Раиса Орлова - литературовед, жена известного германиста и диссидента Льва Копелева. В 1980 году супруги Копелевы выехали на Запад для работы с архивами и были лишены советского гражданства. Копелевы знали Шаламова, общались с ним в шестидесятых годах и, возможно, познакомили его с Генрихом Беллем. Опубликована
переписка Шаламова с Копелевым.
Раиса Орлова делала стенограмму вечера памяти Мандельштама на мехмате МГУ в мае 1965 года, которая потом (наравне с другими) ходила в самиздате, в том числе выступления Шаламова. "Самое сильное впечатление того вечера - Варлам Шаламов".
Ниже отрывок из книги Орловой "Двери открываются медленно", - Benson, VT : Chalidze Publications, 1984, которая вышла в издательстве Валерия Чалидзе в Америке, сразу была переведена на немецкий и, как утверждают, стала бестселлером.
Орлова пишет о почти полной неизвестности Шаламова в Германии начала восьмидесятых годов. В некоторой степени эту лакуну заполнил выход
сборника "Колымских рассказов" (1983) в издательстве Ульштейн.
* * *
Из дневников
Льва и Раисы Копелевых "Мы жили в Кёльне". Харьков: Права людини, 2012.
1982
Рая. 26 января. Мы были на дне рождения у нашего друга, Райни Майера (с ним и его женой Кади мы подружились в Москве). Кто-то вспомнил, что было сообщение о смерти русского писателя. Никто ... не мог вспомнить фамилию. Принесли газету. Так мы узнали о смерти Варлама Тихоновича. ... Безусловно, повод сказать «отмучился». Но вот то, что остается, что осталось?
Конечно, я теперь больше знаю о механизмах «бестселлерства», чем дома, но каждый раз, как сталкиваюсь с конкретными проявлениями, печально. Вот мы, несколько человек, уже год как возимся с замечательным романом Гроссмана. Год, а дело с места не движется.
1988
Лев. 1 августа. Опять в Белграде. Звонили из гостиницы в Москву. Есть разрешение Рае поехать. Необходимо только закончить курс химии. Ужинали у одного писателя дома. Его жена - красиво стареющая, темпераментная бывшая партизанка <...> Она читает «Архипелаг»: «Мне больше по душе Шаламов, ему верю безоговорочно, потому что он пишет без идеологии, без рассуждений. Больше всего люблю Платонова, он - гений. Читала «Котлован» и «Чевенгур», он объяснил мне, что такое большевизм».