Положить конец «Дням Турбиных». // Комсомольская правда. М., 1929. №54, 06.03, с. 4.
В свое время коллегия Наркомпроса вынесла постановление о снятии с репертуара пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных» после первой новой постановки МХТ.
В настоящее время (...) «Дни Турбиных» попрежнему остаются в репертуаре театра В связи с этим редакция
(
Read more... )
Comments 6
Reply
Нет. Булгакову прилетело в докладе П.М. Керженцева 13.11.28, напечатанной в Раб. Москве (15.11.28, Ударим по булгаковщине!), Комс. правде (15.11.28, В атаку против враждебных вылазок в искусстве), Гудке (15.11.28, Пути пролетарского искусства), Известиях (15.11.28, Задачи партии в вопросах искусства и литературы), Веч. Москве (17.11.28, Искусство и классовая борьба; наиболее полный текст) и в театральных журналах.
Reply
У каждой атаки есть исполнители.
Я имел в виду заказчиков.
Reply
В то время руководство советским искусством во всех его проявлениях было возложено на созданное в структуре Наркомпроса (во главе с А.В. Луначарским) управление под названием Главискусство (во главе с А.И. Свидерским).
По партийной же линии в ЦК ВКП (б) существовал Отдел агитации, пропаганды и печати (известный как Агитпроп, во главе с А.И. Криницким), одним из заместителей которого и был вышеупомянутый П.М. Керженцев (Лебедев).
Кроме того, творчеством драматурга Булгакова интересовались члены влиятельного театрального кружка, в свободное от посещений театров время работавшие членами Политбюро ВКП (б). Например, в феврале 1928 г. Политбюро постановило разрешить "Зойкина квартира" в театре Вахтангова, т.к. от этой пьесы театр и кормился (материал об этом и др. есть в оцифр. сборнике Власть и художественная интеллигенция. М., 1999).
С пьесой же Булгакова "Бег" случилась такая история: члену вышеупомянутого кружка, влиятельному театральному критику Сталину пьеса совсем не понравилась; об этом известно из его письма драматургу Билль- ( ... )
Reply
Советская экономическая логика.
Reply
Кое-какая логика была.
Автор статьи апеллировал к идеологии, а именно решению Наркомпроса и в конце статьи (который я отрезал) цитировал слова и.о. начальника Главискусства (в структуре Наркомпроса) Л.Л. Оболенского.
Тот напомнил, что «Дни Турбиных» разрешили ставить МХТ при условии, что когда театр примет к постановке любую другую, новую пьесу, то снимет «Дни Турбиных»; и раз В.В. Иванов, прославившийся пьесой «Бронепоезд 14-69» (1927), сдал театру свою новую пьесу «Блокада» (1928), значит в репертуаре МХТ места для «Дней Турбиных» больше не будет. Нечто подобное провернули, нажав и на другие театры: МКТ решил, что постепенно уберет «Багровый остров», заменив его пьесой Ю. О'Нила «Негр» (1929), а у театра Вахтангова, получившего разрешение от Политбюро на «Зойкину квартиру» как на пьесу-кормилицу, ее сняли с репертуара принудительно, распоряжением Главискусства.
Reply
Leave a comment