Без второй гражданской части симфония во многом теряет свою идейную направленность и превращается в эдакую исторически неассоциированную "бурю и натиск".
Послушайте музыку эпохи Великой Французкой революции и первую часть №2 того же Бетховена - это парижские площади времен революции с их толпами, ораторами, военными сводками и необыкновенно высоким гражданским тонусом (пафосом), абстрактно переосмысленные философом объективистом.
Переслушайте внимательно вторую часть и финал - по темброво-интонационному плану это самые "французкие" произведения Бетховена. Известен даже факт, что при исполнении финала, присутствующие на концерте в Вене оккупационные французкие офицеры встали и отдали честь (это где-то у Ромен Ролана с сылкой на воспоминания очевидцев). А одна из вариаций второй части интанационно очень близка Марсельезе. И вообще, эту часть очень хорошо слушать после того, как прочтешь несколько статей Камила Демулена, очень точно передавшего эмоциональное состояние парижан той эпохи.
Вы правы. Вообще, я обратил внимание, что эту сторону симфонизма Бетховена - отзвуки эпохи фр. революции и последующей полосы наполеоновских войн - гораздо лучше передают дирижеры аутентистского лагеря - Арнонкур, Савалль, Норрингтон, Гардинер. Хотя по большому масштабу, мне, конечно, ближе титаны 20-века, жившие еще до Караяна.
Вот спасибо, хоть Вы меня поддержали. А то совсем меня тут обструкции подвергли - в старорежимные ретрограды записали. А как по мне, кто имеет уши, то там все это отчетливо слышно, также и в скерцо (специально переслушивал). Совсем уже нашу молодежь пропоганда революциями запугала, поэтому и Бетховен у них этакий метр, весь в себе абстрактный, а как по мне он самый жизненный и реалистичный из классиков и неразрывно связан со своей (кстати, наиболее интересной и яркой в истории) драматичной эпохой.
Эпохи, когда Бриссо, Верньо и их фракция, накануне своей казни устраивали торжественный прощальный пикник на всю ночь, с тостами, каждый из которых навсегда вошел в историю, а наутро шли на гильотину с пением Марсельезы. Это именно на этом пикнике Верньо сказал: "Революция пожирает своих лучших детей". Никто так не передал дух той эпохи, как Бетховен и, особенно, в симфониях №№ 2,3 и 5.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment