Редко когда научная литература достойна массовой рекламы. В данном сообществе ни к чему публиковать ссылки, например, на научные статьи даже если самому тебе они очень интересны. Но встречаются порой научные работы, с которыми хочется познакомить всех. Пример не единичный. Фрейда например, многие почитают, как сильного литератора, оставляя за кадром его научные достижения. С книгой Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», ситуация похожая.
Автор уже в предисловии просит воспринимать его работу как научную фантастику. Подход, который раскрывает для нас генетик и этолог Ричард Докинз мягко говоря, новаторский. От многих, даже у нас в Ладенте, приходилось слышать даже более крепкие выражения, вроде «мистификация» и «научная казуистика». Мне же, как человеку науки, в первую очередь бросилось в глаза, что сам автор, шаг за шагом раскрывая перед нами суть своих рассуждений, стремится не давать эмоциональных и этических оценок того, что ему приходится наблюдать.
Основная мысль этой работы заключена во взгляде на эволюцию. С одной стороны провозглашается пресловутый тезис, о том, что человек все-таки «венец творения», с другой, что самому «венцу», от этого нет никакой особенной выгоды, да и «творение», в своем библейском подходе не существовало и быть не могло. Все что правит этим миром - это однажды запущенный и миллиарды лет реализуемый в самых изощренных формах механизм сохранения целостности отдельных молекул. Все, что мы называем жизнью вплоть до отдельных эмоциональных состояний и поведенческих алгоритмов (сомнение, любовь, гнев) не более чем набор инструментов, которые служат вышеуказанной цели.
Докинз настоящий ученый, и подход его во всех смыслах научный. Начав с одноклеточных, двигаясь вверх по филогенетическому дереву, он раз за разом перепроверяет себя, оценивая все что видит в животном мире с позиций альтруизма, эгоизма и степени их взаимопроникновения. Тончайшим образом препарируются борьба за партнера, за пищу, стайная иерархия, забота о потомстве, жертвенность и жертвуемость.
Книга читается легко и захватывающе, поражает логикой и крепко берет темой. Пережив более пяти изданий, эта знаменита во всем мире. Сегодня уже она включена в учебные курсы всех ведущих мировых вузов, и кое-где в России.
Работа «Эгоистичный ген» не просто оказалась замеченной. Она имела целый ряд последствий, из которых основными можно выделить научные, социальные и религиозные.
К научным можно отнести именно иной взгляд на эволюцию. Докинз предложил свою концепцию зарождения жизни. И, что интересно, эта концепция рассматривает появление и развитие живых организмов как естественный путь любой материи. Т. е. населенность иных миров (хотя напрямую Докинз об этом не говорит) значительно более вероятна, чем мы привыкли думать. Жизнь это не чудо - а закономерность.
К религиозным последствиям можно отнести возмутительные с точки зрения теологов, но безупречные с точки зрения логики аргументы в пользу того, что никакого бога не существует. Докинз теперь личный враг церкви, и не только христианской. Смелость и тщание, с которой ученый проводит свои исследования, породили третью группу последствий - социальные.
Уже сегодня, во всем мире поклонники его работы исследуют мир по-новому, применяя в работе принципы оглашенные в книге. Эти люди самоорганизовались в некое подобие общества, у которого есть свои цели, чаяния и интересы. Последствия появления такой группы не замедлили проявиться в социуме. Уже сегодня по улицам Лондона ходят автобусы, где в салонах расклеена реклама с надписью «Бога, возможно, нет». Похожая реклама появилась также в Нью-Йорке.
Как бы то ни было, работа Докинза «Эгоистичный ген», яркое и запоминающееся явление. Она содержит, на мой взгляд, много полезной информации (особенно те места, где исследуется поведение), вполне применимой в повседневной жизни любым человеком. А также огромное количество просто интересных фактов о мире, в котором мы живем. Очень рекомендую.
К сожалению мне не удалось найти обложку русского издания, посему привожу английскую. Сам на полках не видел. Читал в сети.