Беловежская узкоколейная железная дорога (Kolejka leśna Puszczy Białowieskiej) - одна из четырёх сохранившихся на территории Польши лесовозных узкоколейных железных дорог и, во времена максимального развития, наиболее протяжённая из них. Из исходных 360 км рельсового пути колеи 600 мм в настоящее время используется всего 17 км, однако, железная дорога вполне достойна посещения при наличии свободного времени.
Пассажирский поезд подают на посадочную платформу станции Хайновка
Беловежская узкоколейная железная дорога (УЖД) пересекает национальный парк с соответствующим названием. Для Польши Беловежская Пуща - это главный лес страны, однако, с моей точки зрения, это самый обычный лес, каких много и в Польше, и в России. Следовательно, Беловежскую УЖД можно считать главной достопримечательностью Беловежской Пущи.
История Беловежской узкоколейной железной дороги
Лесная промышленность в Беловежской Пуще была развита во все времена, однако активная заготовка древесины началась во времена I мировой войны, когда в 1915 году немцы начали строительство лесопилок и завода по химической переработке древесины (в уголь технического и медицинского назначения, смолы, метиловый спирт и т.д.) в деревне Хайновка. Для вывоза леса было принято решение о строительстве сети железных дорог колеи 600 мм, и уже в 1916 году было построено 85 км магистральных железных дорог и до 200 км временных путей - усов, паровозные депо в Хайновке и Грудках, управление дороги и ремонтная база в Хайновке.
Схема железных дорог Беловежской Пущи
Скорость строительства Беловежской УЖД была обусловлена использованием труда 1200 немецких профессиональных строителей и военных, 3000 российских и французских военнопленных, местного населения. Для размещения строителей в Хайновке был построен целый город из деревянных бараков. Главной задачей строителей была скорость постройки сети железных дорог, потому на их качество внимания не обращали - пути укладывали на грунт, без насыпей и выемок, огибая неровности рельефа, мосты и путепроводы выполняли деревянными. Для работы на железной дороге из Германии было привезено 10 паровозов и большое количество лесовозных вагонов - сцепов.
Штат Беловежской УЖД в 20-е годы XX века включал около 1000 человек, за год железная дорога перевозила более 1 млн. м3 древесины. Всего за время оккупации во время I мировой войны немцы вывезли из Беловежской Пущи около 5 млн. м3 древесины.
В феврале 1919 года немцы покинули территорию Беловежской Пущи, практически полностью разобрав Беловежскую УЖД. В том же году в правительстве II Польской Республики было создано управление лесовозных железных дорог, которое начало восстановление Беловежской УЖД. К 1924 году сеть Беловежской УЖД по состоянию на 1919 год была восстановлена и приватизирована английской компанией "The Century European Timber Corporation", которая продолжила эксплуатацию железной дороги и строительство новых путей.
В 1929 году длина путей Беловежской УЖД достигла своего исторического максимума - 360 км, в том числе постоянных путей (магистралей) - 200 км. В том же году железную дорогу национализирует правительство II Польской Республики и организует отдельное управление лесовозных железных дорог Беловежской Пущи.
Несмотря на большую протяжённость железной дороги, культура производства была невысока - погрузка дерева на вагоны осуществлялась вручную, грузовая работа на станциях осуществлялась ручными лебёдками. Паровозов не хватало, и угля для них тоже не хватало, потому в качестве топлива использовали срубленную на месте древесину. В результате паровоз не развивал необходимой мощности и поезда ходили со скоростью пешеходов.
В 30-х годах XX века на Беловежской УЖД появились первые пассажирские вагоны (туристические и жилые - для проживания бригад лесорубов), передвижная мастерская, вагон-столовая и вагоны пожарного поезда. Все вагоны были выполнены своими силами в мастерских УЖД в Хайновке.
Наличие специальных туристических вагонов на Беловежской УЖД в то время объяснялось тем, что первый президент II Польской Республики Юзеф Пилсудский любил охотиться в Беловежской Пуще, а для поездок по лесу использовал как поезда с паровозом и вагонами, так и мотодрезину. Мотодрезина Юзефа Пилсудского сохранилась и в настоящее время находится в Варшавском музее железнодорожного транспорта (отделение в Сохачеве).
Дрезина Юзефа Пилсудского (Сохачев, 11.12.2010)
К началу II мировой войны на Беловежской УЖД работали 24 паровоза, годовой грузооборот составлял около 1 млн. м3 древесины. Численность штата железной дороги зависела от сезонных работ и достигала 1500 работников, в том числе 35 инженеров. Для проживания работников в Хайновке за счёт предприятия были построены 6 домов.
Во время II мировой войны железная дорога не менее активно, чем до войны, перевозила древесину. Кроме того, Беловежскую УЖД использовали для военных сообщений и для борьбы с местными партизанами. Последнее даже потребовало постройки бронепоезда - один паровоз и несколько вагонов узкоколейки обшили бронёй. За всё время оккупации немцы вывезли из Беловежской Пущи около 5 млн. м3 древесины.
После войны на Беловежской УЖД первым делом был организован регулярный пассажирский поезд сообщением Хайновка - Беловежа, поскольку линия колеи 1435 мм этого сообщения во время войны получила значительные разрушения. Новая граница между Польской народной республикой и Советским Союзом прошла примерно посредине Беловежской Пущи, так что единая Беловежская УЖД оказалась разделена на две части - с польской стороны осталось 158 км путей (из 360 км), 9 паровозов (из 24), 82 лесовозных сцепа, 3 пассажирских вагона и 12 товарных вагонов. Всё остальное было передано Советскому Союзу. К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе части Беловежской УЖД, оставшейся со стороны Белоруссии, неизвестны. В настоящее время от этой части железной дороги остался один плакат около деревни Каменюки с напоминанием о том, что в этой местности когда-то была разветвлённая сеть железных дорог. По некоторым трассам узкоколейки на территории Белоруссии проложены асфальтированные дороги.
В послевоенные годы грузооборот Беловежской УЖД был таким же значительным, как и до войны, ежегодно железная дорога перевозила более миллиона м3 древесины. Рекордным по грузообороту стал 1955 год, когда из Беловежской Пущи было вывезено более 2 млн. м3 древесины.
В 70-х годах XX века на замену паровозам пришли немецкие тепловозы V10C, которых было закуплено всего 9 штук (из них 3 работают и в настоящее время). Последний грузовой поезд с паровозом Tx-200 прошёл по путям Беловежской УЖД 22 декабря 1974 года. В то же время было построено новое депо, пункт экипировки тепловозов и управление дороги.
К сожалению, к концу 70-х годов объём грузоперевозок уменьшился, что было обусловлено истощением лесов Беловежской Пущи, соответственно уменьшилась протяжённость путей Беловежской УЖД. Небольшие объёмы леса из Беловежской Пущи узкоколейка вывозила вплоть до начала 90-х.
Современное состояние Беловежской узкоколейной железной дороги
Новейшая история Беловежской УЖД - это история развития железнодорожного туризма. В 1991 году, к 75-летней годовщине существования дороги, собственными силами был восстановлен паровоз Tx-112 и построены открытые и закрытые пассажирские вагоны. А 7 июля 1991 года на трассу от Хайновки до Топила (11 км) выехал первый туристический поезд.
В 1999 году железная дорога сменила оператора - новым владельцем Беловежской УЖД стало лесничество Хайновка, а в 2001 году для туристических перевозок был открыт участок Хайновка - Постолово (6 км). С тех пор ежегодно в летний период 4 раза в неделю из Хайновки отправляются пассажирские туристические поезда. Если к отправлению поезда собирается более 40 пассажиров - поезд едет до Топила, если меньше - до Постолова. По предварительной договорённости с Беловежской УЖД возможно формирование специального поезда в любое время года.
В 1992 году Беловежская Пуща была занесена в перечень мирового наследия ЮНЕСКО, что в целом оказало положительное влияние на Беловежскую УЖД - значительная часть сооружений железной дороги (сохранившаяся к тому времени) попала под охрану Беловежского национального парка. Большое количество разнообразного подвижного состава сохранилось на станциях Хайновка, Топило и Глушец, причём последняя не имеет сообщения с Хайновкой по причине плохого состояния пути и используется в качестве музея подвижного состава.
В 2006 году по инициативе лесничества Хайновка был разработан проект капитального ремонта пути и организации движения пассажирского туристического поезда по маршруту Беловежа - Хайновка - Постолово - Глушец (около 40 км). К сожалению, этот проект до сих пор не реализован по причине протестов экологов.
Ежегодно железная дорога перевозит более 15 тыс. пассажиров.
От Хайновки до Топила
Моя первая поездка на поезде сообщением Хайновка - Топило состоялась 24.07.2008. В тот год во время летнего отпуска я посетил четыре польские узкоколейки, проехав поездами (в основном) по маршруту Екатеринбург - Москва - Львов - Пшемысль - Цисна (Бещадская лесовозная железная дорога) - Жешув - Пшеворск (Пшеворский подъездной путь,
http://ru-uzd.livejournal.com/174316.html) - Краков - Белосток - Элк (Элцкая узкоколейная железная дорога) - Хайновка (Беловежская УЖД) - Гродно - Москва - Екатеринбург.
Для посещения сразу двух узкоколеек северо-востока Польши (в Элке и Хайновке) в числах 22-25.07.2008 я остановился в столице Полесья - городе Белостоке, расположенном примерно посредине между Элком и Хайновкой и имеющем хорошее транспортное сообщение с Гродно, куда дальше лежал мой путь.
Белосток и Хайновку разделяют 64 километра, так что для того, чтобы попасть на утренний поезд до Топила, из Белостока пришлось выехать (на автобусе) в 6 утра. В принципе, до Хайновки можно доехать и на поезде, но поезда в этом "краю зубров" ходят нечасто.
Станция Хайновка широкой колеи выглядит заброшенной
От станции Хайновка широкой колеи 1435 мм до станции с аналогичным названием узкой колеи 600 мм нужно идти около километра. Когда-то их соединял подъездной путь колеи 1435 мм, а на станции Хайновка Беловежской УЖД был организован перегруз леса на вагоны широкой колеи, но в настоящее время следов этой деятельности не осталось.
Уже на подходах к станции Хайновка Беловежской УЖД встречаются различные образцы подвижного состава, установленные в виде памятников.
Лесовозный сцеп в роли памятника
Паровоз HF в роли памятника
На путях станции стоит большое количество разнообразного подвижного состава - пассажирские вагоны, платформы, грузовые вагоны, путевой струг. Весь подвижной состав находится в отличном состоянии.
Путевой струг
Закрытые пассажирские вагоны
Открытые пассажирские вагоны
Депо было открыто, внутри стояли два тепловоза V10C, ремонтируемый пассажирский вагон и шестиместная мотодрезина.
Депо
Тепловозы V10C в депо
Ремонтируемый пассажирский вагон
Шестиместная мотодрезина
Кроме депо на Беловежской УЖД имеются ещё два небольших здания, расположенных рядом с посадочной платформой - кассы и туалет.
Билет на поезд
В 9.30 к посадочной платформе подошёл поезд из двух вагонов, которые тут же были атакованы туристами, поскольку сидячих мест в вагонах было заметно меньше, чем туристов. Чуть позже к поезду подцепили ещё два вагона, и тогда места всем хватило.
Интерьер открытого пассажирского вагона
В 10.00 поезд сообщением Хайновка - Топило отправился в путь через Беловежскую Пущу. Всё время в пути поезд идёт не останавливаясь по прямой через леса, поляны и болота. Из искусственных сооружений в пути встретились несколько небольших мостов через речки и путепровод линии широкой колеи 1435 мм Хайновка - Беловежа.
В пути до Топила
Путепровод линии широкой колеи Хайновка - Беловежа
Сразу же по въезду в Беловежскую Пущу обнаружилось неприятное явление - гнус. Такого количества разнообразных жалящих насекомых в Польше я больше нигде не встречал. Потому на подъезде к Топилу было лишь одно желание - как можно раньше выйти из поезда. Причина очевидна - значительная часть территории Беловежской Пущи заболочена, что отражается в том числе и в названии населённого пункта - Топило.
Источник гнуса Беловежской Пущи
Болото у лесного посёлка Топило
На станцию Топило поезд прибыл в 11.00, затратив на путь протяжённостью 11 км один час времени. Таким образом, средняя скорость поезда составила 11 км/час, что вполне нормально для железной дороги колеи 600 мм.
Поезд прибыл на станцию Топило
Поезд на станции Топило
Лесной посёлок Топило был создан в центре Беловежской Пущи при строительстве железной дороги как посёлок лесорубов. В настоящее время в посёлке проживает несколько десятков человек, основным занятием которых является обслуживание туристов, посещающих Беловежскую Пущу, а также охрана государственной границы, проходящей в нескольких сотнях метров от посёлка.
Станция Топило имеет два достаточно протяжённых пути и тупик, на котором установлен паровоз Ту-3811, пассажирский вагон и несколько лесовозных сцепов. На посадочной платформе имеется навес. Напротив посадочной платформы расположен бар "Ostatni Grosz" ("Последний грош"), в котором в летнее время вечерами ежедневно звучит живая народная белорусская музыка.
На станции Топило поезд стоит час, и большая часть туристов этот час проводят в баре. Я же отправляюсь дальше - рассматривать станционную инфраструктуру. Тем временем на станцию прибывает ещё один, специальный поезд из Хайновки (тепловоз V10C и два вагона). Машинисты решают нетривиальную задачу обгона сразу двух составов двумя тепловозами на двух путях.
Пути станции Топило совсем заросли травой
На станции Топило маневрируют сразу два состава
Перерыв в манёврах, машинист пьёт пиво (в Польше это нормальное явление)
Подвижной состав в тупике станции Топило
Далее иду по путям в сторону Белоруссии. Пути заканчиваются на приграничной дороге, используемой пограничниками для охраны государственной границы. За границей, обозначенной забором из колючей проволоки, на территории Белоруссии, путей не видно.
В том лесу за полянкой - территория Белоруссии
По возвращении на станцию остаётся ещё немного времени для осмотра моста через речку Лесную (Leśna) и прогулки по болоту по насыпи железной дороги.
Мост через речку Лесную
Болото у лесного посёлка Топило
В 12.00 поезд отправляется в обратный путь до Хайновки. Наученный горьким опытом общения с гнусом при поездке по Беловежской Пуще в открытом вагоне, обратно еду в закрытом вагоне.
Интерьер закрытого вагона
Ещё один вид Беловежской Пущи
Обратная дорога до Хайновки также занимает час времени, и к 15.00 доезжаю на автобусе до Белостока.
Поездка по Беловежской УЖД 24.07.2008 оставила сложные впечатления. Из положительных моментов - знакомство с ещё одной узкоколейкой, из отрицательных - обилие гнуса и незначительная продолжительность поездки (всего 11 км). Собственно Беловежская Пуща не произвела на меня никакого впечатления - лес как лес, не более того.
Специально на Беловежскую УЖД, наверное, ехать не стоит, но если есть время по пути из Польши в Белоруссию остановиться на границе - посетить эту узкоколейку вполне можно.
А.А. Косяков
доцент ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения"
г. Екатеринбург