Наткнулся на альбом средневековых (12-13 век) новгородских икон и снова пришли на ум посмертные портреты 2-3 века из египетского местечка Фаюм. Есть некая... преемственность, что ли. Но с обратным знаком, как бы.
СЛЕВА - новгородские иконы, а СПРАВА - фаюмские портреты, которые минимум на 1000 лет старше
На фаюмском портрете (справа) большие глаза и большие уши, тенденция уменьшать размеры рта. Это признаки коптского стиля в портретной живописи. Духовный человек ВИДЕЛ и СЛЫШАЛ. А не трепал языком.
Позже, уже в рамках коптской иконописи изменяется и пропорции тела - голова становится крупнее, а тело - меньше и тоньше - так подчеркивается духовная связь с Богом и преданность молитве, а не чревоугодию. Потом Рим рухнул, а христианское смиренное мученичество стало идеологией. Через тысячу лет признаки признаки коптского стиля можно видеть и в новгородских иконах.
Этот жрец античного бога Сераписа изображен широколобым, что подчеркивает его духовность и ум. Николай Чудотворец не отстает. Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в 3 веке, но более поздние портреты исполнены в более условной манере.
Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма.
Искусствоведы полагают, что крах Римской Империи и гнет телесного начала тяготами войн, лишений и голода, "возвеличивал" начало духовное, сводя реализм к минимуму.
Получается, что чем реалистичнее выглядит портрет, тем в более спокойную и сытую эпоху жили потретируемые.
Портрет этой женщины чувственен, реалистичен, наполнен эмоциями.. Он красив и притягивает. Икона "Ангел Златые Власы" ( архангел Гавриил)
... иная. Сказать, что меня больше притягивает? Естественно, фаюмская женщина, лицо которой художник изобразил по памяти сразу после ее смерти. Такой портрет писался на куске дерева и клался в изголовье гроба(!) с телом, чтобы душа, когда придет время восстания мертвых из могил, не ошиблась и нашла свое тело, ничего не перепутав по ходу.
уже писал про фаюмские портреты здесь Уважаемый
humus публикует замечательную подборку фаюмских портретов в трех частях
1 часть 2 часть 3 часть