начало
здесь. Теперь о колонизации, организованной Министерством государственных имуществ (время Николая I) и Комитетом Сибирской железной дороги (время Николая II).
В царствование Николая I шло масштабное переселение государственных крестьян на основании правил 1843 г. (24-83 ст. Устава о благоустр. в казенных селениях) . Этим занималось Министерство государственных имуществ, возглавляемое П.Д. Киселевым, ближайшим сотрудником императора. Вообще это Министерство было интересным заведением. Оно занималось не распродажей государственных имуществ, а их приумножением. Учрежденное в 1837, оно преследовало цель улучшения хозяйствования государственных крестьян, число которых составляло к концу 1830-х около 17 млн чел. и продолжало очень быстро увеличиваться.
Министерство госимуществ провело разнообразные мероприятия по развитии крестьянского самоуправления, облегчению податной нагрузки на гос.крестьян, увеличению ссуд и пособий нуждающимся крестьянским семьям, введению кредитных товариществ и сберкасс, страхования от огня, строительству кирпичных заводов (для улучшения качества крестьянских жилищ) и образцовых специализированных ферм (для ознакомления с новыми технологиями), расширяло возможности крестьян в области оптовой торговли, передало крестьянским обществам миллионы гектаров леса.
Одним из важнейших направлений работы Министерство госимуществ было наделение землей малоземельных крестьян. Для этого организовано было переселение из центра на пустынные окраины. Обычно переселялись крестьянские семьи, которые имели менее 5 дес. на душу; в степной полосе переселенцы получали обычно 15 дес. на душу , в нестепных районах - 8 (десятина=1,1 га). Ведомство государственных имуществ должно было заботиться "чтобы переселенцы не были, сколько возможно подвержены дальним и затруднительным переходам, чтобы климат тех мест, куда они должны переселиться, по возможности менее отличался от климата, к которому они привыкли на родине". Земельные участки для пересленцев готовились заранее, в том числе заготовлялся хлеб, сено, рабочий скот и земледельческие орудия. Местные палаты госимуществ и окружные начальники этого ведомства снабжали переселенцев продовольствием, заботились о больных. На постройки отпускался бесплатно лес и выдавалась пособие до 60 руб на семью. Переселенцам предоставлялись 6-летняя льгота от воинского постоя, 4-летняя полная и 4-летняя половинная льгота от податей, сложение всех недоимок, а на три набора они освобождались и от рекрутской повинности.
Таким образом было переселено до 400 тыс чел. Основными местами нового поселения были Воронежская, Харьковская, Тамбовская, Саратовская, Оренбургская, Астраханская губ. и Северный Кавказ. В 1850-х пошло уже активное переселение в западную Сибирь, Тобольскую, Томскую, Енисейскую губ. В огромном большинстве случаев места для поселения были выбраны удачно, и поселки киселевских переселенцев достигли устойчивого благополучия, в том числе и в Сибири.
В ходе известных либеральных реформ 1860-х попечение Министерства госимуществ и вообще гос.инстанций над переселением крестьян было снято. Некоторые льготы сохранялись только для переселяющихся в Приамурье и Уссурийский край, а также на кабинетские земли на Алтай. Элита, в которой господствовали крупные землевладельцы-фритредеры, очевидно имела идеалом "прусский путь" развития с-х. Реформа 1861 года породила массу малоземельных крестьян (разделение помещичьих и крестьянских земель шло с отрезками в пользу помещиков). Однако считалось, что теперь-то крестьяне, испытывающие недостаток земли, будут охотно наниматься на работу к крупным земельным собственникам, производящим товарный хлеб на экспорт. Страна в это время как раз перешла на периферию капиталистического мира-системы с функциями экспортера зерна. Но тут, в общем, фритредеров постигла неудача: на понижательной фазе Кондратьевского цикла цены на зерно на мировом рынке всё время падали, и к концу 19 в. они были в три раза ниже чем в 1860-х.
Киселевские переселения, которые не сопровождались "разорением переселенцев и безплодным исканием новых мест", будут вспоминаться с ностальгией на протяжении более 40 лет после 1861 г. Но вот, в середине 1890-х произошло своего рода возрождение киселевской политики, хотя и с другой подоплекой. Это произошло в тесной связи со строительством транссибирской магистрали и созданием особого комитета Сибирской железной дороги (1891).
Функции председателя Комитета была возложена императором Александром III на цесаревича Николая Александровича, который оставил их за собой и после восшествия на престол. Вице-председателем был Н. Бунге. В распоряжение Комитета был предоставлен Фонд вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги. Первоначальный размер этого фонда был определен в 14 млн руб, в 1897 было добавлено еще 7,9 млн руб, в 1901 - 5,25 млн руб. (общий размер достиг 21 млн), а по мере расходования этих денег ежегодно стало добавляться 3-4 млн руб из бюджета Эти суммы были просто заоблачными по сравнению с тем, что выделялось на переселение во все время после 1861 до 1895.
На Комитет было возложено дело заселения Сибири, которая фактически стала рассматриваться как район Сибирской железной дороги. Это относилось ко всем уездам, пересекаемым дорогой, которые включали сами плодородные районы южной Сибири, полосы киргиз-кайсацкой степи и даже некоторые районы европейской России.
Комитет не был колониальной компанией в духе британкой Ост-Индской или железнодорожным трестом, заботящимся только о прибыли. Он стал одним из высшим государственных учреждений Российской империи, причем совершенно на новаторских началах. Подведомственная ему территория пересекала в широтном направлении две трети территории России. Конечно, для министра финансов С. Витте транссиб был новым способом увеличить вывоз сельскохозяйственного сырья, но, тем не менее, Комитет ставил перед собой системную цель - увеличить благополучие сельского населения России. Первым делом Комитет решил обустроить в Сибири и Степном крае (киргизские степи) всех самовольных переселенцев с отводом им казенной земли и с распространением на них правил о пособиях.
Началось быстрое приготовление участков для переселения во всех уездах, которые пересекала новая трасса. Крупные землемерные партии с размахом приступили к землеотводным работам, на которые выделялось почти по полмиллиона руб в год, в 12 раз больше чем для образования комитета. В среднем за год результатом землеотводных работ было 50 тыс душевых долей, достаточно для водворения свыше 100 тыс. взрослых переселенцев обоего пола. Резко увеличилось число продовольственных пунктов для переселенцев. Размер ссуд на семью переселенцев в 1895 был доведен до 100 руб., увеличен размер бесплатного отпуска древесины с казенных лесных складов, переселенцам стали также выдаваться земледельческие орудия. В Западной Сибири приступила к работе гидротехническая экспедиция министерства земледелия. Она обследовала обширные таежные пространства, проводила мелиорационные работы в болотистых районах, устанавливала водосборные сооружения в степях. На мелиоративные работы в болотных районах и ирригацию в маловодных районах юго-западной Сибири и киргизской степи отпускалось более чем по четверти миллиона руб. каждый год. В Акмолинской области обращалось особое внимание на то, чтобы не нарушить земельные права киргизов, отчего осталась без использования масса годных для колонизации земель. (Для сравнения, строительство трансконтинентальных ж-д в США сочеталось с массовым присвоением индейских земель и истреблением бизонов, которых с 1867 по 1883 было уничтожено около 14 млн голов; для индейцев прерий наступили очень плохие времена - бизоны были их основным продовольственным ресурсом; поднявшиеся на борьбу сиу были частью истреблены, частью ушли в Канаду)
Уже в 1896 число переселенцев в Сибирь достигло 200 тыс. чел и продолжало держаться на этом уровне до 1904 г.(а до 1890 среднегодовая цифра переселенцев в Сибирь составляла 25-50 тыс).
А. Тюрин. Колонизация российских земель. Продолжение
ps. Вообще опыт Комитета Сибирской железной дороги может быть востребован и сегодня - было бы желание. Опыт административно-хозяйственного образования, привязанного к крупному транспортному пути и развернутого в широтном направлении. Безусловно, такая "широтная" единица сыграла бы большую роль в развитии внутреннего рынка, также для удержания населения на востоке России и возможно для напрвления туда миграционных потоков. Притом неплохо бы продолжить строительство широтных магистралей, транссиба-2,3,4, как базы для таких административно-хозяйственных единиц.