Наткнулся на альбом средневековых (12-13 век) новгородских икон и снова пришли на ум посмертные портреты 2-3 века из египетского местечка Фаюм. Есть некая... преемственность, что ли. Но с обратным знаком, как бы.
СЛЕВА - новгородские иконы, а СПРАВА - фаюмские портреты, которые минимум на 1000 лет старше
![](http://pics.livejournal.com/rwolfenator/pic/000d26ta/s640x480)
(
Read more... )
Reply
Reply
*****************************************
Насколько я знаю, и фрески и мозаика в Геркулануме выполнены в другом, не фаюмском, стиле. Вероятно, что даже если источник живописных традиций обоих римских провинций в Греции, тем не менее со временем они развивались в разных направлениях.
Следовательно можно предположить заимствование.
Reply
Дело в том, что Египет эпохи расцвета, и Египет начала нашей эры - это не одно и то же (что игнорирует (или не знает) автор поста). Примерно как нынешние таджики - не вполне наследники культуры Персидской империи. :))
Во всяком случае, из приведенного фрагмента видно, что в I в. н.э. римляне оценивали египетский вклад в живопись как грубое провинциальное упрощение.
А предполагать можно все. Однако при встрече с материалом область предположений трагически сжимается...
Reply
*********************************
Буду благодарен, если дадите наводку на подобные по технике портреты вне римского Египта. По крайней мере ни в одно музее(включая Британском музей) я ничего подобного из других римских провинций или самого Рима не видел.
Отмечу, что технику исполнения фаюмских портретов ни в коей мере нельзя назвать "грубой" или "упрощённой".
Reply
Reply
Со всем моим уважением прошу не обсуждать со мной ни "это просто фальсификация текстов", ни "позиционирование фаюмских портретов как некоего проявления наследия Древнего Египта, противостоящего античной традиции", ни других суждений, не выводимых из моих комментариев.
Reply
Reply
----
Итак, что нам известно?
1. Римская художественная школа создавалась на основе и под сильным влиянием Греции.
2. Художники рисовали по всей римской империи, но из-за уникальных условий содержания до нас дошли только фаюмские портреты.
3. Из комметариев я заключил, что в текстах того времени современники считают технику рисования в римском Египте более примитивной и грубой, чем подобная техника в других местах империи. Со своей точки зрения я считаю фаюмские портреты образцом очень качественного рисования.
Может ли быть так, что в римском египте были какие-то другие(не "фаюмские") школы художников, которые действительно были грубы и примитивны?
Reply
В римском Египте действительно могли быть различные школы. Более того, с учетом высокой мобильности населения периода империи, могло случиться, что выходцы из Египта - представители "грубой школы" - работали в Италии и даже в Риме, а в Фаюме, напротив, местная традиция сложилась под прямым воздействием столичного искусства. Просто это пока невозможно проверить.
Это как с древнерусской иконописью - когда нет письменных источников и подписей авторов, то весьма трудно отличить византийские влияния на русскую иконопись от работы приезжих византийцев под местным влиянием, понять - то ли это русский гений прорезался, то ли крутой профессионал из Константинополя заскочил, и напротив - то ли свои русопятые богомазы создали нечто архаичное и примитивное, то ли это приезжий автор из какой-нибудь глухой византийской провинции.
Reply
Суммирую: фаюмские портреты являются образцом римских традиций живописи, через Византию попавших в Россию в виде традиций иконописи.
Так?
Reply
Предельно упрощая, и принимая во внимание то, что схема создана двумя неспециалистами в этой теме и в этом периоде, а также без анализа научной литературы и источников. ))
То есть, это вполне вероятно.
Есть еще вынесенная нами за скобки совокупность разнообразных (зачастую неустановимых) внешних воздействий, которая огромна на отрезке времени такой протяженности - тысячелетие.
Reply
Reply
---
Если обмен эпитетами продолжится, ветка будет заморожена или скрыта.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment