В качестве дополнения к своей давнишней серии про
Румынию, напишу про два маленьких провинциальных белорусских городка, расположенных в глубине Витебской области - Докшицы и Лепель. Именно сюда мы убежали от румынской грязи и разгильдяйства, ставших для нас большим сюрпризом. Беларусь вообще славится своей чистотой и ухоженностью, дополняемой ностальгическими СССР-оподобными видами, а после Румынии здесь вообще был рай.
В этом посте прогуляемся по Докшицам - тихому и маленькому городку, настоящей белорусской провинции, далёкой от туристических маршрутов.
1. Первое упоминание Докшиц (или как иногда пишут Докшицы, будто в женском роде) относится к 1407-му году, когда об этих территориях, входивших в состав Великого княжества Литовского, идёт речь в грамоте князя Витовита. В ней, в частности, упоминаются селяне-данники «doxyczahe».
Напротив райисполкома - что-то типа торговой площади. Вроде бы на ней же - автовокзал:
2. До этого в Беларуси мы были только в Минске, и ещё в паре городов ну совсем уж проездом. Если про Минск и так всё понятно - образцово-показательная столица, в которой европейская аккуратность встречается с советской архитектурой, то на белорусскую провинцию очень и очень хотелось посмотреть, увидеть своими глазами хвалёную чистоту и прилизанность. В результате, первое, с чего я начал прогулку по городу, едва выйдя из машины, - нервное кручение головой во все стороны в поисках "аккуратности" и фотографирование каждой клумбы, пешеходного перехода и ровного заборчика.
А вот и сам райисполком - что-то вроде нашей районной администрации.
3. Докшицы не обманули моих надежд - тут правда оказалось очень мило. Действительно чисто, везде клумбы, аккуратные покрашенные бордюры, элементы декора. Да что я Вам говорю - кто был в Беларуси, прекрасно знает, что здесь так везде. Визуальная разница между городами, вплоть до областных центров и столицы, минимальна - она заключается в этажности, наличии вывесок и сферы услуг. А так Беларусь равномерно опрятна и скромна. Но Докшицы не отталкивают каким-то показным благополучием - чисто и аккуратно, но душевно и по-родному.
Перед райисполкомом - фонтан с амфорами:
4. Извиняюсь, кстати, за фото в таком дурацком цвете - фотоаппарат был совсем новый, и настраивали его на ходу. Плюс ещё и августовское солнце на Витебщине пекло нещадно...
5. Докшицы, а особенно Лепель, который покажу в другой раз, удивили немноголюдностью. В Лепеле мы вообще в какой-то момент поняли, что мы чуть ли не одни в городе посреди бела дня. И вроде бы какая-то жизнь смотрит на нас из-за угла - ходят куры, из домов идёт дымок, на центральной площади ещё можно на кого-то наткнуться. Но банальных прохожих нет. Город словно вымер. Исключение составляли лишь свадебные процессии, в обоих городах.
6. С чем это связано не знаю. Может быть, все на работе, хотя это вроде бы были выходные. Может быть, все поголовно заняты домашними делами. А может на заработки уехали, и реальная численность города намного ниже номинальной.
Рядом с райисполкомом - главная достопримечательность Докшиц - Покровская церковь 1903-го года:
7. В XIX-м веке на этом месте располагалась деревянная униатская церковь, которая сгорела в 1812-м в ходе боевых действий. Её отстроили заново, и в 1839-м она отошла православной цервки. В 1903-м вместо разобранной деревянной построена нынешняя церковь.
8. Здесь, за пределами Минска, мы познакомились с белорусским сервисом. Или, как его любят называть, "совковым" сервисом. Здесь я понял, что в России совкового сервиса уже давно нет (его остатки встречались разве что в
Мордовии). Заключается он в том, что продавец (или иной персонал, оказывающий некие услуги за деньги) считает себя хозяином положения. Т.е. не ты принёс деньги как клиент и тебя нужно удовлетворить, а ты должен порадовать продавца, дабы он снизошёл, чтобы что-нибудь продать.
9. Материальной заинтересованности никакой. В порядке вещей в магазине при обращении к продавцу (например, "Здравствуйте!") увидеть недовольство на лице и услышать "Ну чего?". Свой товар вполне можно получить путём швыряния его на прилавок. Вполне можно остаться вообще без обслуживания, если ты не понравился. Презрительные испепеляющие взгляды раздаются бесплатно в неограниченных количествах.
Движемся по центральной Ленинской улице. Впереди справа зеленеет солидное здание Беларусбанка:
10. Не будем сгущать краски - в провинциальном белорусском сервисе есть и обратная сторона. Если продавец в хорошем настроении (а такое бывает не реже чем обратное) - тебе искренне, по-настоящему улыбнутся (а не московской корпоративной натянутой улыбкой "чем я могу Вам помочь?"), тебе помогут с выбором, с тобой пообщаются, и в случае наличия у тебя каких-то проблем - их решат в твою пользу.
Плакат, призывающий непонятно к чему:
11. Например, в гостинице недалеко от польской границы мы забыли нож. На обратном пути заехали спросить на всякий случай - не нашли ли они его? Они его найти не смогли, но выдали другой нож из гостиницы, как я ни сопротивлялся и не убеждал, что это не принципиально.
Искренность и душевность даже в торговых отношениях - характерная черта жителей Белоруссии. В России их за 25 лет почти растеряли. На западе, по-моему, их вообще никогда не было.
Киноконцертный зал:
12. Во время первых визитов в Беларусь от пресловутой "аккуратности", конечно, челюсть отвисала, и возникала некая добрая зависть. Теперь, поездив по России, эти чувства слегка притупились - в РФ есть и отдельные городки на таком же уровне (
Андреаполь, Семёнов), есть и целые регионы, где не хуже Беларуси (
Татарстан,
Мордовия), а где-то даже и получше (
Белгородская область). Всё это, конечно, не отражается на уважении к РБ, зародившемся с первого ночного проезда страны на поезде и живого по сей день.
От белорусского написания названия города прилежные младшеклассники должны вздрогнуть:
13. Впрочем, о младшеклассниках здесь тоже позаботились, хотя до 1 сентября ещё целый месяц:
14. Внутри универмага - ностальгическое советское панно и мраморная лестница. Впрочем, плазме здесь висеть тоже ничего не мешает:
15. Великая Отечественная оставила на Докшицах глубокий шрам, как и на всей Беларуси. С 1941-го по 1944-й город был оккупирован. В окрестностях Докшиц действовали партизанские отряды, нападавшие на располагавшийся в Докшицах немецкий гарнизон. Фашисты уничтожили в Докшицах и окрестностях почти 5000 человек. Всего в Докшицком районе погибло более 20 тысяч человек, было сожжено 97 деревень, из них 3 - вместе с жителями. На месте одной из них - Шуневки - установлен мемориальный комплекс.
Памятник освобождения г. Докшицы. Установлен в 1979-м году в честь освобождения города и района летом 1944-го:
16. В парке в центре города установлен памятник Ивану Полевому, лётчику Красной армии, совершившему 125 боевых вылетов. Во время выполнения боевого задания в августе 1944-го Полевой был смертельно ранен. Выполнив задачу, он потерял сознание от потери крови, после чего самолёт упал на территории Витебской области. Похоронен здесь, в Докшицах.
Рядом с памятником также находится захоронение воинов и партизан, погибших на войне:
17. Если почитать историю Докшиц, складывается ощущение, что до вхождения в состав Российской империи город исключительно переходил из рук в руки между польско-литовскими помещиками. Большую часть времени Докшицы принадлежали богатому роду польских промышленников Кишков. Город дарили, отдавали, продавали, наследовали, делили, разве что в карты не проигрывали, хотя кто знает. Жители при этом платили дань, и ничем кроме этого никого не интересовали.
Докшицкая школа искусств:
18. Вот такие страницы истории:
«После смерти Монивида в 1423-м, Докшицы перешли к его сыну Яну. После его смерти наследниками стали две сестры - Ядвига и Софья. При разделении наследной собственности, часть дворов в Докшицах досталась Ядвиге, а часть - Софье.
В дальнейшем Докшицы претерпели еще большее дробление между собственниками».
Типичный для провинциальной Белоруссии, да и России, ресторан с названием в честь самого значимого природного объекта в окрестностях:
19. «Доля Ядвиги отошла к ее дочери Софьи, которая в конце XV в. вышла замуж за князя Александра Юрьевича Гольшанского, а после её смерти в 1517, её наследство было разделено между четырьмя её дочерьми и сыном Павлом, вильнюсском епископом.
Один из сыновей Анны Гольшанской и Николая Паца, Доминик, в 1557 г. продал часть данников «на Руси в Докшицах» Станиславу Садовскому, служителю помещицы Ганны Кишчиной. Последняя в апреле 1560 г. купила долю Садовского в Докшицах за 300 литовских грошей, а через шесть месяцев подарила Докшицких данников («Родных» и купленных «на вечность») служителю Петру Скалдицкому». Данники - это жители Докшиц.
Одно из двух-трёх сохранившихся гражданских довоенных зданий города. Возможно, самое старое:
20. Мы выходим к запруде на р. Березина - той самой печально известной у французов реке, где при отступлении потерпел сокрушительное поражение Наполеон. Березина - самая длинная река, целиком расположенная в Беларуси.
21. Березина в Докшицах - это символ и имя. Как Валдай в
Валдае, как Селигер в Осташкове, как Нева в Петербурге.
22. Около пруда в Докшицах организован большой ухоженный парк с прокатом лодок, клумбами, скамейками, беседками и прочими прелестями. Почти ПКиО.
23. Эта символическая беседка под названием "исток р. Березина" призвана потешить самолюбие докшичан - на самом деле исток реки расположен на болотах, в километре от города.
24. Почти во всех войнах, происходивших в Восточной Европе, Докшицам, как и всей остальной Беларуси, сильно доставалось. Здесь происходили события Столетней войны, в ходе которых шведы сожгли Докшицы, здесь проходил Наполеон, который разграбил и сжёг Докшицы, во время Первой мировой Докшицы были прифронтовым городом, который ненадолго оккупировали немцы, а в ходе Великой Отечественной они уже мало что оставили от города и его жителей... Даже татары пробегали через эти края и вилейские повстанцы весной 1831-го бились с царскими войсками близ Докшиц.
От пристани отчалили две лодки - это свадьба продолжила праздник на воде:
25. После 2-го раздела Речи Посполиой в 1793-м Докшицы были присоединены к Российской империи, и через два года получили статус города. Правда, этот статус Докшицы быстро потеряли и снова стали городом лишь в 1940-м.
26. Старые многоквартирные бараки мило покрашены, деревца высажены в ряд и побелены. Красота, рай перфекциониста...
27. Большую же часть Докшиц составляет частный сектор. Вобщем-то, чего-то кроме него здесь два-три квартала. Зато частный сектор прекрасен - ровные заборчики, добротные дома, плодовые деревья, домашние животные и дымок из труб. Самое лучшее слово для описания - "домовито".
28. Иные дома весьма изобретательны по части декора, хотя материалы тривиальны:
29. В целом Докшицы город довольно скучный. И даже не внешим видом - тут как раз наоборот, жителю мегаполиса будет довольно интересно. Скорее из-за общей сонливой и дремотной атмосферы и почти полного отсутствия людей на улицах. В принципе, как я уже подмечал в посте про белгородское
Шебекино, скука в маленьком городке - показатель благополучия. Но куда же все жители подевались?
30. Встречается и разруха, и заброшка. Всё же, люди и в крупные города уезжают, и умирают, не оставляя после себя никого...
31. В частном секторе встречаются такого вот образца колонки для набора воды:
32. Они повсеместно используются - видимо в частных домах водопровода здесь нет. Как и газа, на что намекает отсутствие газовых труб и наличие сараев с дровами на приусадебных участках.
33. Согласно переписи 1897-го года, более трёх четвертей жителей Докшиц были иудеями. Т.е. город фактически был еврейским. В Докшицах во время оккупации действовало гетто. При его закрытии почти всех евреев (около 4000 человек) уничтожили. Сегодня их здесь осталось 1-2 человека.
В Докшицах имеется значительных размеров еврейское кладбище.
34. По городу ползают колорадские жуки.
35. Кто-то построил новый дом, а старый оставил то ли как бытовку, то ли как память.
36. Железной дороги в Докшицах нет - ближайшая станция находится в 12 км. от города. Связь с внешним миром только по автодорогам, благо что их много и они хорошего качества.
37. Креативный забор из сочетания деревянного частокола и каменного основания:
38. Несмотря на войны, Докшицы старались развиваться и жить. К середине XIX века в городе было 2 завода: винокурный и медоварный. После отмены крепостного права в районе появились 3 винокурных, пивоварный и сахарный заводы.
39. Сегодня в Докшицах работает молочно-консервный комбинат, хлебозавод и строительный комбинат. Работники последнего, кстати, во время нашего визита отмечали день строителя, оккупировав одно из двух докшицких кафе. Второе было занято свадьбой. Чем ещё живут Докшицы непонятно - видимо, сельским хозяйством.
Простые, но достаточно симпатичные новостройки. Очередная параллель с
Мордовией:
40. На окраине города нашёлся действующий католический Троицкий костёл. Построен в 1994-м году, т.е. католичество в сегодняшней Беларуси развивается. Внешне - достаточно симпатичен, особенно порадовали обильные клумбы и декор. Изнутри слышалась музыка - видать, шла служба.
41. Вообще конечно красота Беларуси не в городах - из-за войны в них мало что интересного осталось. Хотя они и интересны сами по себе, своей ухоженностью и аккуратностью. В Беларуси притягивает природа - огромное количество живописных озёр с перелесками по берегам, реки, вездесущие аисты. Приятный климат - средней полосы, но мягче, чем в центральной России.
42. Плюс ко всему природа в Беларуси ухожена до каждой веточки и травинки, примерно как в
Марий Эл. Умилил дорожный знак "Осторожно, лягушки!", призывающий не давить выпрыгивающих на дорогу земноводных.
В целом, Докшицы - приятный тихий сонный городок, отражающий общий визуальный образ востока Беларуси, если не всей страны. Отдельно сюда вряд ли кто поедет, но оказавшись где-то неподалёку, вполне можно заглянуть.