Положить конец «Дням Турбиных». // Комсомольская правда. М., 1929. №54, 06.03, с. 4.
В свое время коллегия Наркомпроса вынесла постановление о снятии с репертуара пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных» после первой новой постановки МХТ.
В настоящее время (...) «Дни Турбиных» попрежнему остаются в репертуаре театра В связи с этим редакция
(
Read more... )
В то время руководство советским искусством во всех его проявлениях было возложено на созданное в структуре Наркомпроса (во главе с А.В. Луначарским) управление под названием Главискусство (во главе с А.И. Свидерским).
По партийной же линии в ЦК ВКП (б) существовал Отдел агитации, пропаганды и печати (известный как Агитпроп, во главе с А.И. Криницким), одним из заместителей которого и был вышеупомянутый П.М. Керженцев (Лебедев).
Кроме того, творчеством драматурга Булгакова интересовались члены влиятельного театрального кружка, в свободное от посещений театров время работавшие членами Политбюро ВКП (б). Например, в феврале 1928 г. Политбюро постановило разрешить "Зойкина квартира" в театре Вахтангова, т.к. от этой пьесы театр и кормился (материал об этом и др. есть в оцифр. сборнике Власть и художественная интеллигенция. М., 1999).
С пьесой же Булгакова "Бег" случилась такая история: члену вышеупомянутого кружка, влиятельному театральному критику Сталину пьеса совсем не понравилась; об этом известно из его письма драматургу Билль-Белоцерковскому (февраль 1929) и из его выступления перед украинскими литераторами (февраль 1929).
До этого, в ноябре 1928 г. редакциям газет Правда, Комсомольская правда и журнала Революция и Культура захотелось провести собрание коммунистов и комсомольцев, на каковом собрании и выступил Керженцев со своим докладом (в прениях за "Бег" раскритиковали Свидерского, а также приложили Булгакова за "Дни Турбиных", по словам выступавших вызвавшие протесты общественности), который доклад (видимо, из-за отсутствия других тем) был затем опубликован многими московскими газетами и журналами. Так получилось, что не только Сталину, но и Керженцеву пьеса "Бег" совсем не понравилась (и он не поленился написать докладную записку в Политбюро, в которой признал необходимым запретить "Бег"), поэтому в январе 1929 г. Политбюро выбрало из своей среды трех наиболее компетентных театральных критиков (К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича и А.П. Смирнова), те согласились с Керженцевым и их предложение "Бег" запретить было принято театральным критиком Сталиным и всем Политбюро.
Правда, Керженцев и в докладе и в записке не предлагал запретить "Дни Турбиных", ограничившись лишь признанием "Багрового острова" однотипной с "Бегом" пьесой и заметив, что "Багровый остров" уже осужден профсоюзами, отказавшимися от спектакля (впрочем, не запрещенного в Камерном театре, как следует из статьи в Комс. правде). Что же касается позиции театрального критика Сталина, то он (см. вышеупомянутое письмо и доклад) охарактеризовал "Дни Турбиных" как полезную пьесу; об этом свидетельствует и февральское 1929 г. письмо Луначарского (в том же году ставшего бывшим наркомом), который выругал Керженцева и напомнил о том, что Наркомпрос неоднократно предлагал запретить "Дни Турбиных", однако Политбюро и лично Сталин этому препятствовали.
Т.е. данную статью в Комс. правде можно считать отголоском кампании против "Бега", хотя в ней действительно выражается мнение тех деятелей в Наркомпросе и РАППе, кому хотелось бы более активной борьбы с пьесами Булгакова и/или реформы Главискусства. Продолжения статья не имела.
Reply
Leave a comment