Как говорит само название, Weihnachtsoratorium исполняется под рождество, а "Страсти" принято играть на Пасху. Однако в современной практике многие мессы ("7 последних слов Христа на кресте", Missa solemnis etc.) играют просто так, не во время служб и далеко не всегда в церковных помещениях.
Употребление церковной музыки сейчас стало менее формализованным в светской практике, однако в католическом богослужении и католической духовной практике (не только в церкви!) определенные нормы действуют. Может быть, Вам лучше посмотреть, что говорится о церковной музыке, по этому адресу
( ... )
Вопрос очень большой. Несколько примеров, упоминавшихся выше: 7 последних слов Гайдна написаны для традиционной службы Страстной пятницы в церкви Санта-Куэва в Кадисе. Однако одноименное произведение Шютца представляет собой ораторию итальянского типа. Вообще, множество памятников подобного типа, в т.ч. и Воскресение и Мессия Генделя и в конечном счете Страсти Баха, принадлежат жанру оратории, возникшему в Италии ок. 1600 г. (первая оратория - Oratoria della settimana sacra, приписываемая Луиджи Росси). Особое развитие этот жанр получил в протестантских странах, где стал драматическим дополнением к обычному строгому богослужению. Из музыки для собственно церковных служб следует также упомянуть Lecons des tenebres - службы Старстной среды, четверга и пятницы.
Хотя концертное исполнение литургических сочинений практикуется вовсю, иногда, лишенное богослужебного окружения, оно воспринимается, скажем мягко, странно. Яркий пример - "Всенощная" Рахманинова. 27 апреля ее давали в БЗК (Пузаков). Мне стало (м.б. слишком поздно, да что уж поделать) совершенно очевидно, что это не "цикл" в терминологическом смысле слова, ну скажем, как "Колокола" того же С.В.
То же очевидно и в отношении западноевропейской классики. Потому, например, многоголосно написанный ординарий (католической) мессы часто прослаивают хоралами, тем самым, придают ему более естественный, "богослужебный" и аутентичный характер - правда, такой интерпретации ординария Баха я не слышал, а всё больше ренессансные и позднесреднековые мессы...
Comments 5
Reply
Reply
7 последних слов Гайдна написаны для традиционной службы Страстной пятницы в церкви Санта-Куэва в Кадисе. Однако одноименное произведение Шютца представляет собой ораторию итальянского типа. Вообще, множество памятников подобного типа, в т.ч. и Воскресение и Мессия Генделя и в конечном счете Страсти Баха, принадлежат жанру оратории, возникшему в Италии ок. 1600 г. (первая оратория - Oratoria della settimana sacra, приписываемая Луиджи Росси). Особое развитие этот жанр получил в протестантских странах, где стал драматическим дополнением к обычному строгому богослужению.
Из музыки для собственно церковных служб следует также упомянуть Lecons des tenebres - службы Старстной среды, четверга и пятницы.
Reply
То же очевидно и в отношении западноевропейской классики. Потому, например, многоголосно написанный ординарий (католической) мессы часто прослаивают хоралами, тем самым, придают ему более естественный, "богослужебный" и аутентичный характер - правда, такой интерпретации ординария Баха я не слышал, а всё больше ренессансные и позднесреднековые мессы...
Reply
ВВ!!!
Reply
Leave a comment