ЧЕЛОВЕК - мифическое существо, состоящее из головы (ЧЕЛО) и глаз (ВЕКО). Впервые упоминается у Геродота, по мнению которого населял легендарную страну Хинд. По непонятным причинам в европейской культуре, начиная с античности, поиски Ч. занимают огромное место. Начало движению за поиски Ч. положил Диоген Синопский (ок. 400 ок. 325 до н. э.). Успеху его миссии мешало то, что он был ЦИНИКОМ (см.), а потому мог только издевательски ходить по Синопу с фонарем и оскорблять граждан, называя их Ч. После смерти Диогена от удара бочкой Ч. никто не искал вплоть до эпохи становления императорского Рима. Римляне, как люди сугубо практические, искали Ч. для стравливания с гладиаторами и прочими чудовищами в своих КОЛИЗЕЯХ (Невский просп., д. 100), но безуспешно. Некоторые исследователи считают, что Ч. нашел сэр Питер Устинов, который, как известно, привез в Рим Спартака (другие исследователи утверждают, что это сделал Оливер Рид, но это
АШИПКА (см.)). В частности, Ч. Спартака долгие годы считал Чезаре Ломброзо (1835-1909). Однако впоследствии, изучив череп Кирка Дугласа, он отказался от своей точки зрения, признав Спартака всего лишь ДЕГЕНЕРАТОМ. От римлян мир унаследовал общепринятое научное название Ч. - Orbis Vulgaris.
Упадок Рима знаменовал собой и упадок интереса к Ч. В средние века Ч. приобретает черты демонические и вносится БЕРТОЛЬДОМ ГЕССЕНСКИМ в его Бестиарий издания 1174 г. в качестве одного из чудовищ. Средневековые мракобесы, склонные к пустой схоластике, поисками Ч. не занимались. Единственная проблема, которая их по-настоящему занимала, заключалась в выяснении вопроса, сколько ангелов можно насадить яйцами на кончик иглы (см.
ИГЛА КОЩЕЯ).
Позднее средневековье изменило ситуацию принципиально. На поиски Ч. эдиктами Римских пап (см.URBIS et ORBIS) отряжались громадные многолетние экспедиции (см.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, по другим источникам КВЕСТОВЫЕ). Поскольку легенда гласила, что Ч. ничего не ест, а работает за десятерых, искать Ч. из Испании и Португалии устремились сотни авантюристов, попутно наткнувшихся на
АМЕРИКУ (см.). Но все усилия были тщетны: ничего, кроме груд золота, конкистадоры не нашли.
В буквальном смысле слова новое зучание приобрела тема поиска Ч. в эпоху высокого возрождения. Через арабских купцов венецианцы приобрели несколько десятков удивительно прочных и одновременно звучных черепов неизвестных существ, которые были использованы Венецией в качестве ударных инструментов при строительстве часов на башне Дворца Дожей. Арабы утверждали, что это черепа именно Ч. Услышав бой этих курантов, венецианцы то и дело говорили: "Ч. звучит гордо!".
Эпоха просвещения покончила с поисками Ч. надолго. Если ученый осмеливался заявлять, что он верит в Ч., его не допускали до соискания научной степени, а во Франции даже могли исключить из Академии.
И только марксисты, обладавщие стойким мифологическим сознанием, снова вренули миф о Ч. к жизни.
В СССР легенда о Ч. приобрела характер пропагандистского штампа. Любые лишения, которые переживала страна, оправдывались лозунгом "Все для Ч., все на благо Ч." Но население Страны Советов не было готово жертвовать своим благополучием ради неизвестного фетиша, поэтому СССР рухнул. Ситуацию мог спасти знатный чукотский оленевод АМАНГЕЛЬДЫ КЕРБАБАЕВ, который, вернувшись с XXVII съезда КПСС, заявил односельчанам, что лично видел этого Ч. Но старик умер до приезда экспедиции АН СССР и унес свою тайну с собой в могилу.
Несмотря на борьбу с засильем иностранных слов, латинское название Ч. сохранилось в русском языке в виде названия плавленого сырка "Орбита".
На Западе окончательно похоронили веру в Ч. исследования Зигмунда Фрейда (6.05.1856 - 23.09.1939), который установил, что Ч. - не более чем фаллический сон усталой цивилизации.
Лучшим доказательством невозможности существования Ч. по мнению нынешних ученых является жизнь и деятельность Дж. Буша мл.
Но скептицизм ученых еще может быть преодолен. Если Orbis Vulgaris не существует , то откуда тогда взялись Рой Орбисон и жевательная резинка Orbit?
Ч. по Бестиарию Бертольда Гессенского