчайших организациях материи, сгруппированной в последовательно
увеличивающиеся группы, но что эти группы сопровождаются квантовой голограммой
на каждом уровне, которая нелокальна и содержит в себе историю каждой группы.
Важность квантовой голограммы до сих пор мало известная общественности, и она,
скорее всего, в будущем превратится в основную теорию понимания мистических
переживаний.
Следующая идея, на которой другие авторы (включая и меня) акцентировали
внимание, состоит в том, что наука показывает, что «познание» напрямую связано
с физической сферой: оно не существует изолированно от физического мира. Данный
ход мыслей подразумевает, что существует объективная реальность, которую мы
стремимся познать, но которая некоторым образом взаимодействует с нашими
попытками её познать. И поэтому становится очевидно, что познание не
ограничивается внешними измерениями, как предлагается теми, кто придерживается
крайне узкого определения науки. Тем не менее, познание также и не независимо
от физического мира.
После приведения отчёта об изменениях, к которым
пришли наши предшественники, с трудом продвигавшиеся к познанию земного,
общению с эстетичным и объяснению божественного, Уилбер предлагает способ
структурировать наше понимание науки, искусства и религии. Его формулировка
основывается на трёх основах познания: предписании, постижении и проверки.
Предписание - это метод получения определённого типа информации, то есть
«сделай то», чтобы «узнать это». Постижение есть получение данных посредством
следования предписанию. И проверка - сравнение результатов с другими,
полученными при помощи равного или ещё большего умения в следовании
предписанию. Этой процедуре можно следовать для получения знаний на внешнем
уровне мысли, как это делалось учёными в течение веков и математиками, логиками
и философами в течение тысячелетия, и на более тонких уровнях эзотерического восприятия,
что совершалось великими мистиками. Я с энтузиазмом подписываюсь под
словами Кена Уилбера в отношении того, что данная процедура может применяться к
целому спектру внешних (научных) и внутренних (математических, логических,
эстетических, духовных) исследованиях. Именно эту процедуру я
независимо от Уилбера научился использовать (но не столь элегантно описывать),
когда переместил свои исследования из внешнего космоса во внутренний 30 лет
назад.
Издержки этого метода [для менее интегральных
подходов], как справедливо указывает Уилбер, в том, что наука должна отбросить
(что она и начинает делать) устаревшую догму о том, что внешнее, или сенсорное,
познание в своём самом узком значении есть единственно верный способ познания.
Аналогично этому, религия должна отбросить догму и мифические исследования,
которые не выдерживают испытания независимой проверкой. Тот факт, что наука уже
начинает идти в этом направлении был показан основополагающей научной
конференцией, проведённой в Кэмбриджском университете в 1995 году, на которой
особое внимание уделялось «примату переживаний от первого лица». Смысл этой
фразы состоит в том, что невозможно провести объективное наблюдение без наличия
субъективного наблюдателя. Двинутся ли религии, поодиночке или совместно, в сторону
отбрасывания неверифицируемых мифов и догм, предопределит то, станут ли они
частью решения, или останутся частью проблемы.
Ниже предлагаем вам текст, написанный Роджером
Уолшем, который всегда пишет прекрасные обзоры и рецензии. Статья Роджера более
объёмна и больше предназначена для академической общественности, посему
кликайте на надписи «читать далее», если хотите её прочесть. Вот первые
несколько абзацев:
Наука и
религия, наука и религия - их последствия повсюду. Согласование двух этих
великих сил - которые совместно придают форму нашим жизням, нашим культурам и
нашей планете - остаётся одной из величайших интеллектуальных, общественных и
духовных задач нашего времени.
Мало других областей кажутся столь же
конфликтующими, как наука и религия, которые иногда пытаются даже полностью
отвергнуть правомерность существования друг друга. Некоторые фундаменталисты
осуждают науку и технологию, считающиеся разрушителями религиозных ценностей,
тогда как некоторые учёные насмехаются над религией, считая её примитивным
реликтом психологической и социальной незрелости
Миры, которые они нам предлагают, кажутся
полностью различными. Великие религии убеждают нас, что за видимым хаосом и
катастрофой существует более глубокий и истинный божественный мир, являющийся
нашим истинным домом. Наука же отчитывается о том, что за хаосом существует
только отсутствие смысла, незыблеммые законы природы, или, как сокрушался
Уайтхед, «всего лишь бесконечное и бессмысленное перемещение материи».
И поэтому неудивительно, что некоторые из
величайших умов последних нескольких столетий бились над этим вопросом: как же
мы можем согласовать картину бессмысленного мира, представляемую нам наукой с
одной стороны, с глубокой человеческой потребностью в смысле и религиозной
картиной полной смысла вселенной с другой. Неудивительно также и то, что этот
вопрос заинтересовал Кена Уилбера, который в сериале из пятнадцати предыдущих
книг, охватывавших настолько обширные дисциплины, как психология, философия,
антропология, социология, экология, религия и физика, всегда стремился
интегрировать, как кажется, противоречивые точки зрения в процессе широкого
всеохватного синтеза.
Настоящая книга следует обычному паттерну
Уилбера. Она имеет широкий охват, она мультидисциплинарна, и интегративна, и
предлагает нам синтетическое видение несравненных масштабов. Настоящий обзор
сосредотачивается в основном на синтетическом видении, а не на критическом
анализе избранных блоков-конструкций. Это потому, что данное необычное видение,
очевидно, является самым удивительным аспектом…
Читать далее…
ПРОДОЛЖЕНИЕ