Архимандрит Августин. Миссионерская деятельность Тихона Шаламова на Аляске (окончание)

Jan 08, 2016 06:26

( начало)

„Отец Тихон!
Чем и как мы можем отблагодарить Вас за все труды, понесенные Вами за время Вашего 10-летнего служения в этой церкви! И подлинно, сам Бог послал Вас в такое время, когда требовался здесь сильный и ревностный пастырь, могущий оградить стадо от таких волков, которые с настойчивостью и лестью начинали ополчаться против нашей меньшей братии. Вы, как истинный воин Христов, не страшась раскаленных злобой стрел, облекшись в броню правды, выходили на проповедь, и мечом духовным рассеивали тьму, которая, надвигаясь на нас извне, заволакивала нас постепенно неверием. Вы, Вашими неусыпными бдением и проповедью, возжигали тлеющий огонь в сердцах своих пасомых и укрепили их в вере.
Вы, о. Тихон, исполнили все, что зависело от Вас, и вполне оправдали выбор нашего архиерея. Будем же молиться, чтобы Бог дал нам подобного Вам делателя, дабы не заглохло семя, посеянное Вами на ниве Христовой. Я не стану распространяться о том, какую духовную пользу Вы принесли нам своими добрыми делами, примером и учением, но, однако, не могу не упомянуть, что главное и самое вредное зло - пьянство - Вашим долгим старанием и терпением ослаблено; кроме того, сколько людей Вы пробудили от сна греховного и привели к свету познания и уразумения истины.
И за все это, один только Бог может воздать Вам мзду, как здесь на земле, так и в будущем веке. Мы же, от лица здесь стоящих и отсутствующих, Ваших прихожан, почтительнейше просим принять сию икону в молитвенную память о нас. Да будет тот, чей образ изображен на этой иконе, Вам и Вашему почтенному семейству, спутником во время Вашего путешествия на море и на суше.
О. Тихон благодарил за выраженные чувства и за икону, просил всех молиться за себя, обещая, что и он всегда и везде будет поминать их на молитве перед святым престолом Божиим“»35.

…Отец Тихон вернулся на родину в разгар первой русской революции. А в феврале 1917 года в России произошла очередная революция, после чего был совершен Октябрьский переворот. В годы большевистского террора семья отца Тихона претерпевала лишения; испить горькую чашу до дна довелось одному из его сыновей - Варламу Тихоновичу Шаламову…

_____________________________

1 Американский православный вестник (далее - АПВ). 1901. № 14. 15-28 июля. С. 297-298.
2 Шаламов Тихон, свящ. Описание Кадьякского прихода (По архиву Кадьякской миссии) // АПВ. № 7. 1897. 1-13 декабря. С. 230-231; № 8. 1897. 15-27 декабря. С. 265-266; № 9. 1898. 1-13 января. С. 292-293; № 10. 1898. 15-27 января. С. 321-323.
3 АПВ. 1898. № 10. 15-27 января. С. 322.
4 Из походного журнала за 1895 год священника Кадьякской Воскресенской церкви Тихона Шаламова // АПВ. 1896. № 2. 15 сентября. С. 22-24; № 4. 14 октября. С. 57-58; № 7. 1 декабря. С. 118-119; 1897. № 22. 15 июля. С. 163-164; № 23. 1 августа. С. 496-497.
5 Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Аляскинского по Аляске // АПВ. 1899. № 22. 17-27 ноября. С. 593-594.
6 Из архива Кадьякской церкви. 12 писем, частью принадлежащих перу первых миссионеров Алеутской епархии, частью адресованных к ним разными лицами. Сообщил священник Кадьякской Вознесенской церкви Тихон Шаламов // АПВ. 1899. № 17. 1-13 сентября. С. 467-470; № 18. 15-27 сентября. С. 492-496. Несколько писем из архива Кадьякской миссии // АПВ. 1900. № 6. 15-28 марта. С. 125-127.
7 АПВ. 1899. № 5. 1-13 марта. С. 138-139. Подробнее о школе в Кадьяке см.: АПВ. 1900. № 7. 1-14 апреля. С. 144; № 22. 14-28 ноября. С. 444-446.
8 Столетний юбилей // АПВ. 1899. № 6. 15-27 марта. С. 162-171.
9 АПВ. 1899. № 11. 1-13 июня. С. 314-315.
10 АПВ. № 11. 1-13 июня. С. 315-317.
11 О праздновании святок, святочная елка в Кадьякской школе 29 декабря 1899 г. Письмо священника Тихона Шаламова с Кадьяка. 18 января 1900 г. // АПВ. 1900. № 6. 15-28 марта. С. 129-131.
12 АПВ. 1900. № 7. 1-14 апреля. С. 145.
13 Анатолий, архимандрит. Из отчета о поездке для благочиннической ревизии приходов Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского летом текущего (1898) года // АПВ. 1899. № 3. 1-13 февраля. С. 90.
14 Там же. С. 91. Подробнее см. с. 91-92.
15 Участник торжества. Открытие Германовского приюта на Аляске // АПВ. 1901. № 23. 1-14 декабря. С. 495-496. Подробнее см.: Пашковский Ф., свящ. К открытию женской школы-приюта в Кадьяке // АПВ. 1901. № 14. 15-28 июля. С. 297-300.
16 АПВ. 1903. № 3. 1-14 февраля. С. 35.
17 Самойлович С. К месту своего назначения - в Аляску // АПВ. 1903. № 3. 1-14 февраля. С. 44.
18 АПВ. 1904. № 1. 1-14 января. С. 18.
19 АПВ. 1901. № 4. 15-28 февраля. С. 86.
20 Там же. С. 86.
21 Общество трезвости в Кадьяке // АПВ. 1901. № 12. 15-28 июня. С. 254-256. Подпись автора: «Один из трезвенников».
22 АПВ. 1901. № 10. 15-28 мая. С. 210.
23 АПВ. 1904. № 13. 1-14 июля. С. 264.
24 АПВ. 1904. № 10. 15-28 мая. С. 204.
25 Шаламов Тихон, священник. По миссии // АПВ. 1904. № 7. 1-14 апреля. С. 132-136; № 8. 15-28 апреля. С. 149-154; № 9. 1-14 мая. С. 165-172; № 10. 15-28 мая. С. 188-196.
26 АПВ. 1896. № 1. 1 сентября.
27 АПВ. 1898. № 20. 15-27 июня. С. 596.
28 АПВ. 1901. № 12. 15-28 июня. С. 257.
29 АПВ. 1904. № 11. 1-14 июня. С. 224.
30 АПВ. 1903. № 2. 15-28 января. С. 31.
31 АПВ. 1904. № 1. 1-14 января. С. 18.
32 АПВ. 1904. № 14. 15-28 июля. С. 284.
33 Х. (инициал). Отъезд о. Тихона Шаламова на родину // АПВ. 1904. № 13. 1-14 июля. С. 254-255.
34 АПВ. 1904. № 14. 15-28 июля. С. 284.
35 Последняя литургия, совершенная священником Тихоном Шаламовым в Кадьякской Воскресенской церкви, июня 6 дня 1904 года // АПВ. 1904. № 17. 1-14 сентября. С. 347-348.

Приложение 1

Ответ на нападки на православную церковь в Аляске капитана S. P. Elliot // Американский православный вестник. 1900. № 14. 14-28 июля. С. 286-290.

В № 9 нашего журнала (в английском тексте) мы уже говорили раз (по поводу заметки «Ruination of the Alaska Fisheries» в «Weekly Examiner» от 9 марта 1900 года) о рапорте в военное министерство в Вашингтоне, капитана S. Р. Elliot, который в прошлом году был послан в Аляску для исследования рыбных промыслов. Помещаем теперь присланное нам православным священником в Кадьяке, о. Т. Шаламовым, более полное обсуждение высказанных в этом рапорте взглядов на дело православной церкви в Аляске.

Надеюсь, уважаемая редакция не откажется дать место в своем органе моему ответу на лживые наветы на церковь Греко-Российскую и мою деятельность в Кадьяке со стороны некоего капитана S. P. Elliot, в прошедшее лето осчастливившего своим часовым присутствием Кадьяк.

1. Г-н капитан утверждает, что положение алеутов бедственно. Действительно, это справедливо. Но каким путем убедился он в этой истине? Не простая ли это догадка его, случайно совпавшая с истиной? Он не был ни в одном алеутском селении ни на Кадьяке, ни в Афогнаке, ни в ближней от Кадьяка Аляске, и, кажется, не видел здесь ни одного алеута. Неизвестно, был ли он где-нибудь и в других местах, входил ли в нужды туземцев, в расспросы о их житье-бытье. А без такого опроса, наблюдения, исследования едва ли возможно делать такие смелые и категорические умозаключения и утверждения. Может быть, о бедственном положении алеутов ему сказали на Кадьяке? Но почему капитан поверил сказанному без личной проверки и ни одним словом не обмолвился о причинах оскудения и бедности алеутов? Нам кажется, следовало бы ему, как честному, нелицеприятному, верному гражданину, обо всем дознавшись на основании фактов, указать правительству и причины оскудения. Быть может, те лица, которые давали ему сведения об алеутах, имели свои основания умолчать о причинах алеутской бедности... Да и как можно в таком важном деле, касающемся жизни человека, так бестактно и поспешно делать доклады? Я живу на Кадьяке, наблюдая жизнь алеутов, не час и не два, как капитан Elliot, а седьмой уж год, и даже ежегодно более месяца живу с ними одной жизнью, разделяя и ложе и стол их, и по опыту вижу, что все зло для Аляски происходит от недостатка здесь честных, верных американцев, радящих о благе народном, которые бы нелицеприятно, правдиво и свободно давали показания правительству о всех печалях алеутских, их насилии, граблении, развращении. А здесь бывает, что правительственными чиновниками назначаются лица ниже средней нравственности алеутов. Неужели такие личности могут поддержать престиж правительства и вызвать симпатии, любовь и уважение к нему?

2. Капитан Elliot утверждает в своем рапорте, что греко-российская церковь в ее представителях властвует и давит алеутов, господствуя стаду. Опять утверждение более чем странное и притом уже вполне лживое. Алеуты во всем благодарны церкви русской, ибо только от ее представителей и видят они к себе в Аляске человеческое отношение. Церковь российская - их просветительница и воспитательница религиозно-нравственной их жизни. Отношения к представителям ее со стороны алеутов братские, сыновние, искренне-любезные не только в Кадьяке, но и по всей почти Аляске. О давлении тут не может быть и речи, а только взаимная, Христова любовь царит между ними. Где факты давления, насилия, рабства? Все подобное, прежде чем утверждать, следовало капитану Elliot’y доказать, а без фактов утверждения его более чем странны, если не сказать бесстыдны. Не Русская церковь давит алеутов и, можно сказать, держит в полном рабстве, а кто-то другой и другое, что капитан Elliot увидел бы без особого труда, если бы не смежил очей своих или счел нужным их открыть.

3. Капитан утверждает, что кадьякский священник подстрекает жителей на бунт и измену (американскому. - Авт.) правительству. Какие дикие и до бесстыдства голословные речи! Где и сему факты? Кто это слышал? При каких лицах говорено это было и на каком месте? Отчего г. капитан не назовет по именам тех лиц, которые ему сообщали эти нагло лживые сведения? Нет, г. капитан, не бунт и восстание, а безусловную верность и преданность закону и правительству мы всегда проповедовали народу, - разумеется, постольку, поскольку эти вопросы входят в учение Христово, не входя ни в какие политические и иные, чуждые Христову учению речи и «басни», как говорить апостол. Правительству Штатов и закону мы всегда оказывали и оказываем полное послушание и нелицеприятное уважение, точно так же, как и истинным, честным представителям его, все это стараясь и примером и словом вселить и внедрить в сердца и умы жителей Кадьяка. Но к представителям и гражданам страны лживым, низким, только позорящим и пятнающим честь передовой и просвещенной нации, мы всегда относились и будем относиться с полным и нескрываемым презрением и гадливостью.

4. В заключение капитан Elliot пишет, что влияние русского священника в Кадьяке безусловно клонится и есть «for evil». В каком отношении и в каком смысле? Где опять тому факты и свидетельства? Ведь и в Евангелии еще Никодим заметил фарисеям, бесфактно и голословно судящим: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Прежде чем обвинять и осуждать, выслушал ли нас капитан, расспросил ли, разведал ли? Нет. Наше знакомство, свидание с г. капитаном длилось не более пяти минут, и когда мы хотели ему доложить кое что о печалях алеутских, он не желал ничего выслушать и узнать, отговариваясь для приличия недостатком времени, решив уже заранее, подобно фарисеям времен Никодима, что из Галилеи не приходит пророк.

Конечно, нескромно мне писать о своих заслугах в Кадьяке, но да извинят меня, если я скажу об этом два слова ввиду категорического утверждения г. капитана, что мое влияние на народ в Кадьяке есть явное зло.

Всем известно, что большое несчастье для правительства, когда граждане гниют в разврате и пьянстве. Нашими неусыпными трудами пьянство и разврат в Кадьяке и в особенности между алеутами значительно ослаблены. В каждом селении на Кадьяке есть немало лиц, уже несколько лет положительно не употребляющих спиртных напитков, а в некоторых селениях даже все без исключения трезвенники. Разврат все слабеет и слабеет. Притом справедливость требует заметить, что борьбу с пьянством причт вел и ведет при полном равнодушии со стороны правительственных чиновников, из которых некоторые сами предавались пьянству едва ли не более туземцев, а другие явно, открыто нарушают закон о продаже питей алеутам.

Правительство желает иметь честных, не преступных граждан. Мы в продолжение шести лет неумолчно проповедовали в церкви, домах, школах о необходимости человеку в жизни проникнуться до глубин сердечных началами жизни Христовой, ими одними руководиться, на них полагаться и из них исходить не только в делах и поступках, но даже в мыслях и намерениях. Наши наставления, поучения, обличения и увещания, благодаря помощи Всевышнего, не были гласом вопиющего в пустыне. Многие верные сыны и дщери церкви нашей внимали им и жизнь свою по ним располагали. Это свидетельствовали и могут засвидетельствовать многие сотни членов нашей церкви. Посмотрите рекорды судебные в Кадьяке: много ли преступлений и каких совершено членами нашей церкви? Есть ли хоть одно преступление вполне преступное, так сказать? Почти полное отсутствие преступлений не есть ли результат доброго воздействия на сердца и волю жителей греко-российской церкви и ее представителей?

Правительство желало и желает испытать в Аляске культуру хлебных и огородных растений. На такой призыв мы с радостью откликнулись и по мере знаний и досуга послужили и поныне служим этому благому делу. Отчасти чрез наше посредство были выписаны для Аляски с крайнего севера России семена культивируемых там хлебов. Чрез нас же жителям Кадьяка даны были пробные семена хлебов и овощей. О результатах своих опытов в прошедший год мы доносили, с приложением возращенных нами хлебов, профессору Джордженсону, правительственному агенту Департамента агрикультуры в Аляске, и от него имеем несколько писем, в которых он объявляет нам свою признательность. Опыты наши были если не удачны, то, во всяком случае, удовлетворительны, тогда как те же опыты других лиц, получающих при том правительственную субсидию на свой труд, произведенные без всякого старания, оказались совершенно безрезультатными. Неужели, г. капитан, и это посильное желание наше придти на помощь правительству в деле алеутского продовольствия также клонится «distinctly for evil»? Обидно, если скромным труженикам так легкомысленно кидают в лицо грязью!

Вместо того, чтобы так поспешно и так смело осуждать греко-российскую церковь, не мешало бы г. капитану заняться своим рыбным делом, на которое он и был послан правительством официально. В этом деле он мог бы, если бы хотел и имел чувствительное и чувствующее чужое горе сердце, принести большую пользу бедным алеутам и заставить их благословлять его и молиться о нем. В Аляске, а в частности, в Кадьяке, идет ужасное расхищение рыбных богатств, этого последнего и единственного источника жизни алеутов. Рыбные торговые компании по всему почти Кадьяку, где только возможно, закрывают реки неводами и другими приспособлениями, чтобы задержать рыбные стаи, идущие для метания икры. Таким варварским насилием жизнь рыб породы «salmon» прекращается в корне. Это все должно было быть известно капитану, ибо о подобных безобразиях знает каждый уличный мальчишка в Кадьяке. Почему же о таком безжалостном хищении горячо не доложить правительству, чтобы оно прекратило зло, пока оно не успело еще пустить недобрые корни, пока не исчезло и это богатство края, как случилось с драгоценным пушным богатством Аляски, что ныне, к сожалению, очень поздно, стало бесспорным фактом. После расхищения пушных промыслов, рыба - последняя надежда алеутов, притом надежда жизни и смерти. Почему бы не доложить о сем как следует? Почему бы еще не предложить рыбным торговым компаниям, расхищающим алеутские богатства, в «fisherman»’ы на свои фабрики брать самих же алеутов вместо привозных китайцев и кочующих по Америке и, в частности, Аляске представителей других стран?

Чрез М. А. Кашеварова алеуты просили г. Elliot’a о том, чтобы он похлопотал в Вашингтоне о выдаче им безвозмездно семенного картофеля, ибо он для них может заменить исчезающую дорогую муку, которую, за отсутствием пушного промысла, им не на что покупать. Что же? Ждали они, бедные, ждали, а от капитана и поныне нет ответа. Придется, бедным, опять всю зиму глодать одну сухую, как палка, «юколу».

Многое просится на перо, о многом говорит наболевшее сердце... Но кому поведать? Кто здесь поймет? Кто захочет выслушать, когда всю твою многолетнюю деятельность, которой ты отдаешь душу, какой-нибудь верхогляд чиновник, заглянувший, в роде Elliot, на часок в Аляску, одним росчерком пера называет прямо «еvЁl», а тебя именует правительственным бунтовщиком!.. Не совсем весело и радостно.

Но да мир будет и с капитаном!.. Господь да простит ему его клеветническое бесстыдное легкомыслие и вразумит недобрых и злых людей, так коварно введших его в заблуждение и ложь.

Те из газет, которые доверились лживым показаниям капитана Elliot-a, прошу перепечатать мой ответ ему.

Священник русской церкви в Кадьяке,

Тихон Шаламов. 1900 года, 5 июня

_____________________________

1 Американский православный вестник (далее - АПВ). 1901. № 14. 15-28 июля. С. 297-298.

2 Шаламов Тихон, свящ. Описание Кадьякского прихода (По архиву Кадьякской миссии) // АПВ. № 7. 1897. 1-13 декабря. С. 230-231; № 8. 1897. 15-27 декабря. С. 265-266; № 9. 1898. 1-13 января. С. 292-293; № 10. 1898. 15-27 января. С. 321-323.

3 АПВ. 1898. № 10. 15-27 января. С. 322.

4 Из походного журнала за 1895 год священника Кадьякской Воскресенской церкви Тихона Шаламова // АПВ. 1896. № 2. 15 сентября. С. 22-24; № 4. 14 октября. С. 57-58; № 7. 1 декабря. С. 118-119; 1897. № 22. 15 июля. С. 163-164; № 23. 1 августа. С. 496-497.

5 Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Аляскинского по Аляске // АПВ. 1899. № 22. 17-27 ноября. С. 593-594.

6 Из архива Кадьякской церкви. 12 писем, частью принадлежащих перу первых миссионеров Алеутской епархии, частью адресованных к ним разными лицами. Сообщил священник Кадьякской Вознесенской церкви Тихон Шаламов // АПВ. 1899. № 17. 1-13 сентября. С. 467-470; № 18. 15-27 сентября. С. 492-496. Несколько писем из архива Кадьякской миссии // АПВ. 1900. № 6. 15-28 марта. С. 125-127.

7 АПВ. 1899. № 5. 1-13 марта. С. 138-139. Подробнее о школе в Кадьяке см.: АПВ. 1900. № 7. 1-14 апреля. С. 144; № 22. 14-28 ноября. С. 444-446.

8 Столетний юбилей // АПВ. 1899. № 6. 15-27 марта. С. 162-171.

9 АПВ. 1899. № 11. 1-13 июня. С. 314-315.

10 АПВ. № 11. 1-13 июня. С. 315-317.

11 О праздновании святок, святочная елка в Кадьякской школе 29 декабря 1899 г. Письмо священника Тихона Шаламова с Кадьяка. 18 января 1900 г. // АПВ. 1900. № 6. 15-28 марта. С. 129-131.

12 АПВ. 1900. № 7. 1-14 апреля. С. 145.

13 Анатолий, архимандрит. Из отчета о поездке для благочиннической ревизии приходов Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского летом текущего (1898) года // АПВ. 1899. № 3. 1-13 февраля. С. 90.

14 Там же. С. 91. Подробнее см. с. 91-92.

15 Участник торжества. Открытие Германовского приюта на Аляске // АПВ. 1901. № 23. 1-14 декабря. С. 495-496. Подробнее см.: Пашковский Ф., свящ. К открытию женской школы-приюта в Кадьяке // АПВ. 1901. № 14. 15-28 июля. С. 297-300.

16 АПВ. 1903. № 3. 1-14 февраля. С. 35.

17 Самойлович С. К месту своего назначения - в Аляску // АПВ. 1903. № 3. 1-14 февраля. С. 44.

18 АПВ. 1904. № 1. 1-14 января. С. 18.

19 АПВ. 1901. № 4. 15-28 февраля. С. 86.

20 Там же. С. 86.

21 Общество трезвости в Кадьяке // АПВ. 1901. № 12. 15-28 июня. С. 254-256. Подпись автора: «Один из трезвенников».

22 АПВ. 1901. № 10. 15-28 мая. С. 210.

23 АПВ. 1904. № 13. 1-14 июля. С. 264.

24 АПВ. 1904. № 10. 15-28 мая. С. 204.

25 Шаламов Тихон, священник. По миссии // АПВ. 1904. № 7. 1-14 апреля. С. 132-136; № 8. 15-28 апреля. С. 149-154; № 9. 1-14 мая. С. 165-172; № 10. 15-28 мая. С. 188-196.

26 АПВ. 1896. № 1. 1 сентября.

27 АПВ. 1898. № 20. 15-27 июня. С. 596.

28 АПВ. 1901. № 12. 15-28 июня. С. 257.

29 АПВ. 1904. № 11. 1-14 июня. С. 224.

30 АПВ. 1903. № 2. 15-28 января. С. 31.

31 АПВ. 1904. № 1. 1-14 января. С. 18.

32 АПВ. 1904. № 14. 15-28 июля. С. 284.

33 Х. (инициал). Отъезд о. Тихона Шаламова на родину // АПВ. 1904. № 13. 1-14 июля. С. 254-255.

34 АПВ. 1904. № 14. 15-28 июля. С. 284.

35 Последняя литургия, совершенная священником Тихоном Шаламовым в Кадьякской Воскресенской церкви, июня 6 дня 1904 года // АПВ. 1904. № 17. 1-14 сентября. С. 347-348.

религия, семья, Тихон Шаламов

Previous post Next post
Up