Майские Горы 2012 (Карпатский кардан). Пролог

Jul 11, 2012 10:30

И снова Карпаты на майские
Цель: поиск новых приключений, разведка новых дорог.

Район: Южные и Центральные массивы. Главная часть всей экспедиции будет проходить по одному из горных ущелий Буковины, что на стыке Черновецкой, Ивано-Франковской областей и Румынии. Старая пограничная дорога практически полностью смыта мощным наводнением в 2008 году, по всей видимости, навсегда. Всего по ущелью было N-дцать мостов, в настоящее время - ни одного.

Район считается непроходимым для автомобилей. Территория закрытая, но посещение по предварительному согласованию с пограничниками возможно. Пешая разведка в августе прошлого года показала что при должной вдумчивости и адекватном рулении можно попробовать проехать. Спуск в ущелье точно есть. Далее - русло горной речки и небольшие сохранившиеся участки грунтовой дороги. Часть маршрута была пройдена в августе 2011. В общей сложности, на прохождение всего 40км маршрута планируем 8 дней, из них половина - неизведанного.

Участники - 4 экипажа ТАМ-клуба (две Тойоты, ЛР и Патруль).



Так куда же мы направляемся? чуть-чуть краеведческой информации


Чивчины в деталях
Геологически - Чивчины являются частью Мармаросского массива. Рельеф Чивчин - показательно горный долинный. Орографическими пределами Чивчинских гор являются потоки Шибеный, Черный Черемош, истоки Перкалаба - из севера и востока, долины потоков Соколиная (Соколау), Вазер, Новеллу, Цисла и ее истоки, Белесина - с запада и юга. Следует отметить, что деление на Мармаросские Альпы и Чивчински горы касается украинской части Мармаросского массива. Румынские источники рассматривают этот район совокупно, как горы Марамуреш. Соседние с Мармаросскими альпами - Роднянские Альпы, расстояние до них - 25 км по прямой.



следующая карта большого размера, по клику - полный размер.




Орографически Чивчины напоминают гребень, основой которого является линия главного хребта, а зубцами - боковые отроги, которые спускаются к Черному Черемошу. Главный Чивчинский хребет, который одновременно является частью главного водораздела, начинается от г.Стог 1651 м, и протягивается к г.Крецела (Занога) 1853 м (полностью на территории Румынии), отвечая общему направлению с северо-запада на юго-восток. Линия позвоночника фиксируется вершинами Копилаш, Керничий 1589, Фуратик 1526, Боршутин 1547, Ледескул 1579, Боршутин 1573, В.Будичевска 1678, Кукулик 1581, Чивчинаж 1585, Сулигул 1688, Попадья 1526, Рижоватий (Лостун) 1641, Лостунь Малый 1595, Пирия 1550, Пурул 1617, Штевера 1617, Коман 1724, Команова 1734, Палениця 1750, Гнатася 1767.

Протяжность главного Чивчинского хребта от Стога к Крецели - 67 км (в пределах Украины - 62 км).
Вдоль всего чивчинского хребта проходит Государственная граница Украины с Румынией.

От главного хребта отходят многочисленные короткие отроги в северном и северо-восточном направлениях: Регеска Большая (между долинами Шибеного и Регещика), хребет Русский Дел (между долинами Рагещика и В.Керничего), отроги Керничего (между потоками Керничим и Рабинцем), отрог Боршутина (между ущельями Рабинця и Прелучного), хребет Прелучний (между ущельями Прелучного и Старостаенского), хребет Добринь (между Старостаенским потоком и потоком Добринь), отрог В.Будичевской, Чурюс (в истоках потока Добринь), хребет Чивчин (между ущельями Добрина и Альбина), хребет Альбин (между потоками Альбин и Попадинець), хребет Лостунь (между ущельями Попадинця и Лостуня), хребет Баласинив, в верховьях Лостуня, хребет Ротундул. От Паленици отходит хребет, который соединяет Чивчины с Гринявскими горами.



В юго-западном и западном направлениях (территория Румынии) от главного хребта отходят протяжные ответвления: хребет Рекита (между долинами Соколау и Реки), отрог Будеску (между потоками Дела-будеску и Будеску), хребет Будичевского Петрова, с отрогами Лутяса, Печал и Бейца (между долинами Лутяси, Реки и Вазеру), хребет Торояги с ответвлениями (между долинами Вазеру и Цисли). Традиционно так сложилось, что румынские отроги к собственно Чивчинам - не относят.

Для Чивчинского хребта характерным является наличие субальпийского пояса полонин, протяженность которых - очень большая и в Украинских Карпатах уступает лишь Гринявским горам. Для южной части хребта характерная асимметрия северного (пологий) и южного (крутой) макросклонов. Верхняя часть хребта от Комана к Крецели зашита труднопроходимым жерепом (кустарниковая горная сосна).



Еще одной особенностью чивчинских вершин являются частые скалы-останцы, так называемые "Бабы", высота которых достигает 10-ти метров.
Горное плато Палениця является наивысшим плоскогорьем Украины (ок. 1500м).



Гора Чивчин, 1766 - одна из немногих вершин Украинских Карпат, где есть выходы порфирита - самых давних пород вулканического происхождения.

Клауза Лостунь - наибольшая в Карпатах дамба с шлюзом. Расположена она на высоте 1160 м. Во времена, когда по Черемошу осуществлялся сплав леса - клауза была самым современным инженерным сооружением. Особенностью этой клаузы было распределение аккумулированной воды сразу в две долины: Ч.Черемоша и Лостуня.

Самым выгодным пунктом выхода в Чивчини является с. Буркут (900 м над у.м.), на северную часть - с. Шибене (857 м) в устье одноименного потока. По пути от Шибеного до Буркута есть источник минеральной воды. Также источники "Буркута" есть в самом Буркуте, в 0,5 км выше устья потока, который спадает со стороны Луковицы. В долине потока Альбин, в 4 км выше его устя в Ч.Черемош является еще одним источником минеральной воды "Буркут".

Буркут - самая давняя польская бальнеологическая здравница. Наилучшие свои времена Буркут-курорт пережил в 20-х годах ХІХ века. В те времена там было построено больше 15 вилл. Курорт был разрушен австрийским войском в 1848 году во время подавления революционных беспорядков. В 80-х ХІХ века годах курорт ожил, но последующее его развитие было прервано Первой мировой войной. Планировалась прокладка дороги Гринява - Копилаш, но эти планы остались проектами. Основной поток отдыхающих добирался к Буркуту традиционным путем из с.Гринява через перевал Ватонарка и плоскогорье Луковица. Эта дорога носила имя "дороги Маккензена", которые ее построил для нужд австро-венгерской армии (для выхода к Румынии). Сейчас она не используется, т.к. весьма труднопроходима даже для полноприводных авто, а раньше это была единственная дорога до Буркута, а нынешней, нижней дороги вдоль реки Черный Черемош - не существовало. Да и сейчас нижнюю грунтовую дорогу, что ведет от Буркута в цивилизацию, регулярно размывает ежегодными паводками, часть ее проезжабельна либо на уазке, либо на полноприводном грузовике, кои и есть основной транспорт в тех краях.

image Click to view

видео, ТАМ. В России, Украина, фотоотчет, Карпаты, экспедиция

Previous post Next post
Up