ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (2000)
Следующая важная книга, которую написал Кен, была
«Интегральной психологией», опубликованной после весёлого года ведения
дневника, опубликованного в форме книги «Один вкус» (Майкл Лернер: «Когда такие
светлые мудрецы, как Кен Уилбер, начинают свободно комментировать, вам следует
быть там! Проницательностью Уилбера светится каждая страница „Одного вкуса“, -
это одновременно и увлекательно, и глубоко. Его работа моделирует то,
какими должны быть духовная и интеллектуальная жизнь»).
«Интегральная психология» является объёмным
сравнением более чем 100 моделей развития, взятых со всего света, от досовременных
и современных до постсовременных. Общие сходства и различия были весьма
красноречивы, став основой для первой крупной восточно-западной интегральной
психологической системы, которую увидел мир (состоящей, разумеется, из
секторов-измерений, уровней, линий, состояний и типов). Кен продолжает уточнять
свою модель, но её базовые элементы даны в этой книге, и любой, кто
интересуется подлинно мироцентричной психологией, должен ознакомиться с этой
экстраординарной книгой. Профессиональные критики согласны:
«Кен Уилбер - это национальное достояние. Никто не работает
над интеграцией источников восточной и западной мудрости с такой глубиной и
охватом, вкладывая в дело и ум, и сердце, как он».
- Роберт Киган, Гарвардская высшая школа образования, автор «The Evolving Self»
и «In Over Our Heads»
«В далёком будущем историки, вполне возможно, будут рассматривать труды Уилбера
в качестве поворотного открытия, узаконившего возвращение сознания и духа в
нашу эпоху. За сей потрясающий переворот страницы психология обязана ему
тысячелетним долгом».
- Т. Джордж Харрис, редактор и основатель журналов «Psychology Today» и
«American Health»
«В одной-единственной публикации Уилбер перешагивает через всю эпоху
психологии, дабы создать новые и исчерпывающие стратегии для выживания человека
в следующем тысячелетии».
- Дон Бек, соавтор книги «Спиральная динамика»
«„Интегральная психология“ настолько всеохватна, ясна и прекрасно написана,
что Кен Уилбер заслуживает звания того, кто единоручно навёл концептуальный
порядок в психологии Востока и Запада».
- Сьюзен Кук-Гройтер, соредактор «Transcendence and Mature Thought in
Adulthood»
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ КЕНА УИЛБЕРА (2000)
Вы, возможно, помните, что сказал один рецензент
о четвёртой книге Кена - «Восхождении из Эдема»: «Уилбер пишет с горящей
энергией человека, обладающего подлинно творческим огнём в груди. Поскольку
холст его столь объемлющ, можно ожидать, что его живость иногда будет исчезать,
ибо должны же быть неловкие места, в которых его аргументация становилась бы
тонкой и неясной. Но это не так. С уверенностью и непоколебимо продвигается он
дальше, излучая новое и всецело освещающее сияние во всех областях, которые им
затрагиваются». Это относилось к предложениям в одной книги, но можно
распространить ту же идею на все книги Кена в целом. После написания (или
соавторства) 17 книг к этому моменту, можно ожидать, что его работа должна бы
заглохнуть, что более поздние его книги должны бы начать терять в своей «verve»
(«живость»), как выразился бы рецензент из Британии. Но, как мы считаем, у
него, похоже, есть какой-то надразумный или даже сверхразумный двигатель,
постоянно включённый и никогда не глохнущий. И в этот момент издательства
«Shambhala»/«Random House» сделали нечто, чему нет примеров в истории в
отношении какого-либо ведущего автора: они согласились, что пришло время
опубликовать первое издание Собрания сочинений Кена, - и именно так они и
поступили. Было опубликовано 8 больших томов, содержащих все 17 или около того
книг (несколько из них были книгами, для которых Кен выступил редактором или
соавтором, и в Собр. соч. был включён только самый важным материал оттуда). Все
книги были отредактированы для этого собрания, и к каждому из 8 томов Кен
написал объёмистые введения. (Между прочим, теперь к публикации готовятся очередные
4 тома, которые будут изданы, когда Кен найдёт свободное время, чтобы их
отредактировать! - итого получится 12 томов.)
БУМЕРИТ (2002)
Кен провёл работу над длинной и сложной книге,
посвящённой постмодернизму, множеству его сильных и слабых мест. Первоначально
данная книга была озаглавлена «Свинья и Питон, а также другие страшные истории»
(The Pig in the Python, and Other Gruesome Tales). Название
отсылает к поколению Бэби-Бума - огромного всплеска рождаемости [после 2-ой
мировой войны в США, - прим. пер.]. В последний момент в приступе того, что он
называет «одной из самых колоссально идиотических идей, которые только
приходили ко мне в голову», Кен превратил книгу в роман под названием «Бумерит:
роман, который вас освободит». Главы из «Свиньи и Питона» в этом романе
превратились в темы бесед, проводимых профессорами в Интегральном центре. Он
всё ещё планирует издание «Свиньи и Питона» в неопределённом будущем. Между
тем, «Бумерит» попадает в цель, даже по мнению конвенциональных обозревателей
из ряда изданий, начиная от «Booklist» и заканчивая «Сан-Франциско Кроникл».
Что все оценили, так это забавнейший юмор в романе, равно как и его искусный и
жарящий критицизм:
«Уилбер, умный и словоохотливый философ,
обращается к художественному жанру, дабы воплотить, так сказать, свои
провокационные теории о человечестве и Бэби-Бумерах - поколении, которое все,
включая самих его представителей, обожают ненавидеть. Его эрудиция сравнима
только с его пародийным чувством юмора». - «Booklist»
«Уилбер - блестящий и плодотворный философ -
предлагает нам забавный и острый комментарий в своём „Бумерите“. Он попадает в
цель!» - «Сан-Франциско Кроникл»
Будучи до «ржу не могу» смешным, «Бумерит» был
ещё кое-чем: он был глубоким и подробным психоанализом (если это подходящее слово)
целого поколения (может - «интегранализом»?). Просто чтение книги может
раскрыить и значительно исцелить плюралит (или бумерит), скрывающемся или
слоняющемуся в психике любого человека. По выражению одного из критиков, «мне
полюбилась каждая страница, но это было весьма болезненно». [Примечание Кена
Уилбера: «плюрализм» - это здоровый зелёный, «плюралит» - патологический
зелёный, или крайней и абсолютистский плюрализм. Этот крайний плюрализм -
считающий, что все точки зрения совершенно равнозначны - уязвим для
инфицирования нарциссизмом, поскольку все точки зрения разрешены. Таким
образом, под экстремистски-зелёным пост-модернистским знаменем может
выступать любой до-модернистский, дорациональный, доконвенциональный,
доличностный и эгоцентрический импульс. Зелёный, будучи инфицированным красным
или пурпурным, становится плюралитом или бумеритом, получившим такое название в
честь первого поколения, которое в значимой степени им заразилось,
- явление также известно как злобный зелёный мем, или
ЗЗМ. И, конечно же, можно получить злобный оранжевый мем - или научный
материализм - и злобный янтарный мем - или испанскую инквизицию - и так далее.
Однако ЗЗМ теперь затрагивает значимую долю интеллигенции, академической элиты,
всех гуманитариев в университетах, либеральную социальную политику и так далие.
Бэби-бумеры были первыми, кто получил большой процент зелёных и, тем самым,
также и патологически зелёных. Некоторые обозреватели продолжают считать, что
этот зелёный мем и злобный зелёный мем суть одно и тоже, что я критикую весь и
всякий зелёный уровень, что просто смешно. Во многие книги я поместил объёмные
разделы, озаглавленные наподобие «Многие дары зелёного», и я
обсуждаю их и очень их приветствую, - это такие вещи, как движение за
гражданские права, феминизм, энвайронментализм, плюрализм и т. д. И только лишь
зелёный, или дисфункционально зелёный, заслуживает звания «злобный зелёный».]
Кен раскрыл все секреты романа на страницах
324-326, где профессор обсуждает 7 пунктов «совершенного постмодернистского романа»:
вещи, наподобие того, что в романе все персонажи должны быть плоскими и
двухмерными, отражая «только поверхности» - кредо постмодернизма; сама книга
должна по большей части быть посвящена Теории литературы, ибо именно об этом в
большинстве своём и заключается весь постмодернизм; она будет смешивать воедино
факты и вымысел без малейшего сомнения, отражая постмодернистское утверждение,
что между ними нет никакой разницы, или нет никакой разницы между наукой и
поэзией, историей и фантастикой, фактом и ложью; и, наконец, вместе с 7 пунктом
Кен пробалтывается: «В-седьмых, если вы когда-нибудь сможете справиться с
задачей и собрать все 7 пунктов в роман, тогда, дабы быть в соответствии с
требованием к саморефлексии, убедитесь в том, что вы нашли способ указать в
романе, что сам роман стал великолепным постмодернистским подвигом. Благодаря
этому вам припишут бахвальство, тем самым вы заработаете бонусные баллы для
бумерита. Что касается лично меня, то я убеждён, что здесь слишком много работы
для одной книги - особенно требование служить примером всему, что в ней
критикуется - и именно посему величайший постмодернистский роман никогда не
будет написан. Но если кто-нибудь когда-нибудь да и сможет в этом преуспеть,
это поистине будет захватывающей дух работой великого гения».
Последняя фраза («захватывающая дух работа
великого гения») является названием другого романа, и, тем самым, смешивание
реального события с вымышленным служит примером того, что сама книга
критикует. На самом деле становится очевидным, что Кен тщательно спланировал
весь роман для того, чтобы на примере выразить каждый из этих 7 пунктов, и это
завершающий мазок на его гениальности, и да простят нас за такую фразу. Но мы
указываем на это потому, что вы можете прочесть критиков, которые буквально
восприняли весь роман - и со всем уважением приходится отметить, что это просто
смешно. Если вы только взглянете на фотографию автора на оборотной стороне
книги, то обнаружите, что это фотография Кена, сделанная, когда ему было 23 (!)
- как можно это не заметить? Некоторые критики прокомментировали молодость Кена
и фотографию, показывающую 23-летнего автора, и поздравили его за то, что он,
будучи столь молодым, написал столь сообразительную книгу. Другие просто
раскритиковали автора за описание плоских персонажей, двухмерных мотивов,
картонных интерьеров и т. д., тем самым непреднамеренно сделав книге комплимент
за точное попадание по этим 7 пунктам. Биография автора на том же книжном
обороте утверждает, что работы автора публиковались в «Wired», «BlackBook»,
«X/Y», «Yearn», «MeatBeat» и «Космополитэн». Работы Кена не публиковались ни в
одном из этих журналов, да и слыхали ли вы когда-нибудь о журналах под
названием «Yearn» или «MeatBeat»? Воплощённый пример второго пункта - смешивать
факты и вымысел без зазрения совести. И так вся книга…
(Некоторые люди знают о другом воплощении второго
пункта: в романе есть персонаж по имени Стюарт Дэвис, который, на самом деле,
написал свои слова, которые Кен затем, не отредактировав, вставил в
повествование. Есть особенно интересное примечание к этому: во время
десятидневного периода, когда Кен писал обзор выделенных курсивом абзацев в
книге - абзацев, которые на самом деле содержат небольшое руководство по
тантрической сексуальной духовности и включают Кена и Хлои, всё более и более
тесно придвигающихся к Духу посредством своих всё более жарких любовных сцен,
которые Кен описывает и с искренностью, и с юмором, - эти выделенные курсивом
разделы являются настоящими посланиями книги, начинающимися с коротких кусков и
заканчивающимися практически целой предпоследней главой - ну, буквально во
время того же десятидневного периода Стюарт пережил реальный опыт, который
практически совершенно совпал со всеми важными ингредиентами недвойственного
тантрического послания, которое написал Кен, а именно - существует сексуальная
йога, которая может показать вам то самое Лицо Духа, которые является вашим
собственным Изначальным Лицом и может быть увидено в глазах вашей возлюбленной
или возлюбленного, пребывающих в Одном Вкусе. Посему Кен и Стю написали около
20 страниц о том, что случилось с ними, во всех подробностях, и Кен использовал
именно эти разделы, полностью написанные Стю, в книгах, тем самым опять
перемешав настоящие персонажи и события с вымышленными. Однако многие люди
сказали, что это были одни из самых прекрасных разделов во всей книге, и Кен с
ними согласен. Но ещё один балл в пользу №2!)
Мы спросили Кена, каким, по его мнению, может
быть настоящее прагматическое применение книги, и он сказал: «Даже если вы
думаете, что у вас есть какое-то проявление нарциссизма, или эгоцентризма, так
как вы либо сами Бэби-Бумер, либо таковыми являются ваши родители - даже если
какие просто у вас остались хотя бы какие-то проблески нарциссических
субличностей, тогда прочтите книгу. Она буквально начнёт отменять эти
контрактуры, выводя их на сознательный уровень. И именно это, как мне постоянно
говорят, книга делает для людей. Она затрагивает всё - от реального смысла
«парадигмы», до взаимоотношения квантовой механики и Духа, 100-ой обезьяны и т.
д., а также вклад и проблемы, принесённые Дэрридой, Фуко, Лайотардом - и
помогает вам избавить свою систему от любого латентного плюралита. Похоже, что
это и вправду работает, и именно это я стремился сделать. Как вы могли себе
представить, более молодые поколения (М и Ж) влюблены в книгу, потому что у них
родители или учителя поколения Бэби-Бума; но многие из этих родителей и
учителей также любят её, если у них получается пройти через
„это-было-весьма-болезненную“ часть».
ТЕОРИЯ ВСЕГО (2000)
Кен заметил, что некоторые введения к
восьмитомнику собрания сочинений представляют собой хорошее краткое изложение
его работы, и посему, воспользовавшись всеми 8 введениями, он сделал их
основанием для 7 глав своей следующей книги - «Теория всего: интегральное видение
в бизнесе, политике, науке и духовности». Книга не являет собой важную
новаторскую работу, а является изложением всех его основных идей в краткой и
доступной форме, которая, как кажется, попала в цель. Уоррен Беннис, почтенный
настоятель сферы бизнес-лидерства, просто сказал: «В этой книге всё, о чём я
тосковал».
«Стремительное проявление таланта и смелая презентация со стороны одного из
самых изобретательных мыслителей Америки. Не прекращайте поиск интегральной
культуры, пока вы действительно не попытаетесь её воплотить… и возьмите эту
книгу с собой в качестве путеводителя».
- Профессор Харви Кокс, Гарвардская школа богословия
«Кен Уилбер является одним из самых креативных духовных мыслителей из ныне
живущих, и „Теория всего“ обеспечивает доступное знакомство с его
гениальностью. Подобно искусному гиду, он собирает всех вместе, находит
свободную комнату для науки и духа и созидает музыку для души».
- Раввин Майкл Лернер, «The Politics of Meaning»
«Интегральное видение Уилбера предоставляет читателям возможность установить
ценные связи между раздельными дисциплинами и - возможно - подготовить себя для
дивного нового мира».
- Publishers Weekly
Эти цитаты и многие другие, на них похожие,
делают достаточно очевидным, что, даже хотя «Теория всего» и является компиляцией
из введений в Собр. соч., она прекрасным образом охватила общую радость
метагения за работой - и большинство читателей отреагировали соответственно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ