Примо Леви о «Колымских рассказах»

Dec 06, 2011 15:46



«Леви не мог не знать свидетельств о другом, советском аде, ставшем широко известным благодаря книгам Александра Солженицына и Варлама Шаламова. К их произведениям, ценность которых выходит за пределы чисто литературные, отношение Леви было неоднозначным, и мы не будем здесь анализировать его во всех нюансах. Узнав на страницах этих русских писателей жуткий мир, с которым он столкнулся в других проявлениях, Леви пришел к следующему заключению: "Я хорошо изучил первую книгу Солженицына, устанавливая сходства и различия русских и немецких лагерей, и могу сказать одно: в русских лагерях смерть - побочный продукт, а не цель. Разница изрядная". При том, что, как все на Западе, Леви говорит "русские" там, где правильно будет сказать "советские", он вообще недооценивает советский концлагерный террор, который по приемам и идеологии, конечно, отличался от нацистского, но ему как опередившему во времени нацистский принадлежит печальный приоритет, а кроме того, он, так сказать, послужил образцом и наглядным примером последнему, не считая того, что продержался в несколько раз дольше и значительно превысил нацистский по числу жертв.

Еще более несправедливы слова Леви, высказанные по адресу "Колымских рассказов" Шаламова, которого он считал почти порождением сталинской ментальности: "Прискорбно признавать, и это не открытие, что сталинский террор и изоляционизм прививает свою парализующую заразу и своим свидетелям, и противникам. Как бы то ни было, люди, подобные Шаламову, достойны уважения, но по масштабу личности они уступают тем, кто вел борьбу против гитлеровского террора, а в наши дни разоблачает преступления, совершаемые западной цивилизацией в Азии и Африке. (...) Шаламовские страницы хватают за душу и вызывают сочувствие к тому, о чем рассказывается, однако не тем, как рассказывается, и уж тем более не позицией автора. Шаламов свидетельствует как-то больше, чем хотел бы, больше, чем способен, и это как раз в силу своих недостатков и ущемленности, в силу своего положения даровой жертвы"».

Витторио Страда, «Лагерный мир в оценке двух его бывших узников», газета «Русская мысль», в Сети было, но пропало.

сталинизм, нацизм, Варлам Шаламов, "Колымские рассказы", зло, Примо Леви, Александр Солженицын, концентрационные лагеря, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up