Фаюмские портреты 3 века как предтечи новгородских икон

Jul 09, 2011 21:39

Наткнулся на альбом средневековых (12-13 век) новгородских икон и снова пришли на ум посмертные портреты 2-3 века из египетского местечка Фаюм. Есть некая... преемственность, что ли. Но с обратным знаком, как бы.

СЛЕВА - новгородские иконы, а СПРАВА - фаюмские портреты, которые минимум на 1000 лет старше


Read more... )

Leave a comment

loengrin74 July 9 2011, 20:01:51 UTC
а что странног образци то византийские

Reply

rwolfenator July 10 2011, 19:36:04 UTC
Вы неприятный тип, хоть и искушённый, видимо. Вы заносчивы, но читаете невнимательно. Про "аскетизм иконописи" я ничего не писал.И падение Рима в этой связи не упоминал. Так что у Вас когнитивная ошибка - в попытке налепить ярлык, Вы упустили суть. Я говорил про то, что чем дальше от первого века, тем более аскетичными становились фаюмские портреты. Так и определяли дату их создания. Это одна из теорий, по крайней мере. Вывод про смену античного гедонизма аскетизмом, который виден в этих портретах - мой. (А может и еще уймы умных людей - не знаю) Вывод может и наивный, но совершенно для меня очевидный.

Reply

eugene_gu July 11 2011, 01:01:46 UTC
>в кредитной сделке между двумя провинциями не было особого смысла.
*****************************************
Насколько я знаю, и фрески и мозаика в Геркулануме выполнены в другом, не фаюмском, стиле. Вероятно, что даже если источник живописных традиций обоих римских провинций в Греции, тем не менее со временем они развивались в разных направлениях.

Следовательно можно предположить заимствование.

Reply

Кстати: akim_trefilov July 12 2011, 06:31:39 UTC
сегодня, перечитывая "Сатирикон" Петрония, наткнулся на следующий пассаж (речь о литературе): "в наши дни не появляется ни одного здравого произведения. Все они точно вскормлены одной и той же пищей: ни одно не доживает до седых волос. Живописи суждена та же участь, после того, как наглость египтян до-нельзя упростила это высокое искусство". (Sat., II, перевод Бориса Исааковича Ярхо)
Дело в том, что Египет эпохи расцвета, и Египет начала нашей эры - это не одно и то же (что игнорирует (или не знает) автор поста). Примерно как нынешние таджики - не вполне наследники культуры Персидской империи. :))
Во всяком случае, из приведенного фрагмента видно, что в I в. н.э. римляне оценивали египетский вклад в живопись как грубое провинциальное упрощение.
А предполагать можно все. Однако при встрече с материалом область предположений трагически сжимается...

Reply

Re: Кстати: eugene_gu July 12 2011, 07:14:18 UTC
>Однако при встрече с материалом
*********************************
Буду благодарен, если дадите наводку на подобные по технике портреты вне римского Египта. По крайней мере ни в одно музее(включая Британском музей) я ничего подобного из других римских провинций или самого Рима не видел.

Отмечу, что технику исполнения фаюмских портретов ни в коей мере нельзя назвать "грубой" или "упрощённой".

Reply

Re: Кстати: akim_trefilov July 12 2011, 08:03:37 UTC
Видите ли, живопись не то, чтобы хорошо сохраняется археологически тысячелетиями ( ... )

Reply

Re: Кстати: eugene_gu July 12 2011, 18:47:01 UTC
Обладая послезнанием о Рафаэле, Рембрандте и цветной фотографии. мы как раз можем судить об уровне техники исполнения фаюмских портретов.

Со всем моим уважением прошу не обсуждать со мной ни "это просто фальсификация текстов", ни "позиционирование фаюмских портретов как некоего проявления наследия Древнего Египта, противостоящего античной традиции", ни других суждений, не выводимых из моих комментариев.

Reply

akim_trefilov July 12 2011, 18:52:17 UTC
Простите, полагал, что в комментариях нам с Вами возможно обсуждать основной пост. Виноват, боле не буду.

Reply

По пунктам eugene_gu July 12 2011, 19:08:10 UTC
Спасибо. Я могу, да и то с переменным успехом, отвечать только за сказанное или сделанное мной. Поэтому для ограничения мировой энтропии и стараюсь концентрироваться только на этом.
----
Итак, что нам известно?
1. Римская художественная школа создавалась на основе и под сильным влиянием Греции.
2. Художники рисовали по всей римской империи, но из-за уникальных условий содержания до нас дошли только фаюмские портреты.
3. Из комметариев я заключил, что в текстах того времени современники считают технику рисования в римском Египте более примитивной и грубой, чем подобная техника в других местах империи. Со своей точки зрения я считаю фаюмские портреты образцом очень качественного рисования.

Может ли быть так, что в римском египте были какие-то другие(не "фаюмские") школы художников, которые действительно были грубы и примитивны?

Reply

Re: По пунктам akim_trefilov July 12 2011, 19:34:34 UTC
Да, с пунктами соглашусь. )) Я вообще-то конформист.

В римском Египте действительно могли быть различные школы. Более того, с учетом высокой мобильности населения периода империи, могло случиться, что выходцы из Египта - представители "грубой школы" - работали в Италии и даже в Риме, а в Фаюме, напротив, местная традиция сложилась под прямым воздействием столичного искусства. Просто это пока невозможно проверить.

Это как с древнерусской иконописью - когда нет письменных источников и подписей авторов, то весьма трудно отличить византийские влияния на русскую иконопись от работы приезжих византийцев под местным влиянием, понять - то ли это русский гений прорезался, то ли крутой профессионал из Константинополя заскочил, и напротив - то ли свои русопятые богомазы создали нечто архаичное и примитивное, то ли это приезжий автор из какой-нибудь глухой византийской провинции.

Reply

Суммирую. eugene_gu July 12 2011, 22:20:35 UTC
Полное согласие с вышеизложеным.

Суммирую: фаюмские портреты являются образцом римских традиций живописи, через Византию попавших в Россию в виде традиций иконописи.
Так?

Reply

Re: Суммирую. akim_trefilov July 13 2011, 06:20:27 UTC
Примерно так.
Предельно упрощая, и принимая во внимание то, что схема создана двумя неспециалистами в этой теме и в этом периоде, а также без анализа научной литературы и источников. ))
То есть, это вполне вероятно.
Есть еще вынесенная нами за скобки совокупность разнообразных (зачастую неустановимых) внешних воздействий, которая огромна на отрезке времени такой протяженности - тысячелетие.

Reply

Re: Суммирую. eugene_gu July 13 2011, 16:35:40 UTC
Да, верно: мне следовало написать "вероятно являются образцом римских традиций живописи..." и т.д.

Reply

Пожелание eugene_gu July 11 2011, 01:06:19 UTC
Пожалуйста, избегайте обсуждения личных качеств собеседников. Ни к чему хорошему это не приводит.
---
Если обмен эпитетами продолжится, ветка будет заморожена или скрыта.

Reply

Re: Пожелание akim_trefilov July 12 2011, 06:34:44 UTC
Вы правы, спасибо.

Reply

doktor1204 July 11 2011, 13:13:38 UTC
пенальти реализовано :)

Reply


Leave a comment

Up