Курица, несущая золотые яйца - для Байройта это, без сомнения, оперный театр Рихарда Вагнера, где ежегодно проходит самый престижный в мире одноименный оперный фестиваль. Каждое лето в течение четырех недель, с середины июля до середины августа, в Байройте собираются самые влиятельные люди Германии и большое число поклонников творчества Рихарда Вагнера. Именно в этом театре, построенном самим Вагнером-композитором для постановки своих опер, можно услышать, как должны были звучать оперы по замыслу их автора.
Рихард Вагнер (Richard Wagner) - великий немецкий композитор, чья спорная репутация мутила воду во время его жизни и продолжает подымать вечные споры вокруг его личности. О личности Вагнера я упомяну в самом конце репортажа, а сначала я хочу рассказать, как Вагнер попал в Байройт и как в этом отдаленном аграрном уголке Баварии возник оперный театр мирового класса.
В 1871 году в Байройт приехали Рихард Вагнер с женой, о чем даже написали в местной газете. После отказа короля Баварии Людвига Второго Вагнер приехал в Байройт, чтобы осмотреть давно не использовавшийся княжеский оперный театр. Как самый большой оперный театр Германии в 18 веке, здание оставалось одним из крупнейших немецких театров и в 19 веке. Старый театр (
читать обязательно) оказался недостаточно большим для масштабных опер Вагнера. Тем не менее, некоторые обстоятельства вынудили Вагнера остаться в городе надолго.
Скупая внешняя отделка - это не следствие разрушение войны, а желание автора
В 1871 году Байройтом правил очень дальновидный бюргермайстер (городской глава) Теодор Мункер (Theodor Muncker). Он осознал, какой сильный экономический и социальный эффект будет иметь переезд в этот отдаленный уголок Баварии Рихарда Вагнера. Мункер самостоятельно выделил из городских владений землю под постройку оперного театра, я подключил к делу крупный местный банкир Фридриха Фойстеля (Friedrich Feustel). Вместе они пригласили Вагнера на встречу и раскрыли карты. Речь шла о строительстве неудавшегося в Мюнхене проекта оперного театра по проекту самого Вагнера. Король Людвиг Второй, который к тому моменту мечтал избавиться от Вагнера, лезшего в политические дела королевства, был рад отъезду своего кумира из столицы. Интересы сошлись, и супруга Вагнера Козима записала в своем дневнике «Строим, и тем лучше».
Вилла Ванфрид, где поселились Вагнер с супругой. Перед главным входом расположен бюст молодого короля Баварии Людвига Второго, воплотившего мечты Вагнера в реальность
Вагнер поселился в Байройте, и некоторое время проживал в отеле Фантази (Hotel Fantasie), пока строился его новый дом, вилла Ванфрид (Villa Wahnfried). Землю для постройки дома также выделили из городских владений. Сегодня здесь разместился музей Вагнера, о котором я расскажу в отдельном посте.
Бюст Вагнера в одноименном парке
Вернемся к новому оперному театру. В день рождения Вагнера, 22 мая 1872 года был заложен первый камень в основание будущего театра. В честь этого радостного события Вагнер лично дирижировал Девятую симфонию Бетховена в королевском оперном театре в старом городе. Новый театр назвали театром фестивалей Вагнера (Wagners Festspielhaus), так он называется до сих пор.
Лицо Вагнера, как символ Байройта, тиражируется на футболках, кеках, зонтиках и чашках
Основную сумму средств на строительство удалось собрать путем выпуска сертификатов. Работы активно продвигались вплоть до 1873 года, пока внезапно не закончились собранные на пожертвования спонсоров деньги. На помощь пришел король Баварии Людвиг Второй, выделивший в 1874 году недостающую сумму денег. Благодаря ссуде в 400 000 марок, которую семья Вагнера полностью выплатила с процентами к 1910 году, театр был завершен к лету 1876 года. С 13 августа 1876 по 17 августа здесь был впервые показан миру оперный цикл «Кольцо Нибелунгов» (“Ring des Nibelungen”), состоящий из 4 опер общей продолжительностью 15 часов.
Оперный театр Вагнера вскоре после открытия, 1873? (
отсюда)
На открытие фестиваля приехало много известных личностей. Так, среди прочих, в первый год фестиваля Байройт посетили император Вильгельм Второй и австрийская императрица Сиси, художник Ренуар и скульптор Роден, писатели Марк Твен и Джордж Бернард Шоу. Тогдашний Байройт оказался совершенно не готовым к первому фестивалю, в городе не хватало гостиниц и ресторанов. Петр Ильич Чайковский так описывал Байройт в своем дневнике: «Приходиться сражаться за каждый кусок хлеба и каждый бокал пива».
Давайте теперь отвлечемся от истории и осмотрим здание театра.
Внешнее оформление театра выглядит крайне скромно, особенно по сравнению с другими известными оперными театрами мира. Это не случайность - Вагнер был крайне аскетичным человеком и ценил функциональность выше декора.
Интерьер зрительского зала театра непривычно голый и почти полностью лишен декора
Внутренний декор театра поражает ещё большим аскетизмом. Здесь нет привычных для обывателя неоклассических гирлянд или пышных порталов, маскаронов и ажурных подсвечников. Архитектура зрительского зала подчинена единой функции: ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на сцене. Ничто - даже оркестр должен быть скрыт от взоров зрителей. Оркестровая яма - навязчивая идея Вагнера с дней первых мыслей о собственном театре, которые он вынашивал более двадцати лет. В вагнеровском театре оркестр должен располагаться буквально под сценой. С внешней стороны оркестровая яма накрыта «ракушкой». Функция ракушки заключается в отражении звука и направлении его сначала на сцену, и лишь отразившись от сцены - в зрительский зал. Таким образом, мелодия оркестра и пение артистов движутся в зал в едином направлении, если так можно сказать.
Из оркестровой ямы едва видно сцену и совершенно не видно зрителей. Дирижер во время представлений сидит: только так можно выдержать два с половиной часа работы в помещении, где температура подымается до сорока градусов по Цельсию
Из-за концептуальной формы оркестровой ямы, работать здесь очень трудно. В театре совершенно отсутствует отопление и кондиционирование, так как эти системы, по мнению Вагнера, своим шумом вредили бы акустике. Таким образом, во время опер, каждый акт которых длится, как правило, около двух с половиной часов, температура в яме может достигать 40 градусов по Цельсию. Для того, чтобы хоть как-то пойти музыкантам навстречу, организаторы фестиваля разрешают музыкантам одеваться в пляжную одежду: буквально, шлепанцы и майка - привычный «смокинг» музыканта на фестивале Вагнера. Это никак не вредит имиджу фестиваля, ведь оркестровая яма полностью скрыта от зрителей, так что оркестр и зрители никогда не видят друг друга.
Зал выполнен в форме амфитеатра
Форма зрительского зала также уникальна: в отличие от привычного театрального зала в форме лошадиной подковы с партером в центре и ложами по бокам зала, в театре в Байройте нет лож и ярусов. Зал выполнен в форме древнегреческого амфитеатра. Посадочные места здесь расположены в партере, который поднимается от сцены к концу зала. Каждый зритель имеет одинаково хороший вид сцены, и даже те, кто покупает места с самого края ряда, не будет видеть происходящего за кулисами, как это часто бывает в других операх мира.
Такое расположение дверей также указывает на зал в форме амфитеатра
Во имя акустика в вагнеровском театре было пожертвовано не только оформлением, но и комфортом: зрители сидят на откидных деревянных стульях, как в старых университетских аудиториях. Эти стулья выполнены из дерева, как и вся внутренняя отделка театра. Как известно, дерево считается лучшим материалом по своим акустическим свойствам. Сидения партера не прикручены к каменному полу. Напротив, под низом находится большая пустота, а все стулья держаться на огромном деревянном помосте. Эта пустота, в свою очередь, усиливает звук, исходящий со сцены, что позволяет добиться ещё лучшей акустики.
По периметру зала расположены колонны. Они выполняют декоративную (зрители сидят в форме расходящегося от центра круга сектора) и акустическую (деревянные колонны усиливают звук, доносящийся со сцены) функции
Что ещё более удивительно, так это отсутствие в оперном театре самого главного его украшения - огромной хрустальной люстры. После всего сказанного выше становится очевидным, что если в жертву акустике были принесены ложи, оркестровая яма и даже сидения, то о люстре нечего было и говорить. Освещение зала производится с помощью светильников, закрепленных на колоннах по периметру зала. Так как их света недостаточно даже для того, чтобы прочесть программу, основной свет в театре исходит со сцены. На моих фотографиях отчетливо виден шум, вызванный необходимостью снимать с рук в очень темном помещении на высокой выдержке.
Пожарная безопасность - важный фактор в театре, где большая часть интерьера выполнена из дерева
Даже занавес в театре открывается не так, как исторически принято в других театрах. Обычно занавес поднимается вверх, тогда первое, что видит зритель - ноги танцоров и певцов. Такой эффект не устраивал Вагнера, и тогда он разработал собственную схему: с помощью канатов занавес сначала раскрывается в сторону, как штора, а потом поднимается вверх. Такой занавес получил название вагнеровского.
Эти канаты приводят в движение не только занавес, но и всю сцену
Попасть в оперный театр совсем непросто: поклоннику творчества Вагнера необходимо зарегистрироваться и стать в очередь в ожидании билетов. Средний срок ожидания билета составляет от семи до десяти лет. Стоимость билета колеблется от 30 евро в последнем ряду верхнего яруса до 280 евро в первых шести рядах. Так как театр работает по назначению лишь один месяц в году, то во все остальное время года сюда можно попасть с экскурсией.
Декорации
После открытия театра первым фестивалем в 1876 году, прошло ещё целых 6 лет без единой постановки. В 1882 году Вагнер поставил на сцене своего театра оперу "Парсифаль" ("Parsifal"). На премьере присутствовал лично король Баварии Людвиг Второй.
За сценой расположены загадочные стальные конструкции
В 1883 году Вагнер скончался в Венеции, где проходил курс лечения легких. Его гроб привезли в Байройт и похоронили в саду виллы Ванфрид. Оперный фестиваль должен был продолжаться, и за его проведение взялся зять Вагнера, пианист и композитор Франц (Ференц) Лист (Franz Liszt).
Лист руководил фестивалем недолго - в 1886 году он простудился и вскоре скончался. С тех пор фестивалем руководила вторая жена Вагнера, дочь Листа, Козима (Cosima).Считается, что именно благодаря ней фестиваль удалось поставить на твердую основу. Козима, во всем следовавшая завещанию своего покойного мужа, сделала фестиваль Вагнера одним из наиболее реномированных оперных фестивалей в мире. Её бюст украшает парк, раскинувшийся у подножия «зелёного» холма (Grüner Hügel), с вершины которого взирает на весь Байройт оперный театр.
Потом была война, инфляция, Веймарская республика и национал-социализм. Во всей этой истории семья Вагнера показала себя совсем не с лучшей стороны. Сильные антисемитские взгляды самого Вагнера не могли не отразиться на воспитании детей. Помимо антисемитизма, Вагнер страдал принципиальным пренебрежениям к всем правилам человеческих взаимоотношений. Так, он увел у своего друга, композитора фон Бюлова, его жену Козиму; он отобрал у архитектора Земпера первоначальный проект оперы в Мюнхене и без его согласия воплотил его в жизнь в Байройте; пользовавшись любовью короля Баварии Людвига Второго, он пытался управлять политикой государства, чего король всячески пытался избежать; в конце концов, даже философ Ницше отрекся от дружбы с Вагнером, заявив, что последний недостоин умереть в своей гостиной, а должен умереть в тюрьме.
Складывается впечатление, что Вагнер принципиально «шёл по трупам», пренебрегая общественными нормами поведения и взаимоотношений. С точки зрения человеческой логики кажется несправедливым, что человек, совершавший такие паршивые поступки во время жизни, стал единственным композитором в истории музыки, получивший в распоряжение собственный оперный театр, где, согласно завещанию, можно ставить только его собственные оперы. Вагнер реализовал свою мечту, при этом оставив после себя негативную репутацию, отбрасывающую тень на высокое искусство его музыки.
Самый известный кадр из Байройта не менялся вот уже последние пятьдесят лет
В Байройте не принято обсуждать личность Вагнера. Здесь не скрывают историю и не подменяют факты, но Вагнер для Байройта - наполовину святой. После условного примирения, подписанного в саду виллы Вагнера в 1948 году между правительством и потомками композитора, негативные стороны из прошлого этой семьи стараются больше не вспоминать. В конце концов, где был бы сегодня Байройт без оперного фестиваля Вагнера?
Также рекомендую ознакомиться с моими репортажами о
Королевском оперном театре (Markgräfliches Opernhaus) и о
Новом дворце в Байройте (Neues Schloss in Bayreuth).
Оригинал записи. Больше репортажей о Германии - у меня в ЖЖ по тегу
Германия.
Если вы хотите следить за новыми репортажами,
добавьте меня в друзья.