С этим постом я загрузил тысячную фотографию в
свой аккаунт на панорамио. Ура!
Пожалуй, самым ценным зданием с архитектурной точки зрения в Байройте является придворный оперный театр (Markgräfliches Opernhaus). Это - крупнейший оперный театр 18 века в Германии, его барочный зрительный зал выполнен полностью из дерева. Театр отлично сохранился до наших дней, и сегодня является кандидатом на включение в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Зрительный зал выполнен полностью из дерева
На этом этапе я столкнулся с проблемой перевода названия театра на русский язык. Точный перевод названия "Markgräfliches Opernhaus" - «Маркграфский оперный театр», звучит, на мой взгляд, совсем не по-русски. Я предпочитаю адаптировать названия для легкости восприятия текста. Markgräfliches Opernhaus можно перевести как придворный или княжеский (королевский) оперный театр.
Спиной к оперному театру стоит бюст маркграфини Вильгельмины, по желанию которой он был построен
Королевский оперный театр был построен в 1744-48 годах по заказу маркграфини Вильгельмины (Markgräfin Wilhelmine), супруги маркграфа Байройта Фридриха (Markgraf Friedrich), сестры прусского короля Фридриха Великого (Friedrich der Große). Открытие театра было приурочено к помолвке дочери маркграфов Байройта Елизаветы Фридерики Софии (Elisabeth Friederike Sophie) с вюрттембергским герцогом Карлом Евгением (Württemberger Herzog Carl Eugen). Это событие запечатлено в надписи над графской ложей.
Княжеская ложа. Орел символизирует принадлежность макрграфини к прусской королевской фамилии
Сдержанный фасад из натурального камня был спроектирован Жозефом Сен-Пьером (Joseph Saint-Pierre). Внутреннее оформление оперного театра было поручено самой известной династии театральных архитекторов Европы эпохи барокко, Бибьена - архитектору Джузеппе Галли да Бибьена (Giuseppe Galli da Bibiena). Он был приглашен в Байройт из Дрездена, где он ранее руководил расширением оперного театра во дворце Цвингер (Zwinger). Строительство театра в Байройте довел до конца его сын Карло да Бибьена.
Вид на сцену оперного театра из партера
Интерьер оперного театра полностью выполнен из дерева. Три яруса соответствуют трем слоям тогдашнего общества. Примечательно, что, несмотря на пышное оформление княжеской ложи, маркграфы почти никогда там не сидели. Маркграфиня предпочитала наблюдать за действом на сцене из трона в первом ряду партера. Партер, между прочим, тоже не всегда был частью зрительского зала. Часто актеры танцевали прямо в партере, а зрители наблюдали за происходящим со своих мест в ложах.
Замечательную потолочную фреску «Аполлон и девять муз» выполнил Иоганн Бенджамин Мюллер (Johann Benjamin Müller) из Дрездена. На ней он изобразил мифологические сцены из «Метаморфоз» Овидия.
В оформлении потолка повсеместно используется техника трампё - создания иллюзии объемного пространства с помощью света и тени
Оперный театр был качественным рывком в культурной жизни Байройта. Дочь прусского короля, воспитанная в Потсдаме на европейских традициях королевского двора, приехала в Байройт и увидела здесь пастбища и дома простых людей. О дворце, в котором она жила, я
уже писал. Маркграфиня все больше удалялась от реальной жизни, пытаясь найти убежище в мире книг, музыки и поэзии. Сильная душевная травма от измены мужа привела к практически полной отрешенности от реальной жизни. Маркграфиня мечтала о рае для своей души, и построила этот оперный театр. По её собственным словам, оперный театр стал неё Аркаидей - потерянным раем. Маркграфиня самостоятельно сочиняла оперы, которые потом ставили на сцене её оперного театра.
Над сценой висит фамильный герб Пруссии (красный орел), символизирующий притязания Пруссии на владение Байройтом
После смерти Маркграфини оперный театр закрыли. Следующий после смерти Фридриха маркграф Байройта вынужден был затянуть пояса в княжеском бюджете, поскольку бурная архитектурная деятельность его предшественников (4 дворца и оперный театр за одно поколение) оставила Байройту горы долгов. Скорее всего, сам новый маркграф тоже не питал интереса к культуре. Он закрыл оперный театр, а недавно основанную академию искусств отправил ко двору брата покойной маркграфини - Фридриха Великого. Так скоро погибли мечты фаркграфини о красивом и культурном Байройте.
Весь зрительный зал выполнен в едином стиле
Оперный театр сыграл огромную роль в истории Байройта. Именно благодаря славе этого театра Байройт посетил композитор Рихард Вагнер (Richard Wagner). Из переписки с друзьями он узнал «о самом большом оперном театре в Германии» и приехал в Байройт. Театр оказался недостаточно большим для его граниозных опер, однако бургомистр Байройта Мункер (Muncker) показал потрясающие дипломатические способности, уговорил общественность, взял кредит и выделил из городских владений огромную территорию для постройки нового оперного театра по замыслу великого композитора. Вагнер также построил в Байройте для себя дом, виллу Ванфрид (Villa Wahnfried) с видом на королевский парк. В саду своей виллы и похоронены сегодня Рихард и его супруга Козима (Cosima).
22 мая 1872 года был заложен первый камень в строительство нового оперного театра Вагнера (второго оперного театра в Байройте) на севере города. По этому случаю Рихард Вагнер дирижировал постановкой Девятой Симфонии Бетховена в старом, малом оперном театре. Спустя три года новый оперный театр был готов. С тех пор каждый год (с перерывом на две Мировые войны и послевоенное время) в Байройте проходит оперный фестиваль Вагнера. Об этом фестивале как и об одноименном оперном театре я расскажу отдельно.
Соседство с оперным театром "дом-в-дом" уберегло байройтскую синагогу от сожжения. Хорошо иметь влиятельных соседей
Прямо по соседству с оперным театром расположена Байройтская синагога. В ночь кристальных ножей её, как большинство синагог в Германии, не сожгли, но полностью разграбили. Когда в Вене вам будут рассказывать, что венская синагога - единственная сохранившаяся синагога во всем немецкоговорящем пространстве, вы можете возразить - байройтская синагога, возможно, не так известна, как венская, зато, точности ради, тоже сохранилась.
Оперный театр около 1860 года...
...и сегодня был и остается основной туристической достопримечателностью Байройта
А маленький придворный оперный театр сохранился. Благодаря тому, что больше ста лет театр стоял закрытым, это уберегло его от пожаров, ремонтов, расширений и перестройки. Сегодня оперный театр в Байройте - кандидат на включение в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как «мир фантазии одной женщины на пороге между Абсолютизмом и Просвещением» («Markgräfliche Opernhaus und das Bayreuth der Markgräfin Wilhelmine - Die Idealwelt einer Frau zwischen Absolutismus und Aufklärung»). Каждый год здесь проходят фестивали классической музыки, например, “Musica Bayreuth” или “Bayreuther Barock”. В этом году театр закроют на долгожданный ремонт. Он проработает еще две недели до конца оперного фестиваля Вагнера (Wagner Festspiele) и ближайших два-три года пробудет на реконструкции.