Режиссер Джем Коэн, автор среди прочего довольно необычного фильма
"Музейные часы" ("Часы работы музея"), включенного редакцией журнала Cineticle в десятку лучших фильмов 2012 года. Из
интервью кинокритику Сергею Дёшину.
- Чувствуете ли вы значительное различие между документальным и игровым кино? Или, скажем так, где и в чем может заключаться, по вашим ощущениям, граница между документалистикой и игровым кино?
- Я одержим «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова, и в его историях сложно сказать, где документальное заканчивается, а игровое начинается - это частично то, что и придает им такую силу. Документалистика сближается с игровым, игровое сближается с документалистикой. Хорошая документалистика может перенять в себя все богатство и сложность романа, а хороший игровой фильм больше не нуждается в фабрикации ради развлекательности, ради того, чтоб отвлечь нас от действительности.
* * *
Шанталь Акерман - бельгийский режиссер, сценарист, актриса, одна из пионеров современного европейского экспериментального кино.
"Шанталь Акерман: интервью с пижамой"Перевод и публикация на английском в журнале ЛОЛА (Paris between Paris, July 15 and August 6, 2011, Chantal Akerman: The Pajama Interview. Nicole Brenez).
- Помимо ваших сценариев для Les rendez-vous d'Anna (Albatros, 1978) или Un divan à New York (L'Arche, 1996) вы опубликовали две книги: одну пьесу, Hall de nuit, и рассказ «Семья в Брюсселе».
Шанталь Акерман: - По многим причинам я больше верю в книги, чем в образы. Образ - идол в идолопоклонническом мире. В книге нет идолопоклонства, даже если вы можете боготворить персонажей. Я верю в книги. Когда вы погружаетесь в огромную книгу, это как событие, экстраординарное.
- Какие книги были для вас событиями?
Ш.А.: - Это чаще случалось в молодости. Последние несколько лет событиями стали «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, опубликованная спустя пятнадцать лет после его смерти, и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.
* * *
Бельгийский режиссер и сценарист Николя Гроу (
Nicolas Graux):
"Варлам Шаламов и Федор Достоевский - два писателя вне времени. Что-то кинематографичное есть в их рассказах, романах, историях.
Шаламов для меня - это не только описание темной стороны жизни в трудовых лагерях. Он интересен и тем, как в совершенно нечеловеческих условиях можно структурировать память, предавая ей столь художественную форму. Его рассказы безумно многослойны, повествование больше построено на ощущениях, метафорах.
Достоевский - большой источник вдохновения для меня. Французский перевод его произведений очень хорош, он сохраняет рваность языка, некую эпилептичность в структуре предложений. После прочтения любого другого автора машинально сравниваю его с Федором Михайловичем, он стал эталоном для меня. Как ему удалось заключить весь человеческий опыт внутри одного персонажа, да и вообще, как один человек за одну жизнь может написать так емко, - парадокс".
Газета
Вечерний Магадан, 6 декабря 2018 №49